Роман оставил двойственное впечатление. С одной стороны, мне понравилась история, вернее, истории героев, нет претензий по их взаимоотношениям, психологии. С другой стороны, сам мир, на мой вкус, прописан недостаточно четко. Автор не спешит рассказать о нем, раскрывая его постепенно, добавляя штрихи то тут, то там, оставляя простор для воображения и фантазии читателей. У такого подхода есть много поклонников, но лично мне он не нравится по той простой причине, что я, читатель, действительно заполняю пустоты в соответствии со своим опытом, знаниями, видением. И, когда потом наталкиваюсь на противоречия с авторским видением, который свой мир иначе представляет, ничего хорошего не выходит, потому что уже сложившуюся картину приходится перестраивать, возвращаясь и перечитывая заново какие-то куски.
Так получилось, например, со сценой первого боя Гайари на арене. Читая в первый раз, не зная, что он пользуется магией, я была в некотором недоумении. Семнадцатилетний мальчик – непобедимый боец? Хм… Да и описание боя оставляет недоумение. Побегал, поиграл, потом посмотрел в глаза противнику и выиграл. Потом, конечно, все становится на свои места. Орбинские бойцы играют нечестно, применяя на арене магию, хотя ее использование и запрещено законом, но не видят в этом ничего такого. Все всё знают, все всё понимают, но молчат. Но с магией на арене, и с тем, откуда у молодого еще совсем Гайари такие навыки бойца, все прояснилось довольно быстро. Но есть достаточно важные моменты, которые всплывают не так скоро. Скажем, информация о том, что магические способности подавляют, куря определенные травки, появляется только в 13 главе. Хотя, может, было раньше? Не знаю, не видела.
Или, скажем, Пряный путь, который очень важен для республики и является камнем преткновения в спорах с соседями. Однако так и не сказано, сами пряности-то доставляют в Орбин или из Орбина? Пролистала сейчас снова главы до 15-й, не нашла. Собственно, не сказано даже, что везут именно пряности, хотя название пути вроде как говорит само за себя. Я, кончено, не спорю, могу что-то и упустить, читая. Да и возразить можно: ну, какая разница, по большому счету, в Орбин их везут или из Орбина? Может, кому-то и никакой, а мне к картине мира такие штрихи кажутся важными. Но в романе много деталек, вроде бы всем известных, которые, кажется, не надо упоминать и пояснять лишний раз. Например, в 5 главе, когда Орс приглашает Айсинара прогуляться инкогнито по городу. Вроде бы тоже все понятно, и зачем оделись попроще, и зачем палантин старый. Но с другой стороны, вот он шанс, показать «вживую» отношении народа к правителям – любят, не любят, какие настроения в народе… А в тоже время, какой смысл им переодеваться, если их, идеально-прекрасных и золотоволосых все равно не спутаешь с простолюдинами.
И таких мелочей, рождающих недопонимание общей картины, отношений, то тут, то там, набирается на мой вкус, слишком много, чтобы я хвалила книгу за мир. Пока он меня просто устраивает, я его вижу, как раму, обрамляющую картину взаимодействия персонажей, тем более что стиль у автора достаточно легкий, описания объемные и яркие. Впрочем, автор пообещал, что текст будет глобально редактироваться, поэтому ругаться на недостатки я не стану, тем более, что в романе есть вторая составляющая, которая, как я уже говорила, не вызвала никаких нареканий: взаимоотношения героев.
Если говорить о том, кто понравился больше всех, то это будет Нарайн Орс. И, пожалуй, княжич Ярмил. Первый – потерявший все, переживший предательство, смерть близких, гонимый и преследуемый, вынужденный бежать из родного города, и обратившийся против него, превратившийся из книжного скромного мальчика в яростного мстителя. И второй, несчастный и презираемый калека, постепенно завоевывающий уважение отца-воеводы и солдат. Именно эти два персонажа, несмотря на то. что не они вроде бы главные (Нарайн выходит на первый план только в конце романа), получились, на мой взгляд, самыми интересными.
Третьим среди самых понравившихся стоит Озавир Орс, Отец-вещатель Республики, понимающий, что республика не может воевать, что былая мощь утеряна, что нет ни армии, ни толкового производства оружия, а потому старающийся предотвратить войну всеми правами и неправдами. Для меня не стало сюрпризом, что он до последнего верил, что справится, что все получится, что поверят и услышат. Как не стало сюрпризом и то, что не поверили и не услышали. Признавать свою несостоятельность не нравится никому, а гонцов, приносящих дурные вести, частенько убивают. Жаль семью, невинно пострадавшую вместе с ним. Надо, конечно, надо было отослать, подумать, чем может обернуться противостояние с политическими противниками, но вера в то, что разум возобладает над страхом, подводит часто. Сцена у рва, заваленного трупами бродяг и преступников, где должны по закону похоронить казненного Орса и где Нарайн находит трупы матери, брата и сестры, одна из самых сильных, на мой взгляд.
Если говорить о Гайари, который, по идее, и является главным героем романа, то он у меня особых эмоций не вызвал. Избалованный мальчик, уверенный в том, что он стоит выше других по праву рождения, презирающий тех, кто ниже него, насаждающийся своей властью над заведомо более слабым противником, ищущий, как бы нарушить закон, запрещающий использование магии, он вышел гармоничным и цельным в этих своих качествах и системе ценностей, по которой живет. Однако особого развития его, как персонажа, я не вижу. Он не испытывает потрясений, просьба отца соблазнить главу республики Айсинара, чтобы тот стал покладист и встал на сторону Вейза, а не Орса, Гиайи воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Его эта просьба нисколько не возмущает и не унижает, скорее он даже воспринимает ее с энтузиазмом. Если бы отец, добившись своего, запретил ему дальше видеться с Айсинаром, если бы захотел убить и того, вот тут была бы моральная дилемма! А так, ругнулся на отца, сказавшего, что связь можно не продолжать, и сделал по-своему. Ну, молодец, конечно, но в общем-то было бы странно, если бы парень его лет, привыкший уже считать себя победителем, послушно бы сказал: «Да, папа». А вот то, что про магию он думал, думал, пытался, пытался, да так ни к чему это и не привело на страницах этого романа, не очень хорошо. К чему тогда была вся эта линия? Если он стал магом-воином, отрубив противнику голову на арене, то не понятно, как там дальше его дар развивался, ведь его даже в бой не пускают. Вот с Нарайном, который, по слухам, один моет город взять, другое дело. Но, может, про Гиайи и его взаимоотношения с магией будет потом.
И, еще одно кстати: финальный поединок стал самым волнительным во всей книге. Не знаю, почему не выстрелила сцена казни Орса… Наверное, я ждала, что магию применит Нарайн, пытаясь спасти отца. Вроде бы были к тому предпосылки, ну и мало ли там, спонтанный выплеск… Но применил ее сам Орс-старший, да и то, не для того, чтобы навредить кому-то, не для того, чтобы спастись, а просто попробовать, сможет или нет, показать всем, что в каждом орбините есть магия и ей можно пользоваться.
Про Салему могу сказать почти тоже, что про Гиайи. Хотя она, пожалуй, персонаж промежуточный между ним и Нарайном. Вроде бы и потрясение пережила, но как это на нее повлияло, помимо естественного горя, которое вот сейчас она переживает, пока не понятно.
Айсинар и Геллен – вполне убедительны в своих ролях. Привыкли добиваться своего, не считаться с мнением близких, интриговать, предавать. Политики, что с них взять? Здесь, в этот конкретно промежуток истории, которую показывает автор, все мне кажется вполне логичным.
И, как я уже говорила, история взаимодействия этих персонажей, которую я не буду рассказывать, чтобы не спойлерить совсем уж сильно, и так уже это сделала, мне понравилась.
Наверное, я бы могла сказать о романе больше, но что-то мы с автором обсудили уже в комментариях, а более глубоко смотреть и анализировать надо будет уже после финальной правки.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.