Мааэринн. Рецензия на роман Анастасии Арцишевской "Путь отречения" Том 1 "Последняя битва"
 

Мааэринн. Рецензия на роман Анастасии Арцишевской "Путь отречения" Том 1 "Последняя битва"

+34

Роман «Путь отречения: Последняя битва» можно найти здесь.  

 

Если честь государева слишком нежна,
Значит где-то пылает святая война.
Будет проклят в веках непорочный правитель,
Если честь государства от крови черна.

 

Ух, какой романище! Ух, какая сложная для меня задача – написать на этот романище рецензию. Почему сложная?

В первую очередь потому, что история-то только-только началась, по большому счету все части эпопеи (а дальше – еще и не одна часть, и не две даже!) – один большой роман, единая история. Сюжетообразующие интриги только запущены, и многое, говорит мне моя интуиция, пока выглядит совсем не так, как есть на самом деле.

Во вторую очередь сложно потому, что это очень сложная книга. В тексте много деталей и намеков, которые куда-то ведут, но когда ты читаешь впервые – непонятно еще, куда, выходят те еще головоломки. Много интриг и недосказанности, много действий, истинные цели и мотивы которых до поры скрыты. К концу первого тома большая часть распутывается и встает на свои места, но и нитей, уходящих в будущее, остается целая связка. Да и сам финал открыт настолько, что просто немедленно, прямо сейчас, хочется дальше! Потому что ничего же не закончилось, все только началось.

В третью очередь сложно, потому что мыслей по поводу истории много, причем разноплановых, разнонаправленных и временами даже противоречивых. Но это же здорово! Это самое главное, когда книга не такая, что прочитал и забыл, а такая, которая и после прочтения заставляет думать, анализировать, сверять нравственные ориентиры.

Тем не менее, задачу рецензента это не облегчает… значит, будет тут не рецензия, а читательский отзыв, скорее всего, но я все же постараюсь сделать его развернутым.

В эпиграф отзыва я вынес четверостишье-наставление юному монарху. И да, в этом наставлении есть большая доля цинизма: цель, оправдывающая средства, и люди как статистика.

Можно подумать, что именно эта мысль заложена в романе Анастасии… так ли это? Такая мысль, несомненно, там есть, но вряд ли автор пропагандирует именно ее. Скорее это я-читатель пытаюсь таким образом оправдать и защитить одного из главных героев.

Но давайте все-таки по порядку.

 

На роман Анастасии, зная автора, я имел определенные ожидания и надежды: первое – что это будет произведение со смыслом и моральными ориентирами, и второе – что христианская доктрина, христианский взгляд на вещи будет играть серьезную идеологическую роль. И, конечно, ожидания оправдались. С одной стороны – оправдались, с другой – история, повторюсь, не закончена, а оценки персонажей и их поступков уже дважды, а то и трижды поменялись с плюса на минус и назад… не факт, что они сменятся еще много раз. Поэтому я пока могу сказать только о своих выводах и своем отношении, совпадает ли оно с авторским… это будет понятно лишь тогда, когда дочитаю до последней точки. Тем более, я-то не религиозен и все религиозные отсылки вряд ли пойму – самому разгадать придется, что там к чему.

Но мне бы было интересно, что скажет по этому поводу сама Анастасия, конечно. Итак…

 

Понемножку мир и сюжет.

Основное фантастическое допущение произведения состоит в образовании Малого мира: это объединение библейского мифа о Потопе с античным мифом об Атлантиде: во времена всемирного потопа небесные воды, образовывающие ранее купол над Землей, обрушились на ее поверхность. Но не везде, небольшой материк в Атлантике так и остался укрыт оболочкой небесных вод, а значит, исчез, отделился от нашего Большого мира. Попасть из Большого мира в Малый и наоборот можно только по тропам поющих ветров, открывающих проход в оболочке из плотных вод только раз в несколько лет во время сильнейших бурь и ураганов.

Однажды за тысячу лет до рождения Христа по такой тропе в Малый мир попало племя под предводительством Тара Валлора, который и основал впоследствии королевство и его правящую династию Малого мира. На протяжении трех тысяч лет власть в роду Валлоров передавалась строго по ведущей линии: с соблюдением наследования не только по крови – от прямого потомка к прямому потомку, но и по власти – от короля к королю.

Через три тысячи лет Малый мир оказался разделенным на два враждующих государства, одно из них – северное княжество алотаров, второе – королевство, в котором, собственно, и происходят основные события. И хотя автор возводит происхождение жителей Малого мира к семитским племенам, по культуре алотары более всего напомнили мне тюрков-язычников, а жители королевства – средневековых европейцев, отошедших от христианской доктрины и увлеченных тайным мистицизмом и оккультизмом.

Надо сказать, магии в романе почти нет, однако боги и культы – не просто идеология, они дают реальную силу вроде долгих лет жизни, умения читать мысли или воздействовать на разум. Адепты культов – опасные враги.

Начало романа – наши дни. Дети последнего короля Лирдана Валлора, Карл, Кристиан и Лирамель, воспитанные в Большом мире, где скрывались от врагов, чтобы повзрослеть и окрепнуть, возвращаются в Малый. Пришло время исполнить пророчество: принять корону и вступить в последнюю битву.

 

Об идеологии романа, как я ее понял, наверное, лучше всего будет рассказать через персонажей.

 

Карл, старший из близнецов-бастардов короля Лирдана, первый регент при королеве Лирамель – прирожденный политик, интриган и манипулятор. Это именно ему посвящен эпиграф.

Мне, как читателю, Карл Валлор представляется высокомерным и жестким человеком, готовым на все, ради достижения цели. Он, несомненно, любит брата и еще больше любит сестру, однако то, что он тут же принесет их в жертву, как только этого потребует благо государства, не вызывает сомнений. К самому себе он не менее, а даже более требователен: он не только готов на любые жертвы, если они оправданы целесообразностью, он здесь и сейчас все свое время, весь опыт, знания и интеллект ставит на службу государству и его народу. Карл затеял земельную реформу и успел получить от этого мероприятия экономический эффект, Карл лично занялся распространением медицинских знаний и практик в Королевстве, и в этом деле тоже наметились подвижки. И, наконец, не щадя себя, лично влез в самое сердце культов и Змея, и Дракона – местных враждующих божеств, чтобы выяснить истинную подоплеку вражды и возможный способ ее прекратить.

Карл, воспитанный как христианин, на истинного верующего не тянет, скорее наоборот, изрядный релятивист и циник. Поэтому, полагаю, носителем нравственной идеи быть не может. Хотя… как знать? Да, методы его более чем сомнительны, и, да, к концу первой части он успел побывать и героем, и антигероем, и снова героем, и опять тянет на злодея… но все-таки я, как заинтересованный читатель, надеюсь, что цели Карла действительно оправдывают средства.

Претензия моя к нему состоит разве что в том, что он крайне мало доверяет брату и сестре. Он приказывает, манипулирует, требует и ничего не объясняет. От такого отношения веет ни то презрением, ни то недоверием. Но, быть может, все дело в том, что старший и более сильный даже просто по здоровью, он бережет младших от груза ответственности и от неизбежности сложных моральных выборов? Своим цинизмом защищает их невинность и чистоту?

Пока нет ответа, одни догадки.

Младший близнец-бастард Кристиан в отличие от брата убеженный христианин, не склонный к компромиссам с верой и совестью. Он менее Карла близок с сестрой, не столь активен и деятелен и вообще сначала создает впечатление человека замкнутого, малоинициативного, во всем ведомого человека. Историк и художник, он больше занят своими увлечениями, чем государственными делами. В один момент Карл даже говорит о нем: отпустить его в Большой мир жить обычной жизнью – он только этого и желает. Однако, думаю, Карл сильно на его счет ошибается.

Поначалу Кристиан, хоть и недоволен действиями Карла, подчиняется и делает все, что требует от него брат. Но как только узнает, что Карл предал веру — тут же перестает ему доверять. Отречение от Бога для Криситана не просто религиозное преступление. Он считает, снявший крест легко предаст и близких, и страну. С этого момента Кристиан берет на себя обязанности регента и главнокомандующего – и неплохо справляется, доказывая, что и в интеллекте, и в мужестве ничем брату не уступает. Генералы и офицеры – люди по большей части прямолинейные и честные – встают на сторону Кристиана, что тоже говорит в его пользу. Но стоит Карлу вернуться, и младший брат, снова легко уступив власть, уходит в архивы к любимой истории и искусству.

Не важно, как закончилась книга, я почему-то верю, что не все так однозначно: Кристиан не сыграл своей роли и не совершил главных поступков. Однажды твердый моральный стержень младшего брата будет важнее и мощнее хитрости и изворотливости старшего.

Возможно, именно для этого часа Карл его и оберегал…

Лирамель, младшая законнорожденная дочь Лирдана, юная королева поначалу именно юна, наивна и не особо понимает, что вообще вокруг нее происходит. Она боготворит Карла и слепо доверяет ему во всем. Карл сказал не лезть в дела и учиться, и она не лезет и учится. Карл сказал уехать из замка – уехала, сказал вернуться – вернулась…

Но вот приходит момент истины – и никто, даже Карл, не дает совета, все приходится решать самой. Война на пороге, чтобы победить, надо заручиться поддержкой совета родов и ордена адептов змея Земар-Ара. А для этого придется отречься от своей веры, поклониться идолу и принять его покровительство и помощь. И тут юная королева понимает: вот он, рубеж, который невозможно переступить. Невозможно отдать душу и остаться жить, невозможно злом победить зло.

Историю искушения Лирамель, стойкости ее веры и чудесных открытий я рассказывать не буду, скажу лишь, что это подвиг, достойный истинного героя, и прозрение философа. История эта высока и романтична, более идеальна, чем реалистична, но разве не за романтику и не за высокие идеалы мы любим фэнтези?

Еще одна яркая черта Лирамель – любовь и прощение. Все факты говорили о том, что Карл – отступник и предатель. Но вопреки фактам, она не бросила брата, поверила, что все его поступки совершены ради знаний и победы, и простила. Не знаю, сила это или слабость королевы, слабость в невозможности наказать родного и любимого человека или сила верить и любить несмотря ни на что? Это, видимо, будет понятно только из следующих частей. Но это качество однозначно делает Лирамель неординарным персонажем и психологически, и идейно.

 

Персонажи второго плана – они тоже глубоки, сложны и хорошо прописаны, но их очень много. Поэтому остановлюсь только на тех, кто для меня важнее прочих, за кем мне было наиболее интересно наблюдать.

Кайл, младший брат короля Лирдана, по устверждению самого Лирдана мечтал избавиться от брата чуть ли не с раннего детства. Не зря напрашивается параллель между Кайлом и библейским Каином. Убил Лирдана, однако, не он, хотя именно он продолжает плести интриги не только против королевы и правящей ведущей линии рода Валлоров, но и против совета и ордена, несмотря на то, что орден возглавляет его ближайший родственник.

Еще одно явное отличие Кайла от библейского Каина в том, что тот хоть и убил родную кровь из зависти и желания возвыситься, но убил импульсивно, получив за это жестокое наказание – муки совести. У Кайла же совести нет вовсе, убивает он хладнокровно и расчётливо. Недаром родной сын трепещет перед ним в ужасе за свою жизнь, за жизнь жены и детей.

Но у меня остается вопрос: неужели все эти интриги, вся кровь и жестокость только ради короны и личного возвышения? Думается мне, должны быть причины глубже и фундаментальнее.

Тарэм, глава ордена поклонников Земар-Ар и старейший, наиболее влиятельный член совета родов – враг Лирамель, желающий ей смерти. Их вражда носит не только политический, но и мировоззренческий, метафизический характер: Тарэм – ставленник змея, которому приносят кровавые жетрвы, а Лирамель – убежденная христианка, не приемлющая подобного культа. Для нее Тарэм со своим орденом – такое же зло, как и Миэль, князь алотаров.

С другой стороны Тарэм считает неограниченную власть монарха из ведущей линии злом для государства. Защищая не только свою жажду власти, но и интересы самых влиятельных территориальных лордов, и жречества Земар-Ар одновременно, он мечтает возвести на трон сына герцога Кайла – Парамана Валлора, который будет покладист и управляем. Но, кажется, отец Парамана на его пути такое же препятствие, как и королева с братьями.

Параман, Якир, Али-Нари – последние дети ведущей линии рода Валлоров, те немногие, кто могут или сами взойти на трон, или произвести будущих законных королей. Уже потерявшие родителей в кровавых политических интригах, они выглядят запуганными, с детства привыкшими опасаться за свою жизнь. Страх за себя, за близких, готовность каждый миг отражать нападение или бежать и прятаться, способность идти на сделки с совестью или поступаться собственными интересами – все это по-человечески понятно, однако не делает их героями в глазах читателя. Между тем они интересны, как личности.

Али-Нари вызывает уважение тем, что не побоялась полюбить Карла. И если бороться за воссоединение с любимым ей не по силам, то хотя бы от самого права любить и помогать всем, чем сможет, она не отказывается несмотря на опасность. Тут слабая по сути девушка выглядит сильнее мужчин, более цельной и достойной.

Параман – вечная серая лошадка. Он подчиняется всем: Карлу, отцу, ордену… шпионит за всеми и не предан никому, кроме жены и дочек. Параман был бы счастлив, не будь он Валлором. Мне, как читателю, интересно, чем же это обернется? Убьют его однажды как жертвенного барана, посадят на трон марионеткой, или все-таки он начнет играть свою игру?

Якир – вот уж кого бы мне не хотелось видеть в числе предателей. Он молод и умен; он любит брата, хранит память о покойной матери. Наконец, их нежная взаимная влюбленность с Лирамель, которая и законна, и невозможна одновременно: все хотят их свадьбы, но согласиться на брак – значит изменить себе или подыграть врагу. Интересный, красивый конфликт.

Будет жаль, если окажется, что он банально предал возлюбленную ради собственной шкуры.

Вот такая история, полная драматизма, интриг и загадок, разворачивается в серии романов «Путь отречения». Кто любит разгадывать и сопоставлять, читать длинные истории с морально-нравственными подтекстами и историко-религиозными отсылками – смело берите этот роман, не пожалеете.

А я буду с нетерпением ждать продолжения – очень интересно, кто же все-таки станет Георгием Победоносцем, и раздавит ползучую гадину.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль