Начинать рецензию мне всегда как-то сложновато, особенно сейчас, на конкурсе: на произведение как правило уже не один отзыв написан и все, самое явное, бросающееся в глаза сказано. А тут я еще и сам не раз писал отзывы во время сессии и тоже самые явные для меня достоинства и недостатки подчеркивал. А хочется же что-то новое сказать, интересное, и автору, и тем, кто уже прочел, и потенциальным читателям.
Поэтому я не буду в очередной раз останавливаться на явных достоинствах романа: богатейшей фантазии автора, любовно созданном и очень красивом мире произведения, в котором хочется поселиться, красивых описаниях, основанных не только на формах и красках, но и на запахах и звуках; о недостатках — слишком высоком темпе повествования и оставленных на догадку читателю глубинных переживаниях героев — тоже пока помолчу. Это много раз указано и всем уже известно. Я хочу остановиться на центральном образе — героине романа Маргарите-Корнелии. Вот ее, как мне кажется, не все поняли… ну или поняли не так, как я, а я хочу свое понимание донести. И да, рецензия будет во многом похожа на полемику с другими (некоторыми) рецензентами.
И сразу предупреждаю: скорее всего будет множество спойлеров.
Итак, Маргарита.
Читал я несколько рецензий на «Адарию» от девушек, и меня очень удивило, что они сочли Марго пассивной, слабой женщиной, неспособной самостоятельно выстроить жизнь и отвечать за выстроенное. Так вот, я не согласен. Не знаю, откуда такое к ней отношение? Не то дело в заполонивших миры фэнтези рыжих сонях и рыжих ведьмах, не то в привычке к тому, что по жизни женщины зачастую сильнее мужчин?
Но мне женщины, легко затыкающие мужчин за пояс, скажу честно, не особо нравятся, особенно в романах типа «Адарии», который описывает практически мечту и райские кущи, где хочется поселиться )) С другой стороны, безвольные дурочки, игрушки в руках героев — тоже не айс. А вот Марго-Корнелия — как раз то, что надо.
Почему я бы не назвал Марго глупой и слабой. Посмотрим подробнее.
Да, она уже не юна, у нее нет семьи, зато есть в прошлом тяжелый разрыв с любимым. Но разве этот разрыв ее сломил? Не согласен. Она не стала после разрыва безмерно украшать себя, заботиться о внешности и срочно искать новую пару, да, это так. Но разве это единственно возможный вообще путь? По-другому никак нельзя? А вот Марго говорит, что можно. Можно стать самодостаточной, какой она и стала: полностью изменила квартиру под собственные нужды, обзавелась приятными дорогими мелочами, вроде той же антикварной книги, начала вести образ жизни не тот, который навязывает общество (да-да, я все о тех же срочных поисках нового принца или способах стать первой красавицей на деревне, сделать карьеру или разбогатеть и всем доказать) а тот, котрый приятен ей самой: ездить на скутере, одеваться как подросток, не обращая внимания на то, кто что скажет. И самое главное, заметьте, она сама обеспечивает себе этот свой быт и независимость — она хозяйка собственного книжного магазина. Пусть это не великий бизнес, но это любимое дело, в котором она разбирается, которое греет ей душу и обеспечивает материально. А это, я считаю, не мало — это много на самом деле. Потому что именно такой образ жизни и есть ни что иное, как свобода. Всем известно, что власть и богатство желанны, но свободы не дают. А вот такое небольшое, но любимое и налаженное дело — как раз дает и свободу, и удовлетворение.
Поэтому я утверждаю: несмотря на сто, что сам я считаю очень важным делом рождение и воспитание детей, на момент встречи с Ореном Марго — счастливая самодостаточная личность. Немного не по-моему счастливая, но все же это именно так. А то что Орен говорит ей, что жизнь ее никчемная и терять ей нечего — так это просто одна из его эгоистичных манипуляций.
И еще Марго умна. Почему я это утверждаю? А потому что она не обрадовалась бездумно возвращению молодости. Я про это думал, много думал, пытался представить, захотела бы дама под сорок вдруг стать девочкой-подростком? И мне всегда казалось, что да. А почему нет? Почему бы опять не пережить раннюю юность, время самых бурных страстей, но уже имея опыт и знание жизни взрослой женщины? К тому же Орен дарит ей не только юность, но и редкую красоту.
Но Марго не рада, она пугается и горюет. Почему? Потому что понимает, просто так такие подарки не делаются. Понимает, что придется заплатить, и заплатить дорого.
Но тут у мня и к автору все же есть претензия. Потому что в этот ее вот такой испуг и горе не совсем верится. Неужели ни разу, ни на миг ей не стало интересно пережить такое приключение? Не появилось какого-то иного волнения, иных мыслей, мечтаний, кроме страха и неприятия? Вот этот конфликт хотелось бы мне ярче увидеть: метания между с трудом выстроенной счастливой, но все же рутинной жизнью и таинственной неизвестностью в юном прекрасном теле, между фантастической удачей второго шанса и пониманием, что даром такое не дают. Не просто одну сторону всего этого — негатив и неприятие, а обе, пусть вторая и выглядит для рассудительной Марго очевидной дурью.
Дальше мы видим уже Корнелию, девушку-подростка во власти демиурга, вынужденную выполнять его задачи.
И тут я бы тоже не назвал Нел безвольной слабачкой и глупышкой, нет. Да, она выжидает и не лезет на рожон, но разве необдуманные действия и истерические конфликты со всемогущими сущностями вроде Орена и тем более Адара — признак большого ума? Нет. А Нел умна, и поэтому выжидает, а пока выжидает — изучает мир. И радуется. А почему бы нет? Разве радоваться жизни — предосудительно для 14-летней девочки? Опять же, вспомним Марго: ей нравилась жизнь, ей нравились красота и комфорт. Вот и Нел это тоже радует.
Да, она по юному любопытству вляпывается в несколько глупых и смешных, а иногда даже опасных историй, но это тоже нормально для подростка-то, а сейчас у нее физиологическое состояние именно подростка, но все эти истории не касаются главного: взаимоотношений с Ореном и Адаром — с ними Нел старается быть максимально осторожной, потому что понимает исходящую от них силу, опасность и безжалостное стремление делать все по-своему.
И тут я тоже хочу указать автору на недостаток. По-моему, Адар вышел недостаточно зловещим. Да, там есть моменты, от которых натурально пробирает жуть, но их мало. И дело даже не в том, что мало, а в том, что на фоне столь прекрасного яркого мира они как-то проскакивают. Именно поэтому читателю кажется, что Корнелии ничего не стоит рассказать все Великому и попросить защиты. Читатель не очень понимает, чего боится Нел и почему предпочитает сбежать от обоих Берканезов, а не нажаловаться одному на другого. Но тут главное и не пережать тоже, Адар должен быть именно зловещим, зловеще-сильным существом над миром, но не злодеем. Злодей будет выглядеть смешно.
И, наконец, последнее Корнелия и Ревес и Марго и Ревес.
Почему Марго сбежала? Любила ли? И если любила, то почему не дала любимому права решать, как быть с их отношениями?
Ну, народ, это же вообще понятно. Любила ли — да, конечно. Поэтому и сразу, не раздумывая, позволила забрать свою магию, лишь бы это спасло Ревеса. А ведь до этого она видела, что случилось с ее предшественницей, когда Орен отнял у нее магию. И ведь никто не знал, что будет с ней самой после этого: умрет? выживет? как выживет и как будет умирать? Неизвестно, никто никогда такого не делал. Тем не менее она сразу же согласилась.
А потом сбежала… ну сами подумайте: парню девятнадцать лет, парень видел перед собой четырнадцатилетнюю хрупкую девочку редкой красоты, которую хотел защищать и в которую влюбился. А теперь перед ним вдруг должна появиться женщина чуть ли не вдвое его старше и со средними природными данными. Кто бы не сбежал? Нет, наверное, рыжая соня или рыжая ведьма, или кто-то еще из разряда Мери Сью мог бы выдержать такое не моргнув. Но лично я в это не верю. А вот в побег, как в живую реакцию живого человека — верю, и даже очень.
Ну и для любителей хэппиэндов — там же есть все, что надо, да? Автор сказочно-прекрасной Адарии не стал никого разочаровывать внезапной бытовой чернухой, и это хорошо. Это правильно.
Так что я, как читатель, утверждаю, что образ главной героини автору удался. Единственно, не углубить, но проявить эту глубину, показать ее более явно и более подробно — это было бы очень хорошо.
Быть может, однажды Нея решит роман отредактировать, и тогда все наши замечания ей пригодятся.
А пока — спасибо за сказку!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.