Ариса Вайя. Рецензия на произведение Артура Темиржанова. Человек, который построил Эдем
 

Ариса Вайя. Рецензия на произведение Артура Темиржанова. Человек, который построил Эдем

+15

Темиржанов Артур. «Человек, который построил Эдем»

Эдем я читала, так что рецензия не идет мне в карму, а отправляется автору в руки. Первая рецензия лежит на autor.today, а эта, вторая, написана специально для КПП и с некоторыми значимыми отличиями. Как минимум, роман вырос на треть, как максимум — стал глубже там, где мне бы хотелось. Теперь действительно хочется читать продолжение. В общем, о чем это я? Вы же еще не знаете, что я перечитывала. Поехали?

 

 

ну, само собой, правила

Что такое хорошая книга? Смотря с какой стороны зайти… Если с позиции автора, то хорошая книга – та, которая ровно закручивается в спираль, сворачивается, складывается. Иначе говоря – книга без косяков, без «торчащих ниток», без «повешенных героев», с выверенной интригой, с полноценными героями. Если с позиции читателя, то хорошая книга – та, послевкусие от которой сравнится со вкусом, та, которую я захочу купить и поставить на полку, та, которая заставит меня усмехаться над замыслом (не путать с юмором, у меня с ним вообще не очень хорошо).

 

Мир.

Опустим подробности создания романа, откуда выросли ноги, что менялось и тысячи раз правилось. Если будет интересно — можно спросить у автора лично. Итого — дом, который построил Джек. Джек, который построил Эдем. Относительно нашего мира, роман о будущем. протезирование, оно же аугментика, тут на высшем уровне, зубы можно вкрутить в десну и вуаля (черт, как же я завидую после стоматолога-то...), печень против всех ядов, руки-ноги. Что угодно. В этом плане чем-то напоминает «Призрак в доспехах», но несколько не в пользу Эдема, о чем позже. Город под куполом с множеством уровней, от пятого, куда стекаются все отходы и отбросы общества, до самого Эдема. Снаружи земли, когда-то занимаемые народом сааксцев (которые теперь в эдаких резервациях живут… и живут, надо сказать, получше победителей). А все крутится вокруг города, Эдема, Освободителя и Джека. Прошлое циклично, виток за витком приводило к одному и тому же, и вот последний виток — повторится или нет?

Герои.

Я не буду перечислять всех, мне понравилось говорить в рецензиях только о тех, что чем-то, да задели.

Таир/Тайрек — как бесил он меня с пролога, так и до эпилога бесил. Постоянно. Я бы ни за что не доверилась такому человеку, но выбор многих — это выбор многих) Он далеко пойдет, но характер — сокровище… в сундук и закопать. Безумец с потрясающей подменой понятий.

Клэй. даже после прочтения мое мнение не изменилось. Это — автомат Калашникова, только человек. Вояка, который понимает очень и очень многое, но остается солдатом со своим кодексом чести. Меня впечатлил момент, когда ему пришлось отдуваться за всех. И даже не столько физически, сколько морально — принять все шишки на себя. И это его искреннее «Это всё ошибка! Я не убийца! Я обычный человек, такой же, как вы! Посмотрите на меня! Я просто хочу, чтобы меня любили.» — сильно…

Дэниел — как много можно положить на алтарь ради своей цели. Семью, свободу, имя, репутацию, мечту, верность… и даже больше. Практически жизнь. Всем он жертвует с гордо поднятой головой. Далеко пойдет, потеряв себя.

Распятая жертва. Если вам скажут, что ваши дети будут жить в мире, если вы дадите себя растерзать, изувечить, превратить в живой труп, с течением времени превращающийся в все большее и большее убожество, что вы выберете? Вы взойдете на голгофу? Вы провисите больше полувека ради своих детей? ради внуков? ради близких? хотя бы ради них…

Сюжет.

Чем-то напоминает детектив своим строением. Мы начинает в точке Х. Через многие-многие перипетии приходим в точку Э. А потом начинаем с точки А. И заканчиваем точкой Я. Сюжет закручивается по спирали. От простого к сложному. От обычного бунта до спасения человечества (в очередной раз, помним про спираль). От мести народу до мести другу-предателю.

Язык.Резковат. Спокойные фрагменты будут сочетаться с резкими и неприятными (где-то даже морально). Кого-то, может, покоробит. Я привыкла быстро. Все равно так весь текст написан.

Концовка. Хотелось бы сказать, что вопросов больше, чем ответов, но так было в прошлой версии романа. Теперь же все сложено грамотно. Остаются некоторые очень длинные хвосты, которые читатель триста раз забудет до следующих частей. Но остаются и зацепки. Будем надеяться, во второй том они перейдут. А нет — это повод хорошенько пнуть автора) но это уже после.

Сильные места.

Проблема аугментаций для сааксцев. Они свято верят, что аугментации — зло, демоново отродье и уж лучше умереть, чем их заполучить. Верят… вот только некоторые смиряются с искусственными конечностями, органами. А тем временем… тем временем сааксцы были правы :D какая злая-злая шутка))))

Недаром девизом приютов, в которые отправляются все дети заполучать гражданство (да и взрослые там пашут, зарабатывая себе это гражданство, будь оно неладно) является старая добрая фраза Arbeit macht frei — труд освобождает. Чувствуете злую иронию?

Проблема жертвенности. Чем вы готовы пожертвовать, ради народа, ради близких, друзей, любимых? Жизнью? Нет, не своей… тысячами чужих… уничтожить тысячи, чтобы спасти миллионы. И не просто пожертвовать, как воюют сильные страны мира сего, а пожертвовать еще и собой. Пожертвовать, даже не зная, выгорит ли, получится ли. Жертвовать и знать, что 9 из 10, что жертва будет напрасной.

Дуализм и интерпретацию библейских мотивов проигнорировать нельзя. Тут вам и ангелы, и Иисус, фактически, и Адам… да куча, хватает, чтобы покопаться с саперной лопаткой.

Слабые места.

Наряду с вещами, которые объясняются от А до Я, тщательно жуются во благо сюжета, есть и дыры. Такие дырищи моего непонимание, а скорее даже дырищи моей невозможности представления. Фантазии не хватает? Может быть…

Собственно, что я представить так и не смогла, как ни пыталась:

— как выглядят все эти чужие личности в сознании Тайрека. Призраки? Призраки во плоти? Материальные призраки? Галлюцинации? а-ля Билли Миллиган и его 32 ипостаси?

— по какому принципу крылатую тварюшку с ароматом гнили видят окружающие? хотелось бы подробнее, а то — магия, вжух-вжух…

— время, мать его! глава начинается в 10:00, ты читаешь-читаешь-читаешь… 16:00… а потом кусок с 8:00 до 9:00, и не понятно вообще, что это раньше по времени, чем предыдущий кусок. Мне было понятно лишь потому, что читала я второй раз.

— пространство под городом, пятый уровень — что-то на грани понимая. Я не могу это представить, и потому не могу понять. Мне не хватило материальных образов, чего-то, что сложило бы перед моими глазами понятную картинку. Аномалия времени, падающие трупы других эпох… это все как-то недоступно для понимания без объяснения. А объяснения нет.

— утилизатор этого города, перерабатывая отходы в еду, явно подсыпает слабительное… герои постоянно срутся. Когда боятся, когда сражаются, когда умирают. прорвало канализацию в романе, в общем. Я и кишки на люстре нормально воспринимаю, но целесообразность этого понять не смогла.

Какой у книжки вкус? очень интересного блюда в несколько слоев. Сперва одно, потом другое, а на дне самые вкусности, пальчики оближешь. Все как доктор прописал… не будь этого слабительного на каждом углу, меня б даже не коробило.

Какое послевкусие?ощущение чего-то близкого со своим осталось еще с прошлой рецензии. Раньше герои больше напоминали мне моих (а Артуру мои герои напоминали своих), теперь это восприятие чуть сместилось.

С чем не согласна? Если отбросить демоническую составляющую аугментики, то меня покоробило эдакое неразделение души от тела (при том, что личности перезагрузить можно). Вот взяли барышню, напичкали протезами и она… стала бездушной куклой… Мне в этом плане нравится позиция, озвученная в «Призраке в доспехах» — тело отдельно, душа отдельно, а не вот это вот месиво. Но это называется — на вкус и цвет.

Автор свято верит, что человечество может просрать все (ну… не буквально… хотя и буквально тоже). И даже не только «может», но и просрет. Напрочь. Я в этом плане не такой пессимист :D

Цитаты.

Мертвецы быстро перестают пугать, когда понимаешь, что бояться нужно только живых.

… ибо рай есть мучение счастьем...

Если сомневаешься в каком-то деле, сделай хотя бы один шаг — дорога появится сама собой.

Видишь эти шрамы? Я их получил потому, что сааксцы верили в своего Бога до конца, а мы нет. А на войне полумеры просто опасны.

Мужики инстинктивно будут защищать женщину, какой бы крутой она ни была. Воительница доказала нам это. Каждый из нас был готов умереть за неё. Представь себе, каждый. Если бы её не стало… хуже того, если бы её схватили сааксцы, убили, изнасиловали, сделали из неё показательный пример — представь, как бы это ударило по морали. К убитым парням быстро привыкаешь. К женщинам… Нет, мы не готовы к абсолютному

равенству, что бы мы из себя ни строили. Чем дальше женщины от фронта, тем спокойнее. Всем.

— Да и потом, Дэниел, это же не я людей убиваю.

— А кто тогда?

— Ты. Твой папа. Все те, кто отдаёт приказы. Я же просто оружие, это вы нажимаете на спуск.

Хотя все мы здесь куклы, которых забыли убрать в ящик, — подумал Клэй. — Воюем, убиваем, трясёмся за свою жизнь, а потом просим у Бога прощения, в надежде, что хоть после смерти будет проще. А там ничего. Только ящик и темнота.

—Вы умеете воевать, вы умеете это лучше всего, — сказал доктор. — Стоит ли губить такой талант?

— Таких талантов быть не должно, — пробурчал в ответ Клэй.

—Детей оставляют без родителей, пытаются влюбить в государство. Но разве им это нужно? Им нужен дом. А их пытаются купить действующим гражданством, — последнюю фразу наёмница практически выплюнула. — Шмотками, жилым пространством и одиночеством. Нас лишают всего, разрывают на части. Один древний философ сказал, что основополагающий принцип войны — это «разделяй и властвуй». Вот так нас завоевали,

мистер Роско. Окружили стенами из одиночества. Дали в качестве идеала человека из стали и сказали, что если мы не будем становиться лучше, то убьём общество. А оно уже убило нас.

— Рай бы стал наказанием. Какая ценность в бесконечности? Какой смысл в счастье без боли? Какая нужда в крайностях — вечных мучениях или вечном блаженстве?

— Да тебя послушать, — усмехнулся особист, — змей-искуситель спас людей!

— Людям всегда нужно к чему-то стремиться, иначе всё зазря. Мы окружены страданиями и болью. Людская натура, как-никак. Лишить человечество страданий — не такая уж плохая цель.

— Но без боли это уже будет не человечество

Его изломали, раздавили, разорвали на мелкие кусочки и собрали заново. Он не чувствовал себя Дэниелом Роско. Кто-то другой занял его место, но забыл сказать, кто.

— Я не хотел, — жаждал взреветь Клэй. — Это всё ошибка! Я не убийца! Я обычный человек, такой же, как вы! Посмотрите на меня! Я просто хочу, чтобы меня любили.

— Те, что жертвуют собой, никогда не думают о других.

— Неправда!, — возразил Джаред.

Корвус усмехнулся как человек, добивающий раненого из чувства милосердия.

— Вы всегда бросаетесь в самое пекло. Жаждете, чтобы вас запомнили как героев. Всю жизнь ты был никем! И ждал, когда же настанет твой момент, чтобы умереть с честью, защищая других. Тебе всегда было плевать на окружающих. Ты просто хотел, чтобы тебя запомнили хорошим парнем, пожертвовавшим собой ради других. Но даже твоя жизнь на что-то годится.

Итоги.

Я уделила такое внимание цитатам по простой причине — они передают роман лучше, чем могу я. Хотите понять, о чем Эдем? Полистайте цитаты. Хотите понять Эдем — почитайте роман.

Часть огрехов списываются на вкусовщину, часть не списываются, но это на усмотрение автора. Но роман при этом остается очень непростым кусочком с весьма глубокой структурой. Все герои врут. Поголовно. Себе, другим. Ты веришь сперва в одно, а потом героя, и тебя вместе с ним, окунают в новую правду, она же — новая ложь. И так до бесконечности. Ничему не верь, читатель) Ничему… Ты сперва попрыгаешь по полю с ромашками, а потом окажется, что от твоих прыжочков передохли три колонии насекомых, а потом окажется, что это были вредители, которых надо было уничтожить, а потом окажется, что ты уничтожил экосистему и вот-вот умрешь и сам… А вообще тебе специально дали воздушный шарик и разрешили попрыгать по полянке. Держи леденец и иди с миром… до первого столкновения с автобусом.

Роман насыщенный, с хорошим «разбегом». В общем, мне понравилось вполне, хоть я и пиналась.

Удачи автору, спасибо за роман)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль