Мааэринн. Рецензия на роман Ярослава Васильева "Зона отчуждения"

+33

Страница романа здесь.

 

Я экскурсов в историю и культурологию делать не буду, пусть будет сразу про роман. Скажу только, что писать постараюсь подробно, анализировать полно, поэтому скорее всего

БУДЕТ МНОГО СПОЙЛЕРОВ.

Итак, «Зона отчуждения».  

Роман состоит из двух частей и, как на мой вкус, надвое и распадается. Очень отчетливо заметна граница, где одна история закончилась, а вторая началась. У этих историй даже жанры немного разные. Первая – такой подростковый боевик про битву с монстрами, очень динамичный, с довольно большим охватом и по локациям, и по персонажам. Главная задача персонажей этой истории – выжить и дать отпор нашествию. А вторая – сталкерская бродилка по зоне более компактная, с размеренным темпом, большим количеством рассуждений и загадкой зоны в центре сюжета. Лично я бы автору так и посоветовал: сделать не одно произведение, а две небольших повести, объединенные общим фантдопом и героями. Так, как две повести, я хочу их и рассмотреть.

Первая, условно назовем ее «Битва за монастырь», мне понравилась больше. Почему? Да просто потому что интереснее. Плюс к этому сюжет нигде не провисает и лучше продуман и простроен.

Но давайте по порядку.

Вводная.

В этой части рассказывается о том, что случилась некая катастрофа из разряда глобальных, сопровождалась она большими землетрясениями и цунами, значительно проредила человечество и завершилась установлением на месте города Ульяновска некого туманного купола, непроницаемого снаружи. Входящий в туман просто выходил из него через некоторое время – и все. Купол отгородили зоной отчуждения, сначала охраняли, а потом, убедившись, что он практически безопасен, бдительность снизили. В итоге, хоть спецслужбы и продолжали им интересоваться, большинство просто смирилось с его существованием – и все.

Но со временем под куполом произошли измерения и случился выброс новой для Земли агрессивной жизни, что в последствии назвали «приливом».

Вот на фоне такого фантдопа и развиваются события истории.

Персонажи.

С главными героями мы знакомимся еще в прологе. Это отец и дочь, Федор и Виктория Капитоновы. Федор – средний чиновник из аппарата президента, а Вика – школьница-подросток.

Капитоновы всей семьей едут к родственникам в Ульяновск, и по дороге их застает катастрофа. Супруга гибнет, дочь Федор успевает спасти. В последствии Капитоновы ежегодно приезжают к куполу, чтобы почтить могилу матери, и, конечно, попадают в эпицентр событий прилива.

Другие значимые герои – в основном местные жители зоны отчуждения: деревенский священник Василий, настоятель монастыря Илларион, монастырский келарь, звонарь, истопник, деревенский участковый, бабка Марфа и прочие монахи и жители эвакуированного села. Потом к ним подключаются военные. Особо надо отметить, наверное мальчика Петю и его подругу Машу, внесших большой вклад в борьбу с Приливом.

Эпизодически появляются одноклассники Вики, вор в законе со своей небольшой бандой, промышляющие в зоне мародерством, и английский шпион. А! Да, есть еще группа ребят-мажоров. Вернее, мажор там один, Костик, но при нем подружка Оливия и два приятеля-прихлебателя.

Что можно сказать о персонажах? Они довольно интересные, описаны эмоционально, способны вызвать неслабое сопереживание и «сживание» в кульминационные моменты. Особенно мою подростковую часть души, склонную к максимализму и пафосу, автору удалось покрить.

Но мой внутренний взрослый увидел, что персонажи довольно типичны и плакатны. Плакатность в том, что во-первых, все герои четко делятся на плохих и хороших. Сразу. И без вариантов. Кто герой — герой и наш парень, кто негодяй — тот плохо кончит и могилы не достоин. Внутренних конфликтов у персонажей нет, душевного роста — тоже, как и деградации.

Во-вторых, подавляющее большинство персонажей – это не столько люди, сколько функции. Функции выполняют то, для чего созданы: воры воруют, шпион шпионит, школьники разыгрывают сценку традиционно-обычного школьного соперничества, друг-одноклассник, конечно, влюблен в Вику, а мажоры – сволочи. Все четко, не выходя из определенного типажа.

Главные герои – вроде Вики, Федора, отца Василия, деревенского врача Лиды – прописаны получше, но тоже без особой психологической глубины. Даны несколько основных черт, броских и ясных, на которых и стоит, собственно образ. Стоит плотно, четко, неизменно от начала до конца произведения – никаких внутренних конфликтов (разве что минимальные) никакого слома или перестройки личностей. По сути главгеры просто хорошие, хорошие, правильные во всех отношениях.

Никаких неожиданных поворотов в плане психологии и проявлений личности в экстриме в этой истории тоже нет. Хорошие просто становятся лучше, плохие – хуже, и все. То есть плакатные краски сгущаются, контраст нарастает, и таким способом автор добивается большей выразительности.

Сюжет.

Сюжет тоже прост и незамысловат: начинается прилив, разнообразнейшие твари из-под купола нападают на людей, люди укрываются за стенами монастыря и сражаются. Попутно выживают на ограниченных ресурсах. Постепенно учатся убивать тварей, совершенствуются, даже обретают особые способности и побеждают.

В принципе, ну и что, что особой психологической глубины нет? Эта история, как я ее понял, не для психологизма и не для реализма человеческих душ, она для воодушевления. Это такая агитка в хорошем смысле слова, призыв и одновременно мотиватор на свершения, особенно подходящий старшеклассникам — ровесникам главной героини. Этакий «День независимости» по-русски, и в этом качестве он мне нравится. Почему нет? Мне и «День независимости» всегда нравился, можно просто взять и погордиться, и ощутить себя причастным большой сильной общности. Американцы вот умеют таоке писать и снимать, нам тоже надо учиться.

В тексте попадаются местами искусственные диалоги, слишком многословные и чопорные, с несколько театральными позами и жестами, особенно, когда дети говорят. Но все равно, первая часть, я считаю, вышла вполне зачетная вот в этой самой нише «Дня независимости» по-русски.

 

Со второй частью, назовем ее условно «Загадка зоны», сложнее.

С одной стороны тут я вижу попытку сделать более взрослое, более глубокое произведение. Потому что тут уже присутствует персонаж со внутренним конфликтом, появляются и намеки на то, что положительные герои не так уж во всем и всегда безгрешны. Кроме того, герои не только сражаются, но и разговаривают, наблюдают друг за другом, выстраивают более сложные модели взаимодействия. С одной стороны это радует, но с другой — совсем не радует сюжет.

Потому что во второй части сюжет мне показался сырым: иногда надо выстрел, а ружья на стене нет, и приходится его быстро-быстро откуда--то доставать. Например, сложное супер-пупер слияние эсперов мне показалось вот таким неподготовленным выстрелом: ведь мы же наблюдали в первой части работу эсперов в подробностях. Почему на это даже намека не было? Или то, что Алексей «просмотрел» Антона телепатически — выясняется почти в финале и выглядит тоже как выстрел вот прямо сейчас вынутого из-под кровати ружья.

А уж о том боге из машины, который в итоге и стал разгадкой зоны я вообще настоятельно советую автору подумать. Ну нельзя так смазывать кульминации, просто нельзя! Ведь ожидалось же что-то эпичное, тем более после битв в первой части! А оно ррраз — и кончилось все, выдав ответы Алексею прямо в мозг. Скучно. И карточки на выход выглядят уж совсем как-то пародийно что ли?

И еще один момент меня неприятно зацепил. Это когда Антон говорит, что русские не умеют правильно распоряжаться экономическим ресурсом. Мол, строят всю экономику вокруг Зоны, а когда Зоны не станет — экономика рухнет. И предлагает вкладывать капиталлы ну хотя бы в добычу нефти. А отец Василий отвечает, мол, как раз то же самое до появления Зоны говорили про нефть…

И тут у меня *FACEPALM*

И думаю я: елки! Те же грабли! Снова! Ведь вот же в первой части была новая, чистая и честная Россия! Типа, народ, православие, державность, типа все ради человека, справедливо и по-хозяйски… и я, хоть и не поклонник православия, все равно в это поверил, в эту новую Россию, хотя бы в отдельно взятом литературном произведении! И тут вот эта самая лажа у нас в стране опять творится.

Значит, что? Автор в новую великую Россию, которая не тупит в экономике, сам нее верит, что ли? Сам считает, что эти грабли — наш вечный крест?

Жаль.

И еще один момент я просто не понял.

Как выяснилось, Зона стала результатом пересечения Земли нашей и Земли параллельной, из иного вероятностного потока, так? А зачем публично объявили, что, мол, инопланетное проникновение? Что дала такая фальсификация, я не понял? Подстегнула космические исследования и поиск пути к иным мирам?

А чем плохо было бы усилить исследования параллельных миров? И в космосе, и в вероятностных вариациях миров бесконечно много, так какая разница-то?

Тут я бы автора послушал, к чему он выдумал такую конспирацию.

 

Напоследок поддержу Нею: встречаются выражения-связки, очень характерные для автора (типа «вот», «вот только»). И порой они так пестрят, что выглядят словами-паразитами. Неплохо бы при редактуре их проредить.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль