Бородец. Рецензия на роман Сэма "Сад земных наслаждений"
 

Бородец. Рецензия на роман Сэма "Сад земных наслаждений"

+16

writercenter.ru/library/fantastika/roman/sad-zemnyh-naslazhdenij/

 

Всякий раз, когда читаешь то или иное произведение, пытаешься найти что-то похожее из раннего опыта. Долгое время не мог понять, что же из аналогичного мне встречалось ранее, и тут, совершенно случайно, на главной поместили топик по Вселенной Шэдоуран. Вот оно, мрачность, техника, импланты, магия, загадка и незримые силы, которые управляют миром.

 

Сам текст сложно-загружен различного рода терминами, красивостями и размышлизмами главного героя. Автор отошел от изложения философий со своего авторской колокольни, оставив за собой только описание места действия. Довольно-таки сложный технический элемент, но грамотно исполненный, стоит заметить.

Теперь о мире. Очень сложно-описанный простой мир, где цивилизация рушится под воздействием незримой силы, тут тебе и иммунные проблемы, и нашествие каких-то чудищ, и демография, краем затрагиваются также социальные неурядицы, вроде эмоциональной выхолощенности или уход в виртуальную реальность. Проблемы актуальны и для сегодня, хотя не с теми акцентами, но всё знакомо, так что читатель имеет необходимый теоретический минимум для оценки событий.

Но имеющиеся аналогии не добавляют элемента реалистичности-логичности мира. Хотя правдоподобность, как мне кажется, изначальна и не закладывалась. Поэтому несмотря на очень “настоящих” отдельных людей имеется совершенно нежизнеспособная система в духе Платоновско-Аристотелевских утопий.

Главных героев много. В сложном танце по ходу пьесы они меняют свою значимость, место в мире, отношение друг к другу и постоянно прыгают. Эти прыжки туда-сюда нередко заставляли меня теряться, кто же этот герой, который сейчас что-то делает. Имен слишком много и они малозначимы (для меня), поэтому приходилось дочитывать и оставлять “на потом” выяснение то ли это новая ипостась героя, то ли новый, то ли старый, но временно потерявшийся из памяти. Возможно, если бы знание матчасти, то есть египетского пантеона, было бы получше, то символизм, стоящий за именами смог бы оказать свою помощь в идентификации персонажей, но … “имеем, то что имеем”.

В процессе чтения иногда складывалось ощущение, что приходится потрошить большой торт на маленькие кусочки, чтоб как-то прожевать.

Спотыкалка — термины. Их много, не просто много, а очень много. Техника, психология, социология, биология — это из того, что я воспринял, не исключаю, что есть и еще какие-то, которых я не заметил или просто не знаю. Тут читателю или придется поверить на слово автору, что эти термины что-то значат, или лезть в словари. И тот, и другой путь чреваты, потому как во многой мудрости — многая печаль, а пропуск непонятных слов может сказаться на оттенках вкуса книги. Общей эрудицией тут обойтись не выйдет, термины зачастую узкопрофильные.

Для чего было нагромождать такие завалы из непонятных слов? На ум приходят два варианта, один — это автор так мыслит, второй — автору понадобилось создать атмосферу технократичности. Плюсы и минусы этого решения лежат в личности читателя и зависят от личности читателя. Одних это отпугнет, вторых привлечет. Кстати, может быть и третья категория, которые пропустят все эти умные слова и продолжат читать детектив-боевик.

Символизм, всё пропитано символами и отсылками. К мифологии, к истории, к существующей реальности, знай успевай улавливать и пытаться угадать, повлияет ли это на сюжет. Значительную, если не решающую, роль в построении мира сыграла мифология Египта. Все имена ИИ — это имена божеств, люди же имеют восточные имена. В попытках найти тайный смысл имен, “Яни” тоже можно обозначить как “инь” и “янь” в одной флаконе. Она соединяет несоединимое, машин, людей, гибридов, олицетворяя ценность отношения для каждой из этих групп.

Итак, что же мы всё-таки имеем в сухом остатке. Роман-размышление, где на фоне происходящего показан процесс изменения человека. Субъективность восприятия, осознание себя, размышление на тему “как надо”.

Сюжетные спойлеры

История начинается с середины, нарушая кэролловские заветы, что надо начинать сначала и заканчивать к концу. Амон (уже с первых слов идет отсылка к триаде “Тот-Амон-Ра”) осознает себя как личность и через его восприятие дается описание мира и частично истории мира. Попутно рассказывается и о собственной истории главного героя. Образ Амона расписан с младых ногтей и до зрелости, видно как из мальчика вырастает нелюдимая асоциальная личность с множеством нерешенных проблем и сложной системой компенсаций. История подается через сны-воспоминания и выглядит довольно правдоподобно в мелочах

Автор потихоньку знакомит с миром, позволяя кусочек за кусочком складывать пазл. Что мы знаем из первой части? Мир, где есть монахи и комиссары, где сложная система весов и противовесов политических и технологических сил выстраивает свою картину. Недостаточность одной информации и избыточность другой, вот так, пожалуй, можно охарактеризовать первую часть. Прямо в лоб подается основа произведения “все всех используют”. Система — людей, комиссары — систему, люди — теней, тени — вот только тени никого не используют и подчиняются. По ходу автор дергает за нитку эмоций читателя, и использование теней в роли игрушек будит всякие фантазии, и увлеченность компьютерными играми позволяет поохать “и там то же самое”, и распад семейных ценностей присутствует.

Финальная сцена главы тупыми ножницами разрывает ткань повествования и оставляет читателя в состоянии “да что ж там дальше”.

Начиная вторую главу невольно хочешь прочитать продолжение, но автор решает уйти в прошлое и вывести на сцену нового героя, Техути. если в первой главе манера речи героя и автора совпадали стилистически, то во второй уже идет отличие, автор — многомудрый и рассудительный, герой — яркий и подростково-эмоциональный. Технически этот момент разделен плохо и глаз невольно цепляется за несвойственные герою или автору обороты.

По ходу повествования в первый раз встречается “консенсус” и вспоминается один политический деятель с этим словом. Намеренно или случайно так получилось — неведомо, но воспринимался этот Консенсус уже с долей иронии.

Коллективный разум, система искусственного интеллекта, отвечающая за все процессы, отсутствие единой точки зрения у машин, столкновение законов робототехники с условиями жизни, всё это создаёт жутко смазанную картину. Слишком много всего смешано, да еще и с громоздкими описательными настроенческими сценами.

Пересечение героев с их прошлым, новые оценки старых событий, причины и следствия перетряхивают сложившийся пазл мироустройства. Что, где и когда скачут как бешеные кенгуру. Хотя главными вопросами тут являются “зачем”и “почему”.

Закономерным и привычным образом сюжет опять обрывается тупыми ножницами, чтоб скачком снова оказаться в новом месте с новым героем.

Третья глава идет с лейтмотивом “всё не так как нам говорят”. Юэн, бывший комиссар, оказывается в центре интриг, по пути осознает себя и коренным образом пересматривает свою точку зрения на себя и на окружение. Истории, начатые в предыдущих главах обретают логическое завершение или продолжение, всё выдает начало конца. Даже не зная количества страниц, становится понятно, что финал не за горами.

Автор оправдывает ожидания читателей и вдосталь отсыпает ему экшна. Погони, стрельба, роботы, любовь, покажи всё это в цвете и получишь картинку, сопоставимую с Матрицей.

Окончание с хэппиэндом. Все хорошие победили, все плохие проиграли, человечество получает шанс на светлое будущее.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль