Нея Осень. Рецензия на роман Евгении Александровой (Авиенды) "Проклятый капитан. Сковать шторм"
 

Нея Осень. Рецензия на роман Евгении Александровой (Авиенды) "Проклятый капитан. Сковать шторм"

+26

Ссылка на конкурсный топик романа «Проклятый капитан. Сковать шторм»

 

Морская тематика мне совсем не близка и, хоть я и была знакома с несколькими главами, к роману подходила немного настороженно. Пролог читала, пытаясь вникнуть, настроиться и вжиться в мир, но едва ступив на солнечные улицы портового города – уже шла за героями без всякого напряжения, полностью окунувшись в атмосферу. Автору доходчиво, глубоко и детально удается показать, переплести между собой впечатления окружающего пространства, чувства, и настроение персонажей. Герои очень разные, и по характерам, и по судьбам, но по-моему, в своей противоречивости удачно дополняют друг друга. Эрик, на первый взгляд кажется самым ярким и впечатляющим, но ни Алекс, ни Джейна не уступают ему.  

Эрик мне нравится своей неунывающей, всегда готовой к борьбе натурой, пусть не открытым и прямым сопротивлением, как Алекс, а по большей части изворотливостью и хитростью, но я не могу его за это осуждать. Не каждый человек, поставленный в такие условия, сохранит в себе наряду с жесткостью и цинизмом, тягу к справедливости, доброте и не побоюсь этого слова – благородству. Да, он шпионил за капитаном, да, встать на его сторону во время бунта ему было выгодно, и да, он его заложил перед служителями. И тут я не вижу никаких неувязок. Кого бы вы предпочли спасать – мужчину, сильного, обладающего магией, имеющего связи с влиятельными особами, или девчонку, слабую и беспомощную? Эрик не жаждет погибать ради незнакомых людей. Он пытался выжить, притом всю жизнь, с юного возраста, всегда один, не полагаясь на помощь или поддержку. А вот его планы насчет Джейны автор видимо раскроет нам во второй части книги.

Джейна – чистая, невинная девочка, робкая и доверчивая в силу своего возраста, но смелая и отчаянная, когда стремится к своей цели. Автор отлично показывает внутренние переживания Джейны, ее растерянность и беспомощность перед матросами, страх перед магией. Очень волнительно описаны ее чувства во время шторма, ее наивная вера, что все это ей в наказание за побег, а через жуткий трепет невольное любование стихией. Пожалуй, самым ярким и запоминающимся моментом в романе относительно Джейны – стала сцена ее «ухода» в другую реальность с помощью магической книги. Я даже не могу привести цитаты, потому что это цельный, непередаваемый по ощущениям большой кусок текста.

Я сказала, что Алекс не уступает по колориту и значимости этим двум героям, потому что чувствуется глубина его характера, тот стержень, что дает ему силу сопротивляться обстоятельствам. Но все-таки его образ распадается, не складывается до конца, как у Эрика и Джейны. Яркая линия Алекса – отношения с Талирой и вызванный им ураган на суде. Тут он раскрывается понятнее всего. В остальном мне не удается увидеть целостность его натуры. Возможно, недостаточно его внутренних переживаний и размышлений. Некоторый диссонанс вызывает во мне его достаточно жесткая, скрытная и сдержанная натура с поведением во время сражения на корабле. Я понимаю, что сохранять сдержанность в такой ситуации сложно, но когда его речь становится наивно-пафосной, с такими вот ругачками, у меня ломается образ.

— Это во имя Покровителя ты, сраный ублюдок, убил многих невинных парней? Тех, кто никому не желал зла. И теперь думаешь что святые символы дадут тебе защиту? Ты дрянь и заслуживаешь гораздо худшей смерти. За борт их всех! К Тёмному!..

Словно мальчишка, играющий в казаков-разбойников, выскакивает из-за угла и кричит:

— Смерть злодеям!

Так же хочется сказать, что необычайно интересно подана магия. Выход за пределы тела и связанных с ним ощущений, родство, единение с природой – очень проникновенные, живые описания. Магия Алекса совершенно другая, чем у Эрика. Если Эрик колдует, как дышит, и это получается достаточно легко, будто само собой, иногда даже против его воли, то Алексу нужно приложить немало усилий, и его сила мощнее, потому что связана с водной стихией. Но опять же, мне не хватило именно ощущений Алекса, когда он находится во власти магии. Вот таких:

Как трудно быть таким тяжёлым. Родная стихия моря гораздо подвижней, в ней легко быть. Здесь плотно и мир выталкивает тебя наружу.

Ритм произведения мне показался немного неровным. Когда мастерски написанный текст перебивается сценами и выражениями, которые автору не удалось написать так же безупречно. Мне понравилось, как подается интрига – четко, дозировано и вместе с тем в таком объеме, что побуждает читать дальше, развивает интерес. Хорошо, когда Эрик впервые заметил на берегу Джейну, как она потом исчезла, но потом… слишком быстро мальчишка оказался девчонкой – для читателя, даже обидно стало.

Невнятно выглядит один момент: Я так поняла, что магию не чувствуют простые люди. Эрика внедрили на корабль, чтобы уличить Алекса в магии, так почему он показывает, что почувствовал магию Эрика?

— Помочь? Ты понимаешь, что творишь?! — Алексу мучительно хотелось придушить гада. Схватить какой-нибудь обломок и разнести ему череп. Боль осталась где-то в стороне, не гудела голова. Остались только гулкая пустота и пульсирующая мысль о том, что этот ухмыляющийся мерзавец может подвести его, привлечь лишнее внимание и помешать. Раскрыть правду.

Если он был уверен, что Эрик уже про него все понял – в тексте этого нет.

И когда Алекс явился к Талире, говорит эти слова в присутствии постороннего:

— Но моё желание прибыть в Эмариш на встречу, о которой вы просили, помогло дойти до берега в целости и почти в сохранности.

Ее просьба разве не была тайной?

По-моему много современных словечек, призванных показать грубоватую речь матросов, таких, как «кажись» — выбиваются из текста.

Иногда используемые эпитеты и выражения ломают внутреннюю смысловую логику предложений.

Паренёк за ним стоял промокший до нитки, а под прилипшей рубахой отчётливо просматривалась плавная юная фигура.

Для меня это не показатель фигуры девушки. И в фигуре юноши можно увидеть плавные линии, про девушек обычно говорят – округлые, а то, что она юная – понятно с самого начала.

Алекс взял себя в руки, вздохнул и отошёл, оттирая кровь с рук и груди. Даже покраснела, как дитя, надо же. Он стащил с кровати свою рубаху и, поморщившись, принялся натягивать на себя.

То он называл ее ребенком, а тут удивляется, что она покраснела, как дитя, хотя сам стоит перед ней раздетый.

И напоследок лакомый кусочек:

Эрик не стал ждать «проверки» и вытянул правую руку. Серый увидел сложную татировку, частично скрытую под рукавом, и к удовольствию Эрика тут же перемнился в лице: уверенность и надменность будто языком слизали, он отпустил ладонь.

Тогда Эрик будто выпал из реальности. Увидел и бешеную злость, и эмоции через край… и тут же присвоил их себе мимолетным касанием. А ведь не хотел. Но то был будто не он, а его стало двое, трое, десяток, множество. И мир тогда будто стал меньше, живой мир, который он невольно вобрал в себя, став многоголовым, многоруким чудовищем с сотней разных мыслей и страстей.

Спасибо автору за интересный, глубокий и яркий мир. Знакомиться с ним – одно удовольствие.

 

Для автора

Только сейчас заметила, что у тебя в этом кусочке написано «многоловым»))

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль