Дарья Леднева «Единственный волшебник. Книга 1»
Мир, созданный автором, чем-то напомнил мне Цепь миров из романов Л. Кудрявцева. Там миры представляли собой что-то по типу длинного коридора, где каждый мир – это такая «комната», и между ними всеми есть двери, только некоторые двери открываются просто так, перед некоторыми стоит охрана, а кое-какие запрятаны так мастерски, что без ста грамм не разберёшься. Миры в произведении «Единственный волшебник» представляют собой куски пространств, соединённые железной дорогой, нанизанные на неё, как разномастные бусины на нитку. Железную дорогу вместе с поездами – как объясняется потом – построили крысы, которые же радостно принялись захватывать один мир за другим. Между мирами можно перемещаться на поезде (но за это нужно заплатить временем жизни, или не заплатить), либо можно перемещаться по междумирью (это бывает пустыня, а бывает и не пустыня), но за это тоже нужно платить, причём плата иногда перекрывает время всей человеческой жизни.
Вообще на протяжении всего романа мне было откровенно страшно за жителей этих миров. Не за главную героиню и её непутёвого учителя, а именно за жителей. Которые едут в поездах, платят такую высокую цену, что умирают по выходу на перрон, которые вынуждены искать какие-то особые тропки, чтобы не попасть во временные разломы, которые, к тому же, постоянно воюют то с крысами, то друг с другом, то против всех вместе, работают в жутких условиях на рудниках, живут под мостами и вообще непонятно, как выжили. В их мире нет радости. Нет, не поймите меня неправильно, я люблю чернуху, и вообще мир произведения обладает таким особым чернушным обаянием. Но в определённый момент настигает мысль, что в этом мире кроме крыс и выжить на самом деле никто не сможет. Знаете, как говорят про тараканов и ядерный взрыв? Вот именно это. Мир настолько страшный и странный, что крысы в нём наиболее конкурентно способны с точки зрения естественного отбора. Эдакие r-стратеги фэнтезийной экосистемы. А если никто не сможет выжить, то есть ли смысл бороться?
Персонажи. Главная героиня – Виктория Васнецова, типичная попаданка из нашего мира в фэнтезийный мир. Жила она жила своей привычной жизнью, и вдруг к ней приходит таинственный незнакомец и говорит (выберите правильный вариант ответа):
А) ты избранная.
Б) Ты избранная!
В) ТЫ ИЗБРАННАЯ!!!
(Шутка).
Ну что-то вроде этого. Потом в неё летит голубой шар, и бедной девушке ничего не остаётся, кроме как схватиться за него, и вот – бац – она уже в другом мире. И приходится как-то приключаться там, а что делать?
Про главную героиню мне хотелось бы сказать всего два слова – она дурная. О, я понимаю, в чужом мире, где непонятные законы, где всё, не как дома, любой принялся бы косячить налево и направо, но Вики косячит уж больно забористо и с особым смаком. Так косячит, что порой мне хотелось отложить книжку в сторону и побиться головой об стол.
Ладно, опустим момент с голубым шаром. Но вот момент с крысиной принцессой, которую Вики спасла. Как-то это выглядит очень надуманно. Я имеют в виду, совершенно понятно, что автору было нужно, чтобы крысиная принцесса выжила – ведь надо дальше про что-то писать. Но со стороны Вики это выглядит поступком вредной пятилетней девочки: «Назло маме отморожу уши!». Сказано же тебе, умным человеком, который всяко больше тебя разбирается в устройстве здешнего мира, что и принцесса, и король, должны умереть, тем более уже было совершенно ясно, что крысы – скользкие мерзкие твари, которые бросили персонажей в темницу и хотели убить — так нет, сделаю-ка я всё наоборот.
Ладно, если первый случай ещё можно списать на личную вредность героини, то потом она косячит просто по инерции, как я понимаю. Например, случай на суде. Героине уже несколько человек вдалбливали в голову, что колдовства не существует, это ересь, и все ненавидят, когда о нём упоминают. В арахисовом мире библиотекарь даже в кусты её запихнул, чтобы доходчивее было. Ну так нет, на вопрос судьи о том, зачем она полезла в библиотеку, Вики бодро рапортует: «Хотела почитать про волшебство». Ну ёлы-палы, а! Можно же было сказать, там, историей мира интересовалась, законами, хотела быть законопослушной, залить судье в уши какого-нибудь сладкого сиропа. А она что? Решила покончить жизнь самоубийством, иначе это и не воспринимается.
Септимой Крауд. Это редкостно странная личность. Других объяснений, кроме как – все волшебники слегка чокнутые, а некоторые даже не слегка – я найти не могу. Ближе к концу произведения вроде выясняется, что он специально затянул в свой мир Вики, потому что она… избранная (?!). Сейчас я написала, и сама не уверена, потому что мало что поняла из мотиваций Крауда.
Хотя две трети романа он убегал от неё, всячески мутил воду и заявлял, что втянул её в историю просто ради шутки. У меня сложилось такое впечатление, что это было вроде как испытание. Если она сможет выжить и как-то сама обучиться волшебству, значит, она достойная ученица, а если нет – что поделать, естественный отбор, крошка, все дела, аривидерчи.
Фигура Крауда могла бы быть даже обаятельной, тут тебе красота, всякие пафосные костюмчики и мантии, и фехтует он лучше всех, и до женщин охотник. Казалось бы, сердца читательниц должны разбиваться о такого красавца-мужчину. Но этого не происходит. И дело не в том, что он подонок. Подонок тоже может быть очень обаятельным. Подонок должен быть очень обаятельным! Потому что иначе его забьют ногами в первой же тёмной подворотне. Например, Ретано Рекотас из «Авантюриста» Дяченок. Такой себе гад, а от любви к нему рыдать хочется.
Может, всё дело в том, что персонаж Крауд не цельный. Мы вроде как видим в нём что-то живое, например, что у него был учитель, или что Крауд почему-то привязан к маленькой девочке, но это живое теряется за горой непоняток, которые вечно связаны с его персоной. То он крутой колдун, котонный одной левой расшвыривает крысиную стражу, бросая Вики только: «Не смотри», то он уже предпочитает кучу времени убить, служа в армии, лишь бы не связываться с полицейскими-крысами.
Крауд очень похож на Вики своей некой подростковостью. Он – взрослый серьёзный человек, который решает проблемы мирового уровня – а порой ведёт себя, как подросток, то на эмоциях, то на зло, то убежал, потому что его левая пятка так захотела. Не знаю, может, у этого будут объяснения в следующей книге, я могу судить только по этой.
В общем, персонажи в этой книге заняты тем, что создают себе кучу проблем, а потом героически пытаются их решить.
Сюжет. Основная сюжетная линия произведения связана с тем, что крысиная принцесса, пришедшая к власти, стремиться захватить все миры, а Вики с Краудом пытаются ей помешать. С другой стороны, большая часть произведения описывает то, как Вики скитается по мирам: ищет Крауда, чтобы его прибить, чтобы он ей что-то объяснил, или просто бесцельно скитается.
Честно признаюсь, я завязла в сюжете. Мне приходилось постоянно напрягаться, чтобы ловить его нить. Сюжет меня никуда не вёл, это я тащилась вслед за ним и при этом постоянно подпрыгивала на колдобинах. Вроде постоянно что-то происходит, кто-то куда-то бежит, сражается, ищет, узнает новое, но вот прямой, как стрела, сюжетной линии, нет, потому внимание распыляется и замыливается. Полегче пошло, когда Вики уже встретила Крауда, они забрали Дамьяну и выдрали себе весьма определённую траекторию. Здесь претензий нет.
Просто по себе скажу, были три вещи, которые меня удерживали моё внимание, чтобы я не бросила читать книгу. Первое: мир, его я с удовольствием наблюдала первую часть, где Вики бродяжничает. Второе: Дамьяна. Мне были интересны её взаимоотношения с Краудом, но их секрет так и остался за кадром. Третье: Димитриус. Тоже остался за кадром.
В целом весь сюжет представляет из себя такую гусеницу из отрывков, где персонажи в дороге, отрывков, где персонажи попадают в тюрьму, под суд, в окружение врагов, и героически – или не очень героически – пытаются с этим справиться. То есть вполне привычный тип фэнтезийного романа-дороги.
Личное бухтение. В аннотации произведения указано, что это – первая книга из Снарного цикла, потому не стоит ожидать финала, даже промежуточного (но я ожидала), и произведение обрывается моментом, где главная героиня падает в ледяной водоворот, теряет сознание и… А что «и», автор интригующе умалчивает, в лучших традициях многосерийных циклов, чтобы читательскому вниманию было, за что зацепиться, и ждать следующей книги. Лично мне не очень нравится такой подход к делу, я ощутила себя обманутой. Я считаю, что если выкладываешь произведение на конкурс – будь добр хотя бы не оставлять читателя в непонятках. Но вроде как правилами конкурса это не запрещено, потому я снимаю претензию и буду сегодня вечером бухтеть об этом на кухне
Вывод. Несмотря на то, что я писала выше, книжка мне понравилась. Я ощутила, что в ней есть потенциал. Точнее, в авторе есть потенциал. Такой роман – пусть он и с огрехами, и не всегда ровный – гораздо интереснее для меня, чем стандартно-вылизанное фэнтези, которое продаётся в обложечках с красивыми мальчиками и девочками. Да, шероховатости есть, и они есть, потому что изначально задумка очень большая и сложная, но она многообещающая. Видно, что автор хотел сказать больше, чем сказал, это видно, потому что очень хочется приподнять ширму и заглянуть за текст, узнать ещё и ещё про мир, про персонажей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.