Лидия Захарова. Рецензия на роман Т. Богатырёвой и Е. Соловьёвой "Высшая школа им. Пятницы, 13. Чувство ежа"

+24

Конкурсный топик произведения

 

Фонтан объективной истины снова готов излиться на участников и рецензентов Конкурса. Кто не спрятался, я не виновата.

 

Итак, на повестке дня «Чувство ежа», приключенческое фэнтези.

 

Начну с общего впечатления: оно снова неоднозначно. Не в том, хорошем, смысле, когда не знаешь, что и думать, мысли скачут, сердце заходится и не поймешь — то ли плакать хочется, то ли на подвиги тянет. Увы, того, что понравилось, и того, что не понравилось, в «Еже» примерно поровну. Хотя хорошего все же на один пункт больше.

 

 

С него и начнем.

Люблю постмодернисткую мешанину в книгах Тигробелок. Куча маленьких пасхалок, аллюзий, намеков, параллелей — и все это ужасно интересно находить и отгадывать. Хотя в некоторые моменты возникает вопрос: это авторы сами над собой смеются и проводят параллели к другим своим книгам или все взаправду и это некоторая «тема», которая будет в каждом произведении? Мальчик в девочке, девочка в мальчике, Дон-Марина/Морена? Или я чего-то не поняла?

 

Еще очень понравилась атмосфера школьная. Начало просто изумительное. Очень долго не могла понять: это фэнтези или мне просто мерещится? Даже немного разочаровала вторая половина романа, после Посвящения, когда все тайное стало явным и откровенно сказочным. Неопределенность и переливчатость первых глав, этакое кружево из фантазий и реальности… вкуснотища! Да и сам класс, десятый «А», Семья — это получилось так уютно и знакомо. Вот реально — знакомо. У нас в 10 классе тоже было объединение, мы тоже выдумывали себе имена и прозвища, истории и биографии, мистику приплетали и очень-очень старались вести себя как взрослые. Так что «Еж» заставил вернуться на десять лет назад, вспомнить, и за это авторам огромное спасибо.

 

И отдельное спасибо за романтику. В некоторых книгах откровенно эротические сцены не цепляют так, как описание нескольких жестов в «Еже» (а уж «Дон Антонио»-то как вштырил! Но об этом молчок-с, ибо против правил...). Тот момент, когда Дон впервые угадывает в Киллере Виолу, — это такой подарок для чувствительных натур, слов нет. Взгляд, поворот головы, улыбка… я это видела, представляла и тоже влюблялась. И уже как писатель захотела научиться так же. Если читаешь книгу и хочется что-то спереть — это значит, что книга хорошая.

 

Но вот за Питер ругать буду страшно. У меня, потомственной питерской немощи, создалось впечатление, что авторы в наших краях не бывали. Город получился каким-то лубочно-стереотипным. Названы несколько основных достопримечательностей, упомянута шаверма и «параднОЕ» (может, где-то так и говорят, но я ни разу не слышала — обычно это «параднАЯ», ибо лестница).

За Кунсткамеру просто обидно. Прекрасный музей с огромной этнографической коллекцией, там столько мистики можно навертеть… но авторы говорят лишь о заспиртованных уродцах. Честно говоря, мне кажется, что их все еще выставляют исключительно в силу традиции и потому что ими туристов прикольно пугать. Но это — один зал. А музей реально большой. И от Дона, даже восьмилетнего, ожидалось более широкого и глубокого восприятия. Про куранты Петропавловского собора, которые можно слышать из Кунсткамеры, просто молчу.

Как и про «с ветерком» с Лиговского до Васьки в час пик. Интересно, ребята по Невскому гнали, где светофоры через каждые 200 метров? А ведь там еще площадь Восстания… Нет, молчу.

Насколько я поняла, школа находится где-то в центре? Мне рисовался район Владимирской-Достоевской. Там тоже куча всего интересного, чисто питерского, но авторы ограничиваются набором из туристического путеводителя: Адмиралтейство, Лиговский, Исаакий… Кстати, Михайловский дворец — это имелся в виду Русский музей или Михайловский замок? А Екатерининский парк — это тот, что в Пушкине? Но почему ребята, учащиеся в самом центре города и живущие там же, станут встречаться в пригороде? По географии вообще очень много вопросов.

С Флоренцией та же история. Из всего города в текст попадают лишь туристические Уфицци и Санта Мария дель Фьоре.

 

Композиция романа вызвала недоумение. Я с самого начала понимала, что это первая часть дилогии, но все же у нее есть свое название и она идет отдельной книгой. Значит, думала я, в какой-то мере это завершенное произведение… Ничего подобного! Ни одна сюжетная линия не закрыта. Кульминация? Развязка? И не пахнет. Интересно, по какому принципу авторы решили, на чем заканчивать книгу — мне кажется, с тем же успехом это можно было сделать на 50 или 100 страниц раньше. Или позже. Сам по себе «Еж», увы, не летает.

 

В общем, подводя итог: за аллюзии — плюс, за атмосферу в начале — плюс и моя вечная любовь, за романтикЭ — вообще гран мерси. А вот город и структура подкачали. В целом — интересно, добротно, с хорошим языком и размахом проблемы. Читать дальше определенно буду, но временами возмущенно пофыркивая.

 

Вот.

А на сегодня, как говорит Дмитрий Юрьевич, все.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль