Нея Осень Рецензия на роман Марии Чурсиной "Чудовище хаоса"
 

Нея Осень Рецензия на роман Марии Чурсиной "Чудовище хаоса"

+19

Топик романа Марии Чурсиной «Чудовище хаоса»

 

Участники клуба привыкли к моим отзывам, но тут человек незнакомый, поэтому постараюсь помягче.

Я в некоторой растерянности, если честно. Что автору безусловно удалось показать, так это – хаос. Сам стиль повествования – беспорядочный, нервозный, я бы сказала — небрежный. Будто попадаешь в банку с пауками, где мало что видно, все хаотично движется, невнятные звуки, запахи, вспышки света, странно и неуютно. Сюжет несется, дергается, героиня постоянно где-то бродит, сутками не ест и не спит, не моется, только рыщет, следит, подслушивает, сражается и спорит, как заведенная. Не супергерой, обычная девушка, борется со своим страхом, упорно идет к цели, как и положено Избранной.

По наполнению романа всякими магическими штуками, не буду перечислять, чтобы не плодить спойлеры, мне представляется эдакий микс Гарри Поттера и Алисы.  

Очень много так называемых крючков, которые предназначены цеплять внимание на интригу. Это хорошо, когда крючка хотя бы один-два на главу, таких значительных, когда читатель запоминает и надеется на их дальнейшее развитие и объяснение. Но когда россыпь мелких – если бы я читала просто ради развлечения – запуталась бы и плюнула, тем более, что многие непонятки так и не были раскрыты или попросту смазаны. Все настолько сумбурно, что докопаться до истины весьма сложно.

Я так и не нашла причины, почему героиня так стремилась попасть в университет. Ладно бы она бредила каким-то конкретным направлением в науке. Так нет же, она просто хотела стать ученым. Зачем – неясно.

Она пришла, ее взяли, почему — ни героине, ни читателю неведомо. Шеф почувствовал, что она станет избранной? А что видим в тексте?

Знаешь, почему я взял тебя? Девочку с улицы, четвёртую из троих возможных? Какая была истинная причина этого?

Я стояла, не зная, куда девать руки и глаза. Меня внезапно сделалось слишком много даже в просторном кабинете Шефа. Никак не исчезнуть, не раствориться, и даже развернуться и уйти — ни сил, ни решимости.

— Ну а как я мог не взять такую красивую девушку, в платье с открытыми ключицами?

Гхм…

Действие происходит в университете, в последнем оплоте науки и хранилище памяти, накопленных знаний о мире, которого больше нет. Но причины и последствия его гибели автор умалчивает. В тексте есть всего лишь несколько мазков, которые ничего не объясняют. Непонятны взаимоотношения внутри семьи героини, почему они такими сложились. Что за арматурные деревья растут из земли и прочее.

Не раскрыта магия – она только в универе, или есть и за его пределами? Как она работает, откуда берется – непонятно.

Такое впечатление, что автор надергал магических штук отовсюду – одних для использования героями, когда нужно, других – просто для антуража.

Такие штрихи, как исчезновение пальцев на руке персонажа, кольца из проволоки, как она купила пропуск в университет – за семь с половиной лет жизни! – которым нет ни объяснения, ни развития, но они зачем-то присутствуют – вероятно просто так.

Универ — – живой организм, двигается, дышит, живет своей жизнью, весь пропитан пылью, темен, окутан туманом, наводнен болотами, ловушками, помещениями, куда никто не ходит.

И вот что странно – порядки, царящие в этом храме науки.

Студенты почему-то живут в так называемых коллекционных:

Коллекционная, где обитали мы с Викой, — это два стола вдоль стены, два окна, выходящих на университетский двор, почти безлюдный, и множество стеллажей до самого потолка. Узкие полочки, на каждой — коробка с засушенными экземплярами.

Но:

Университетская коллекция — последнее, что осталось от живой земли. Её утрата была бы невосполнима.

Последние в мире мухи, потому что живая природа снаружи давно умерла. Каждая из этих крошечных двукрылых ценилась едва ли не больше человеческой жизни.

А студенты роняют коробки, насекомые расползаются, разлетаются, теряются и мрут. Студенты бросаются бесценными древними книгами – какая тут логика?

Учащиеся не понимают языка других факультетов, но когда начинается заварушка – об этом благополучно забывают и спокойно ведут переговоры.

Неуспевающих студентов могут отчислить, хотя было сказано, что из этих стен никто не возвращается, или их отправляют в музей – они становятся засушенными насекомыми или еще чем-то или кем-то. В каких случаях и что влияет на этот выбор – тоже непонятно.

Вас четверо, — кивнула Аша, будто прочитала мои мысли. — А обычно берут только троих. Троих лучших выпускников кафедры. Это значит, что через год двое из вас уйдут в музей. Не один, как обычно, а двое. Пятьдесят на пятьдесят. Ещё через год уйдёт третий. И только тот, кто победит в этом соревновании, выиграет право остаться в университете. Станет настоящим учёным.

Мало того:

— Это приказ Шефа. Тут вам не шутки, в прошлом году целая группа пропала, шли на лекцию в крыло физиков и не дошли.

— Тех студентов нашли? — спросила я, уже предчувствуя ответ.

— Нет.

Целая группа студентов канула в небытие.

Они наводили ужас на весь университет. Был неписанный уговор: раз в году факультеты выбирали троих аспирантов, которых приносили в жертву. Их отводили на минус третий этаж, откуда никто никогда не поднимался.

Со временем трёх аспирантов им сделалось мало. Проректора требовали всё больше и больше жертв. По ночам они стали выбираться на верхние этажи и убивать тех, кто бродил по коридорам. И тогда факультеты решили их уничтожить.

— И тогда собирались девять завкафов с естественных факультетов и семь завкафов с гуманитарных. Страшная это была битва, Туман, пролилось так много крови. Немногие, видевшие её, выжили.

Прелестно.

Смысл всего этого? Единственный универ, в который люди не особо стремятся попасть – не ценит жизни своих студентов. Проректора каким-то макаром стали монстрами, а завкафы, видимо, по привычке подчиняться, скармливали им студентов.

И каждый раз, когда появляется избранный – его убивают – монстр проректор или чудовище хаоса – уже неважно.

Само здание универа – живое, вроде бы помогает Избранной, но, способное менять расположение лестниц и комнат – не в силах сопротивляться чудищу, которое рушит его стены.

Сами студенты… ну, если старшие не в состоянии заступиться, то тут каждый сам за себя – это хоть можно объяснить. Опять же, отношение к Избранной – по моему, более чем неадекватное – они хотят ее спасти, но почему-то, когда она приползает раненая, чуть ли не истекающая кровью, никто и пальцем не шевелит, чтобы ей помочь.

Про стиль уже сказала, язык – неплох, весьма своеобразен местами, текст немного не вычитан, частенько встречаются повторы, и так же частенько интересные выражения:

подсветка включена, и я непристойно принялась таращиться на коробку с экземплярами.

Траурные взгляды как будто тоже были частью их форменной одежды.

Рукоять, укреплённая металлом, просвистела во вздохе от его черепа.

Я выпрямилась, отодвигаясь от испепеляющего взгляда пленника. Он щекотал меня от верхней пуговицы рубашки вниз, до пряжки ремня, и тараканом блуждал по шее.

Итак, если отбросить все второстепенное, что мы имеем: Избранная должна убить чудовище хаоса. Но понимает, что сделать это силой не удастся. Не буду рассказывать финал, думаю, он предсказуем. Надо ли было городить столько буков, чтобы очередной раз сказать о стремлении всего сущего к равновесию. Если уж появилась такое желание – было бы вполне интересно, когда идея проходит через все произведение. Тут – не получилось. На мой взгляд. Слишком много фееричных нагромождений, а смысл хоть и угадывается с середины, но и подается прямым текстом в финале.

Для автора

Перепутана нумерация глав. Давать в романе ссылку на статью о восприятии – совершенно неуместно.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль