Настоящее колдовство, вот что это такое.
Как с самого начала попадаешь под палящий зной да глотаешь степную пыль, что поднимается от колосьев овсюга, пока навстречу, прямиком к шатрам военачальников, бредет измученный герой – Нарайн Орс – так и живешь дальше в этом мире, широко раскрыв глаза и впитывая впечатления кожей.
И в первом бою бежишь, не понимая, куда, и орешь от страха, и рубишь, толком не глядя, кого… и долго помнишь глаза убитого сородича, вытаращенные, по-орбински небесно-голубые.
А потом – и вовсе уже именно ты! ты сам! – шепчешь: «Спасибо тебе, тетка Рахи», за то, что выдала сокрытое от чужих взглядов убежище твоих врагов, и проводишь кинжалом от уха до уха пленницы в шафранно-желтом сари.
Мгновенно вживаешься в мир. И каждый раз, открывая книгу снова – проваливаешься в него.
И нет, конечно, ты вовсе не чудовище, которое направо и налево убивает женщин без причины… ты – отец чудовища, Нарайн Орс.
Потом начинаешь задумываться над тем, что натворил этот герой, Нарайн Орс, можешь ли ты его если не оправдать, то хотя бы понять, но сюжет увлекает тебя дальше, а растерянный Нарайн остается позади обдумывать слова «Боги слепы, Нарайн Орс из Орбина, ты не заслужил этого ребенка».
И вот тут, пожалуй, стоит выдохнуть и начать сначала.
Вообще, кому-то может показаться, что месть, совершенная в первых главах, не идет на пользу интриге. Что можно было бы сделать все по классическим лекалам – вот героя обидели, вот он долго и мучительно вынашивает планы мести, вот он зрелищно и с огоньком воплощает их в жизнь. Но во-первых, граф Монте-Кристо уже написан, а во-вторых, расскажите об этом да хоть Марине Семеновой с ее «Волкодавом»! Та же самая штука, первый том начался тем, что месть – свершилась. А просто Семенова писала не о том, как мстить, а о том, как жить человеку после того, как цель жизни достигнута, а он внезапно остался живым )) Очень это на самом деле больной вопрос – как жить после жизни?
Так и здесь, цель не в возмездии, цель — показать, как на выжженном поле трагедий и шекспировских страстей растут дети. Одна из задач, по крайней мере.
Вы все еще думаете, что люди рождаются равными? Или, допустим, одинаковыми? Как бы не так! Способности, генетические предрасположенности, наследственные болезни, физическая крепость, темперамент, а также национальность и пол, не говоря уж про цвет кожи, волос, глаз – новорожденный приходит в мир с нехилым таким чемоданом. А если еще и шекспировские страсти в анамнезе, если один дед сжил со свету другого со всей семьей, и только чудом уцелевший твой отец расквитался сполна, и при этом и тебе досталось? Каково?
Вот автор и пытается разобраться, каково.
Поэтому, друзья мои – это драматическое фэнтези, в котором под слоем меча и магии полно философии.
И не надо думать, что это мало кого касается, все небось слышали что-то вроде «Ой, Ванька пошел, такой же алкаш, как его отец», «А Лидочка красавица, вся в мать!» или даже «На детях гениев природа отдыхает». И наверно, сложно придумать предопределенность более жестокую, чем эта.
И с этим надо жить. Чем бы ни был набит твой личный чемодан.
У Адалана – главного героя романа, сына Нарайна Орса – очень непростое наследство. С одной стороны – он одаренный маг, способный зажечь солнце, а с другой стороны над ним тяготеет родовое проклятие. Два родовых проклятия, с обеих сторон, и по маминой линии, и по папиной. И все вокруг только и гадают – шарахнет эта бомба или нет. Чуть ли не каждый встречный – от собственного хранителя из расы ангелов-хранителей этого мира, даахи-оборотня, до магистров-наставников – все смотрят изучающее, все испытывают, чудовище он или таки нет. Может, следует логически помыслить и убить его от греха подальше – или пусть пока поживет? С оговоркой, убить, мол, всегда успеем…
Все такие гуманные, да. Или, может, просто пачкаться не хотят? Ждут, когда ответственность за такое дело возьмет на себя кто-то другой. Тот же самый хранитель-даахи, например, который сам-то почти ребенок.
Но повороты сюжета и испытания, выпавшие на долю Адалана, я раскрывать не буду, скажу только, что их будет предостаточно.
Расскажу лучше о мире произведения.
Потому что, друзья мои, создать свой логически продуманный фэнтезийный мир – это надо очень постараться! Потому что здесь есть все – своя мифология, история, география, свои расы, народности, аутентичные названия – абсолютно все, чтобы мир был живым и настоящим. В него веришь, его хочется изучать, в него влюбляешься и со временем начинаешь придумывать собственные какие-то истории, которые могли бы там произойти.
При этом, конечно же, мир не совершенно чужд, не отпугивает – какие-то проекции из реальности, безусловно, угадываются, и делать это приятно. Например, страна Шивария лежит на юге, оттуда везут шиварийские пряности, шиварийские женщины носят сари – с готовностью представляешь Индию ))
Немаловажный момент – автор не читает лекций о своем авторском мире, автор в нем живет и дает пояснения по ходу сюжета, понемногу, но картинка складывается объемная и яркая.
У героев – у всех значимых героев! – есть своя история, свой характер, свои внутренние и внешние конфликты. Они раскрываются постепенно и к месту. Например, магистр Дайран, задумавшись о роли хранителя в жизни маленького мага, вспоминает, как когда-то его хранитель пожертвовал своей жизнью, но спас его.
Магистр Жадиталь в разговоре с ее возлюбленным Армином, объясняя, почему она не может остаться с ним, думает о собственном прошлом и ищет там уверенность в своем сегодняшнем решении… а старик Борас, находясь на грани смерти, выдает свою страшную историю из прошлого, как исповедь, как оправдание грехов, как обвинение всем орбинитам, вместе взятым!
Поэтому если не посочувствовать – то уж понять можно каждого героя.
И, конечно, подкупает глубокий психологизм. Это тот самый случай, когда можно догадываться, о чем думают герои, читать между строк. Лично меня это восхищает.
Отдельно хочу сказать о стиле, потому что молчать просто не могу! Стиль изложения образный, описания зримые, слова подобраны точные, выразительные.
Вот, например, через описание передано мироощущение оборотня – он чувствует мир несколько иначе, отлично от простого человека. Это видно в тексте, оборотень чует не просто ветер, а восходящую струю, и она не просто уносится ввысь, а — отзывается дрожью в нераскрытых крыльях.
На улице он потянул носом ветер: восходящая струя отозвалась дрожью в нераскрытых крыльях. Оттолкнуться прямо сейчас — и через миг унесет на сотню перестрелов. Сабаар огляделся. На площади у трактира было светло и людно, но задний двор тонул в непроглядной темени. «Подойдет, — подумал он и свернул за угол. — А если кто сунется — что ж, ему же хуже».
Или вот описание архитектуры Серого замка – и тут же органично вписан экскурс в историю, показано, каким замок был изначально, и каким стал со временем.
Вход в башню Совета, как и все главные входы, был обращен на юго-восток, но Кайле повела Адалана вокруг всего огромного комплекса к задней стене западного крыла. Эта часть замка была самой старой, построенной еще в те времена, когда мир зализывал раны после потрясения тверди, и одно упоминание магии вызывало у людей ужас и ненависть. Последние носители дара укрылись вдали от поселений на границе разлома. Они поклялись, даже защищаясь от врага, не применять всетворящее пламя, а ради спасения своих жизней и накопленных веками знаний возвели неприступную твердыню, которая и получила мрачное название «Серый замок». Позже страсти утихли, маги вернули себе часть былой мощи и уважения, нападений уже никто не опасался. Вокруг Серого замка вырос целый город, а сам замок перестал быть просто нагромождением глыб — появились широкие окна, разноцветные витражи и кружевные карнизы. Теперь обитель Согласия походила скорее на дворец, чем на крепость, но тут, в западном крыле, еще сохранилась часть боевых укреплений.
Вот – не просто описание красивой девушки, но и видно чувство к ней того героя, кто на нее смотрит. И тут же – замечание о том, как воздействует на человека магия а-хааэ, любовного напитка. На самом деле он несколько сложнее, чем любовный, но пусть будет так ))
Сама хозяйка, подобрав под себя одну ногу, сидела на подоконнике и курила. Силуэт ее таинственно и четко выделялся в слабом свете звезд. Глаз почти не было видно, зато высокий лоб, тонкий нос с горбинкой, округлый подбородок и ниже — грудь с крупными сосками, мягкий живот и бедро, едва прикрытые хлопковым покрывалом — все это можно было разглядеть в подробностях. Тонкая серебряная трубка поблескивала, порхая между пальцев, и легкие облачка слетали с губ. Несмотря на темноту, кожа Таль казалась переливчато-жемчужной, а в волосах мерещились алые сполохи. И даже ее теплый запах, полнота и упругость тела были явственно ощутимы.
Это все а-хааэ, не иначе.
У Эра нет просто безликих описаний. Или красот ради красоты. Описание обстановки уместно, и с нею же передается, например, отношение одного героя к другому.
Армин думал, что уже готов ко всему, но едва переступил порог библиотеки — как замер, пораженный: кругом царила необыкновенная чистота: стены обрели свой первозданный мраморный рисунок, пол блестел, как зеркало, названия книг на корешках можно было прочесть прямо от входа. Пылью в воздухе и не пахло! А ведь только вчера было не продохнуть. Навести такой порядок метелкой и тряпкой было невозможно даже за месяц, что уж говорить о том, чтобы справиться за день — значит, магия… сопливый самородок опять наплевал на его указания и все сделал по-своему.
И надо же… два слова – сопливый самородок – и бездна смысла! Потому что Адалан, как мы помним, маг, способный зажечь солнце. Но он еще ребенок, и отношение к нему у магистра Армина двойственное. Очень точно выраженное такой характеристикой.
И так – во всем. Продуманность, точность, глубина.
И это именно настоящее колдовство, иного объяснения я просто не нахожу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.