writercenter.ru/blog/final/morgot-eldar-ten-na-solnce.html
«Тень на солнце» – очень странное название для романа. Возможно, это как-то должно быть связано с пятнами на солнце, которые вошли в поговорку, но подтверждения в тексте я не нашел равно и других отсылок на такое странное название для цикла новелл с одним героем.
Личность героя. По заявлению автора Зезва не должен был быть эдаким супер-пупером, однако, сделать его заурядным человеком в тексте не вышло. Он то и дело срывается в вершение подвигов, недоступных для обычного человека. И в этом ему помогает рояль в кустах, что-что, а с такой поддержкой никакие трудности не страшны. То верные друзья придут на помощь, то дэв внезапно станет лапочкой. Нет в этих появлениях «бога из машины» деятельного выбора, внутренней проблемы, какого-то дискомфорта. Шаблонно-героические поступки.
Кстати, сюжет не завязан на герое, все события идут своим чередом, то приближаясь к Ныряльщику, то отдаляясь от него. Жизнь кипит, союзы образуются, чуды входят в историю.
Из чудесных способностей у Зезвы имеется только умение ходить за Грань, в некий мир, где имеются могущественные артефакты, в которых можно угадать какую-нибудь базуку или светошумовую гранату. Много или это мало – вопрос спорный, но как по мне, то неоправданно много. Каждый встречный-поперечный упоминает, что Зезва – именно Ныряльщик и ходит за эту самую Грань, хотя никто не уточняет, что тот Картавый потому что картавит, а этот именно Красивый, потому что
Так и бродит по роману этот Зезва, собирая шаблоны по ходу. И друг ему неожиданно в спутники набивается, даже два, которые сразу же теряют желание бродить разными дорогами и закрепляются на роли спутника главного героя. Даже банальный вопрос денежного содержания не стоит перед спутниками, их кормят на халяву, устраивают площадку для подвигов и возможность творить добро в бесчисленном количестве.
А подвигов во имя добра требуется ой как много, то чудища лютуют, то политики интриги плетут, то еще какая напасть творится. Мир поделен на традиционные фракции, эльфы, гномы, тролли, домовые даже затесались и всё это на фоне междусобойчиков у людей с применением оружия. Причем пространство поделено на мир людей и примкнувших к ним гномов и на мир нечисти. Два пространства пересекаются слабо, многие люди даже не в курсе, что где-то рядом бродят всякие чувырлы неместные. Хотя с учетом их количества в такое верится слабо, живой мир должен обязательно как-то реагировать, ушки троллей обязательно пойдут на целебные отвары, а в каком-нибудь селении может появиться культ какого-нибудь живого дерева. Но, возможно, это имеется в продолжении, но раз уж задумывалось, что роман завершен, то эти предположения оставим за кадром.
Условно чудов поделили на хороших, плохих и условно-нейтральных. Традиционное разделение в жанре ДнД ролевых заготовок. Эти любят людей, те не любят, а вот там вообще их знать не желают, пока не попросят.
Планы по захвату мира вынашивают несколько группировок, одна человеческая и две запределных. Вольдемар Дорогой идущий, вождь Элигера, ведьмы Рокапы и каджи. Идейного противостояния в романе не показано, только вывод, что объединиться эти стороны могут, но уж больно непрочно. Кстати, идейным различиям вообще уделено очень мало места, система ценностей у всех существ примерно схожа. Так и выходит, что несмотря на внешнее различие – внутренняя сущность рас и народностей не отличается. А так хотелось бы посмотреть на книжку «Что такое хорошо и что такое плохо» у восьмируких.
Политика в романе идет отдельным огромным блоком. Если первый рассказ походит на приключенческо-фэнтезийный квест а-ля Ведьмак, на тему «пришел-победил», то дальнейшая история раскручивается по спирали, включая всё большее и большее количество участников. У меня складывается впечатление, что первоначальный замысел не предполагал такого поворота и дальнейшее развитие – суть экспромт и вспомненные мысли, которые автор захотел впихнуть в текст. При этом пострадала целостность произведения из-за смешения жанров. Первоначальный экшен сменяется политическим анекдотом, который плавно перетекает в любовно-романтичную линию и под конец снова уходит в экшен.
Приключенческая часть романа мне понравилась, описание насыщено подробностями, отсылками на мифы и предания, как славянского, так и восточного эпосов. При этом имеются изюминки-размышления. Мне, например, пришелся по душе эпизод с описанием спасения чудов Кондратом и ненавязчиво поставленным вопросом о том, что же делает человека – человеком.
Оценку произведению давать не хочется по причине незаконченности, но моё мнение, что более всего удалась первая часть, про деву Али, в которой гармонично сочетаются романтическо-приключенческие составляющие.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.