Прыжок — это просто, как вальсовый шаг,
Как в детстве учил отец.
Алиса кивает, сжимает кулак
И слушает стук сердец.
Насколько же эта нора глубока?
Неважно — приборы врут.
Алиса дрожит — хрупка и легка.
Тяжёл за спиной парашют.
Кролик щёлкает крышкой часов:
«Время. Первый — пошёл.»
Алиса швыряет свой страх под засов,
В чулан — чтоб никто не нашёл.
Нетрудно попасть в колдовскую страну.
Как выбраться — вот в чём вопрос.
Алиса глотает густую слюну
И крепче сжимает трос.
Важней не «кто выживет? кто умрёт?»,
А — кто сохранит лицо.
Алиса делает шаг вперёд
И дёргает за кольцо.
© sam_newberry
writercenter.ru/library/fentezi/roman/chudovische-haosa/
С самого начала выделил этот роман, и мои ожидания оправдались. Умный и вкусный текст про то, что в условиях постапокалипсиса всем остаётся жить прошлым, и только лишь Избранный будет жить будущим.
Мир этого текста, конечно же показался мне очень жестоким и странным. Ясное дело, при столкновении с нечеловеческим человеческому нелегко будет выжить, даже если это столкновение лишь с теневой стороной Университета и его обитателей.
Я называю такие фантасмагории, с реальностью, изменённой не под бытие человека, синдромом поиска выхода из лабиринта. Это сказка и притча о многих вещах, например, о роли образования в жизни. Сказки часто говорят языком сравнений и иносказаний, и вот в этом романе автор рассуждает про важные истины, но антураж пишет на языке хоррора.
Конечно, ещё этот текст постмодернизм, магический реализм и деконструкция баек о студенческой жизни. А ещё скриммер, фантасмагория, и дыхание Хаоса. Есть же ведь много страшилок про то, как один человек сделал что-то не то, или нарушил запрет, и попал в инфернальное место. Причём когда запрет не поддаётся формальному логическому обоснованию, становится только страшнее, — здесь включается элемент мистики. Ну а здесь, вероятно, что-то не то совершило всё человечество.
Итак, Тесей вошёл в Лабиринт, что бы убить Минотавра. В роли Лабиринта у нас Университет, за Минотавра отдувается Чудовище Времени, — эдакая философская материализация на утерю отживших порядков и знания, а в роли Тесея у нас прекрасная аспирантка.
Итак, Яна попала в сюрреалистический Университет из поражённого катаклизмами Мира. За стенами Университета полуразрушенный город. Вероятно, человечество ещё использует какие-то достижения цивилизации, по крайней мере электричество у них есть, но это скорее не жизнь, а борьба за существование. На таком фоне сам Универ может казаться благополучным и сытым убежищем. Укрывшись за стенами лабораторий и кафедр преподаватели и студенты уцепились ха вовсе не нужные знания, в попытке забыть, что за пределами Университета уже нет нормального мира. Не нормальное и иррациональное царит и в самом Универе. Законы мистики иногда заменяют здесь логику. Принимая изменённые правила жизни за норму обитатели Университета открывают дорогу чудовищам. Таким образом те, кто сдались, станут жертвой Чудовища.
С другой стороны, а вообще существуют не нужные, лишние знания? Может быть, сохранять свои знания, — это способ остаться нормальным после разрушения мира. Может тем различается настоящий учёный и обыватель, тем, что первый кое-что сохраняет, когда всё потеряет последний.
Ну а что можно же потерять, когда ты в лабиринте? Ну, конечно, свою адекватность и человечность.
Так Алиса упала нору, Петр Брок вошёл в Миллер-Дом, а Ричард попадает в Задверье под Лондоном. А лучший вор Санктуария приключается в подземельях волшебника (Одиннадцать сребреников из цикла про Мир Воров).
Во всех подобных историях относительно адекватного персонажа не наша реальность, а какая-то сюрреалистическая инфернальность. На самом деле достаточно много произведений с подобным приёмом искажения основ логики мира, когда окружение переходит из области рационального к ирреальности.
На таком фоне легко выводить всякие постмодернистские сюрные вещи, хотя это потребует определённого багажа знаний читатели и уровня автора. Например, так порой пишет Муркок, и даже не в цикле про Эльрика, где сам Хаос велел, а в замешенной на стилизации серии про семейство фон Беков. Смотри, например, Пёс войны и боль мира.
Продолжаем рассматривать ситуацию, “адекватный герой на фоне реальности странного”. Казалось, какой бы полезный посыл можно извлечь из истории, в описаниях которой по стене ползут глюки, словно в песнях Агаты. Между тем, смысл в том есть. Не говоря уж о том, что подобные фоны отличное поле для философии.
Приоткрою для Вас интересную сторону Хаоса. Итак, если рациональность реальности вдруг дала трещину, и бытовые предметы ведут себя как-то не так, а через разлом с Той на Ту сторону лезут страшные демоны с когтями и щупальцами, не спешите звоните экзорцистам. Если с чудовищами не получилось бороться реальными методами, это не мир изменился, а сам наблюдатель.
Даже если бежать со всех ног, убежать от проблем не получится. Для того, что бы победить своих демонов и отыскать выход лабиринта, герой должен измениться самостоятельно. И вот это то общее, что есть во всех этих сюрных историях, от Алисы в Стране Чудес до Чудовища Хаоса. И, пожалуй, это важнейший урок противостояния Порядка и Хаоса.
Воспринимать этот текст можно по-разному. Как большую аллюзию на выражение “Сессия это конец света студента”, в психоделическом стиле, или же как бытовую рассказку, такую вот сказку студенческую.
Как всамделишный апокалипсис в стенах отдельно взятого Университета, который сначала подвёргается, а потом побеждает Забвение.
Как ужастик, про охоту на чудище при конце света. Тогда довольно жуткая фантастика у нас получается. У этого текста своя глубина, оставляет он много отзвуков, пространство для мысли, идеи от автора.
Навевает идеи о сути науки и знания, образования, о необходимости разных вещей и порядков. Заставляет задуматься об истинных ценностях, — Дружбе и Смелости, Любопытстве и Памяти. Благодаря Чудовищу Хаоса в очередной раз убедился, самые важные темы сохраняют значение и в бытовой жизни, и в антураже ужастика, сюра, фантастики.
Сам мир Универа мне очень понравился, погружение получилось вполне интересным и до дрожи реальным. Плюс к такому сюрному миру прилагается отменная композиция, сопереживание главным героям, по-настоящему стильный язык, очень вкусное исполнение и богатое воображение автора.
Всё это можно ставить в пример многим конкурсным авторам.
Собственно, по исполнению накопать можно много цитат, оседающих в памяти:
— Легче оживить людей, если они умерли, чем книги. Они — это всё, что у нас здесь осталось. И вообще, зачем нужен автор, у которого нет книг?
Избранная — не значит самая умная. Не значит — самая сильная. Ни всеми любимая, ни самая удачливая, ни самая красивая, ни какая-нибудь там ещё. Избранная — значит, просто избранная. Или вообще ничего не значит.
Минуту назад я чуть не совершила самую страшную ошибку в своей жизни. На что нужен учёный, который сомневается в своей собственной науке?
Учёный может ошибиться, и он от этого не перестанет быть учёным. Но если он сядет, сложив руки, вот тогда…
Опечатка, вторая глава:
Мимо сновали студенты, кто-то требовал вернуть конспекты, кто-то облился горчим кофе и теперь ругался, на чём свет стоит.
Опечатка в конце восьмой главы:
Университет покачнулся. В то же мгновение мы услышали грохот. Это вернулось чудовище — я узнавала ему по шуму в далёких галереях.
Жаль только, что и в сюрреалистическом мире борьба за выживание приводит к войне. Я, одновременно, и угадал, и не угадал подобный конец. Восстановление Универа было ожидаемым, а война факультетов, к сожалению, очень реалистичной для мира Чудовища Хаоса.
Вот чего я не до конца осознал, — это как именно Яна победила чудовище. Не хватило тут символизма, раскрытия значения Чудовища Хаоса и Меча Древних Чудовищ для мира Университета. Не хватило буквально пары абзацев н то, и на это. Не хватило в финале обоснования, что именно в психологии Яны лишило тут силы чудовище. Еще, как автор себе этот меч представляет, мол, это Истина, Жажда Открытий и Любопытство, ну и так далее. В остальном все здесь в тексте случилось логично, пусть у этого мира и искажённая логика.
Уважаемая Марина Чурсина, спасибо за такой замечательный и 'академический' текст здесь на конкурсе, много плюсов в копилку Вашего произведения!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.