Ссылка на конкурсный топик романа «Горечь дара»
РЕЦЕНЗИЯ СУБЪЕКТИВНА И ПОЛНА СПОЙЛЕРОВ! Оставь надежду на полезность, всяк читающий представленные ниже размышления нескромного автора, который взлетел слишком близко и приземлился слишком больно, утянув за собой своё мнение.
Как уже упоминалось в прошлой рецензии – иногда хочется странного. И эта книжка – продолжение странных желаний.
Пожалуй, нет смысла повторять остальные свои слова. Язык тут такой же витиеватый, и для человека не-визуала вроде меня он стал очередной пыткой. Зачем же я продолжил читать? Не знаю, может, внутренний мазохист во мне ликовал, когда я пробивался через очередную главу и ехидно шептал на ухо, что я сам напросился. Но как бы там ни было, очередное произведение осилено, и очередной субъективизм вынесен на суд комментаторов.
Пожалуй, оставлю тот же порядок и начну с языка. Как уже сказал, он такой же витиеватый, с длинными пространными описаниями и сравнениями (которые тут ещё длиннее и порой страннее), но я его воспринимал проще, поскольку нет внезапных кружевных мостов или других слов, выбивающихся из общей колеи повествования и мира. Хотя ночь за время чтения что только не делала в этих самых описаниях, я быстро привык к нему и оставил в покое.
В остальном язык плавный, неспешный и…это печально, местами очень. Даже когда происходит что-то плохое, динамичное, язык продолжает вещать так же неторопливо, убаюкивая и мешая сколько-нибудь проникнуться происходящим. По большей части из-за него я воспринимал всё происходящее как сказку, ни за кого не переживал и только пожимал плечами, когда с героями происходило что-то плохое. Не то что бы я счёл их бессмертными (хотя и такое ощущение местами возникало). Но когда происходит какая-то битва, накаляется обстановка, стиль тоже должен бежать, нагонять атмосферы…а он продолжает плавно ползти, убивая динамику происходящего.
Ещё хотелось бы выразить своё “фи” по отношению к цитатам перед главами. Они не то чтобы не уместны, но когда я наткнулся на цитату Стива Джобса в фэнтезийной книжке, да ещё и с указанием его имени… ну, не знаю, как по мне это рушит атмосферу. Хотя бы имена авторов высказываний можно убрать.
Следующий по порядку идёт мир и тут, пожалуй, дела обстоят лучше. Есть магические высокородные, есть приземлённые людишки, в которых порой мелькает искра магии. Раса этих самых магических и не очень людишек, ещё оборотней и нейтральных целителей, да ещё дюжина всяких мелких божков и парочка персон серьёзнее. Есть даже легенда создания мира, с которой я от души посмеялся, поскольку чуть ли не каждое второе предложение начинается с (пример с потолка): “И сотворил бог землю. И расселил людей. И сотворил богов помельче. И…”. И это “И…” вызывало смех после пятого раза, а он был далеко не последним. Я понимаю, оно помогает нагнать эпичности, но тут её, пожалуй, чересчур. Да и читать перечисление 11 помощников было откровенно скучно, поскольку выглядело оно совершенно ненужным. По идее некоторые из этих 11 помощников служат телохранителями, но никаких особых способностей я у них не заметил.
В общем, обычный фэнтезийный мир, с высшими маги (что странно, поскольку низших или любые другие ранги, кажется, за всё время я ни разу не встретил), всякими рукотворными и не очень тварями, высокоморальными целителями, не желающими лечить убийц, истинно-верными слугами, и, как водится, обычными смертными.
Почти обычным смертным (время для персонажей, ага) нам и представлен главный герой, который умеет разговаривать с животными и приказывать им же. А ещё в этом персонаже заключён полубог, который делится с ним силой, порой берёт контроль над телом, чуть-чуть сводит его с ума, является прекрасным внутренним собеседником и… я просто не могу не сравнить с Колесом времени. Там у главного героя была такая же проблема, но в связи с объёмами Колеса (14 книг как-никак) всё было расписано куда подробнее. И да, я понимаю, что в одной книге такого не сделать, но когда в главном герое первый раз пробуждается этот самый полубог, нам всё описывают от лица другого персонажа, а когда переключаются обратно на героя, тот и не вспоминает об этом. У него был провал памяти? Так он как минимум должен был заметить последствия того, что творил. Боится об этом думать? Это тоже стоит показать. Хоть что-то показать. А он ведёт себя так, словно ничего и не случилось. В общем, мне не хватило подробностей о раздвоении личности главного героя, и, наверное, поэтому не получилось им проникнуться.
Хотя я и назвал его главным героем, остальным времени уделено не меньше. Капризный принц, его верный сторож, возлюбленная главного героя и сестра сторожа в одном лице, плюс пачка разного второстепенного. И главы за этих второстепенных порой вызывали недоумение. Понятно, что это первая книга, и персонажи могут раскрыться дальше, но пока они воспринимались как подпорки, двигающие сюжет.
А сюжет тут… ну… дальнейшие слова будут на уровне “не хочу красной икры, дайте мне чёрной”. Сюжет есть, и местами он интересный, но…
Я понимаю, в книге должна быть удача, её и в жизни полно. Не случись некоторых совпадений, и жизнь пойдёт по другому, не будет красивых историй, счастливчиков и тому подобного. Но тут мной всё воспринималось вылизанным и рассчитанным как раз для законов жанра. Персонажам везло ровно настолько, сколько нужно для продвижения сюжета. Тебе плохо? Вот тебе пегас, он унесёт тебя в далёкие дали. Принц умирает? Не беда, совершенно случайно пегас высадит героя неподалёку от него. Герою надо спрятаться? Ничего страшного, опять по чистому совпадению рядом будет проходить его старый знакомый и поможет. А один персонаж так вообще принёс принцу амулет удачи, с которым того не могли убить. Надо же было как-то выживать пареньку.
И вроде бы удачи не так много, и всё в рамках разумного, но…это лишь укрепляло во мнении, что всё происходящее – сказка, поскольку вся эта удача никак не компенсировалась. Да, с героями иногда случались неприятности, но они не шли ни в какое сравнение с тем, как им везло.
Раздражало, порой сильно, и другое. Некоторые части сюжета за отдельных персонажей вырезаны. То есть с героями что-то произошло, но нам об этом говорят уже постфактум, что да, было такое. И порой не рассказываются интересные вещи, которые хотелось бы прочитать, а не узнать вскользь, причём причин для таких недомолвок я не увидел.
Зато есть короткие вставки вместе в начале главы (да-да, сразу после цитат). В них рассказывается коротенькая история за того или иного персонажа. И с одной стороны – там иногда рассказывали интересные вещи, с другой – возникало ощущение мельтешения.
Если же закрыть на всё это глаза и представить, что ждёт в будущем (всё же судить сюжет цикла по первой книге нельзя) – может выйти вполне себе интересно. Но пока – не зацепило.
Хотя может показаться, что я ругаю книжку – это не так. Читается она гладко (есть пробегать глазами описания), есть некая интрига (недолго, пока автор не поделится информацией), у персонажей есть мотивация (местами странная, но есть). Встречались и откровенные непонятки, вроде полярной ночи, когда пока ещё будущая возлюбленная главного героя сбежала ночью в лес в сильную бурю, что не видно ни зги, её там услышал и подобрал гг, отнёс домой, где с ней долго говорили(так и сказано) и лечили, после чего она под утро той же ночи вернулась к себе в замок.
С именами у меня тоже были затыки (но это мои собственные проблемы). У некоторых персонажей имена похожи, причём имена редкие, непривычные. И когда упоминались три персонажа на одной странице, у которых имена начинаются с “Э” и в имени 3-4 буквы, порой приходилось возвращаться и перечитывать, вспоминать и разбираться, о ком именно идёт речь.
Но в целом, повторюсь, ощущения скорее положительные. Неплохая сказка со своей историей, миром и живыми персонажами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.