Разрешите представить - Елена Андрейчикова
 

Разрешите представить - Елена Андрейчикова

24 августа 2017, 23:50 /
+36

Беседовала Михалевская Анна

 

Елена Андрейчикова — одесская писательница, работает в жанре женской ироничной прозы. У Елены выпущены две книги: «Женщины как женщины» в издательстве BrandBookPublishing и «Остаться дома в понедельник» в издательстве «Форс». Первая повесть вышла в одесском альманахе «Дерибасовская-Ришельевская». Готовится к изданию третья книга и украинская версия второй книги в авторском переводе. Елена активно поддерживает литературные проекты, участвует в жюри литмарафонов, выступает в Театре ушей, с недавнего времени ведет передачу SharkBooks на радио Shark.  

 

— Обычно интервью предваряет восторженное «как вы начали писать?» или скептическое «как вы дошли до жизни такой?». Меня интересует другое. Когда ты поставила точку в конце своего первого рассказа, какой была твоя цель? Ты знала, зачем пишешь? О чём тогда мечтала? Чего хотелось больше всего?

— Конечно, я помню последнюю точку своего первого рассказа. Первого сознательного рассказа, когда чётко поняла, что впереди ещё будет много рассказов, повестей и, надеюсь, хороших романов. Я сидела в аэропорту, ожидала в течение четырёх часов подругу, с которой мы должны были встретиться и продолжить путешествие вместе. На коленях был ноутбук и рядом пластиковый стаканчик с чаем. В тот день я осознала, что больше никогда мне не будет скучно с собой наедине. И написала первый рассказ просто о том, что происходило перед моими глазами, и что при этом чувствовала я. Еще до этого рассказа я знала, зачем пишу. Затем, чтобы высказать собственное мнение. Научиться это делать максимально честно. А еще встречать новых людей, которые, несмотря на всю свою разномастность, восхищали и продолжают меня восхищать.

— Твой конёк — женская ироничная проза. У тебя легко и с юмором получается писать о том, где другие видят только драму. И это очень нравится уставшему от собственной серьёзности читателю. Тем не менее у тебя есть и тонкая лиричная проза, и философские эссе, и много других разноплановых работ. Но если без оглядки на читательские вкусы, тебе самой какой стиль, жанр твоих рассказов ближе?

— Я всё ещё с большим удовольствием иногда пишу короткие байки. Во-первых, мне это нравится. Во-вторых, ироничная улыбка — это всегда полезно. И для меня. И для моих читателей и читательниц. Но, конечно, цель у меня другая. Мне хочется выпотрошить всё, что есть у меня в голове и сердце, научиться делать это максимально искренне, мастерски, метко. Над тем и работаю.

 

— Героини твоих рассказов отличаются по характеру, по стилю поведения, мыслят они непохоже, у них разные ценности, но их объединяет одно качество — честность, по крайней мере, по отношению к себе. Почему так? Связано ли это с твоей жизненной позицией?

— Конечно, связано. В тот момент, когда для себя я поняла, что ничего важнее честности с самим собой быть не может, я стала это пропагандировать, вкладывая честность и самоиронию в головы, уста, поведение своих выдуманных героинь рассказов.

 

— Откуда ты берёшь сюжеты для своего творчества? Это плод воображения или наблюдения? И есть ли реальное сходство персонажей с твоими знакомыми?

— На написание историй меня вдохновляет эмоция. Моя или подсмотренная у друзей и знакомых. Всё что угодно: страх, злость, ревность, удивление, радость. А затем уже я создаю своих персонажей.

 

— Какие писатели для тебя — эталон литературного мастерства? За что ты их ценишь? Менялись ли твои приоритеты с течением времени?

— Есть писатели и их романы, которые меня потрясли просто как человека, и продолжают потрясать, когда я их перечитываю. Например, «Мартин Иден» Лондона, «Записки из подполья» Достоевского, «Ребекка» Дюморье, «Второй пол» Бовуар.

А эталоном литературного мастерства для меня являются Набоков, особенно его короткие рассказы. Бредбери, Цвейг, О'Генри, Харди, Фаулз, Моэм, Голдинг… Долго можно перечислять. И приоритеты не меняются, просто пополняется список.

 

— Если бы ты вдруг волшебным образом получила возможность пообщаться с известным писателем прошлых веков, то кто бы это был и какой вопрос ты бы ему задала?

— Если уж о волшебстве, я бы собрала всех на одну вечеринку. Без вопросов. Много музыки и шампанского. Сама бы старалась пить поменьше, чтобы всё хорошенько запомнить — взгляды, улыбки, разговоры, рукопожатия.

 

— Насколько нужной и полезной считаешь критику? До какой степени готова прислушиваться к советам других? Есть ли среди коллег-писателей или мастеров авторитет, которому ты доверяешь в этом плане?

— Конструктивную критику профессионалов обожаю. Остальную научилась не замечать. И она чудесным образом исчезла. Ведь никому не интересно критиковать, если тебя игнорируют. У меня не очень хорошо с доверием, не потому что я чего-то боюсь, просто такой склад характера, но есть несколько человек, кому могу показать написанное ещё до окончательной редактуры.

 

— Есть ли для тебя какие-то запретные темы, которых бы ты ни за что не стала касаться в литературе как писатель?

— Запретные темы — это то, что мне совсем не интересно. Такого мало. А может, и нет их вовсе.

 

— Расскажи, пожалуйста, про путь своей первой книги. Был он тернист или оказался широким проспектом, где тебя встречали с фанфарами? Что оказалось труднее всего? А что неожиданно лёгким?

— Скажем так, он был долгим. Мне было очень сложно впервые решиться и показать свои рассказы профессионалам — писателям, издателям, журналистам. Первую книгу я издала за свои средства в сотрудничестве с книжным продюсером Еленой Лазуткиной. Жутко боялась, но, закрыв глаза, довела дело до конца. Скорее ради себя; доказать, что я могу всё, если очень хочу. Когда книга пришлась по вкусу читательницам, мне начали писать отзывы, положительные рецензии, поступили просьбы о встречах в разных городах, я немного осмелела, как бы получила небольшой аванс на будущее, что меня и вдохновило не останавливаться и продолжить работу.

 

— Сейчас ты успешно сотрудничаешь с издательством «Форс», но до этого, насколько я знаю, ты вложила много усилий, чтобы достучаться до читателей. Поделись, пожалуйста, опытом: какие шаги должен обязательно сделать начинающий автор, чтобы быть услышанным?

— Я разослала свою первую книгу в несколько издательств. Долгое время, для меня это была целая вечность, никто не отзывался. Когда я начала терять надежду, мне позвонила директор издательства «Форс» и сделала предложение, от которого не отказываются. Мы издали сборник «Остаться дома в понедельник». Теперь я называю их «моей бандой». Это такое чудо для автора, заниматься своим делом и знать, что всю остальную техническую работу проведут те, кто умеет правильно это делать. Конечно, я всюду сую свой нос, как предприниматель с многолетним опытом, но они меня терпят.

 

— «Форс» — молодое, но очень активное издательство. Что можешь сказать о нем?

— Кто в курсе положения вещей на книжном рынке в Украине, тот поймёт, как нелегко им приходится. Но люди эти горят идеей, они идут вперёд, шаг за шагом прокладывая надежду, мою в том числе, на будущее.

 

 

— Взаимодействие автора и редактора: в чем особенности, какая стратегия наиболее эффективная, какие подводные камни могут помешать сотрудничеству?

— Излишняя эмоциональность мешает любому сотрудничеству. Поэтому я учусь доносить своё мнение, пожелания, в конце концов, требования, чётко, сдержанно, конструктивно. Но бескомпромиссно, когда уверена на все сто.

 

— Готовится к изданию уже твоя третья книга. О чем она? Чем новым собираешься удивить читателей?

— Конечно, о нас, о людях. О наших страхах, одиночестве, поиске капли нежности в этом мире, поиске себя и своих истинных желаний. Сборник «Акулы тоже хотят ласки». Две повести и три рассказа. Иронии и лёгкости уже меньше, но я надеюсь, что читатели, которым нравились мои короткие женские рассказы, тоже найдут для себя эту книгу интересной и нужной.

 

— Твои творческие вечера, презентации книг проходят по всей Украине. Причем — с неизменно полными залами! В чём секрет такого успеха, как думаешь? Это пресловутое везение или всё-таки серьёзная предварительная работа?

— Я не могу дать чёткого ответа, я сама восхищена и каждый раз удивляюсь полному залу. Подозреваю, что пишу не так уж плохо, плюс милая улыбка на афише. Не знаю. Но каждый раз стараюсь выкладываться по полной и успеваю пообщаться практически с каждым лично. Не жадничаю, отдавая свои эмоции и хорошее настроение. Ну, и держу пальцы крестиком перед выступлением, повторяя: «Если тебе страшно, значит, тебе повезёт». Больше рецептов у меня нет.

 

— Недавно на одесском радио Shark прозвучала первая передача твоей программы, где гости могут читать слушателям отрывки из любимых книг. По-моему, идея замечательная. В наше время не лишне напомнить, что, кроме постов в соцсетях, можно ещё читать литературу. Расскажи, как эта идея зародилась и что сподвигло запустить такую программу?

— Идея у меня появилась давно. Я размышляла о том, что могу сделать для популяризации литературы. Маленький человек на своём маленьком месте. Как и с первой книгой (по принципу «не ждите, действуйте»), я сама решила предложить программу руководителям радио Shark. Они дали мне эту возможность. Уже появились свои активные слушатели. Уже есть достаточно длинный список людей, кого бы я хотела пригласить. Это будут разные гости. Писатели, журналисты, артисты, режиссёры, издатели, люди разных профессий. Все, кто отзовётся. Они будут читать свои книги или любимых авторов, рассказывать о своих вкусах. Мы добавим в программу анонсы литературных мероприятий, проходящих в Одессе и по всей стране.

 

— Есть ли задумки других литературных проектов, которые ты бы хотела реализовать в будущем — ближайшем или отдаленном?

— Пытаюсь пока остановить свою фантазию, хотя бы на время, чтобы меня не выгнали из дома мои мужчины — муж и сын.

 

— Как считаешь, какова роль писателя в современном обществе? Он может на что-то повлиять своими произведениями или действиями?

— Конечно, если сначала быть максимально честным с самим собой, ежедневно улучшать качество своего пера, а потом настойчиво пытаться просочиться в закрытые разумы и сердца. Ох, пафосно завернула. Одним словом — может.

 

— Что тебя вдохновляет как писателя и как человека? Что заставляет двигаться дальше?

— Слова, которые я часто повторяю, когда появляются какие-либо сомнения в своих силах: «Делай что должен, и будь что будет». Это и вдохновляет, и заставляет идти вперед.

 

— Какое напутствие ты хотела бы дать начинающим авторам?

— Писать. Писать. Писать. И любить то, что вы делаете. Если любите, всё случится.

 

 

Елену можно найти здесь:

 

Елена Андрейчикова

 

или в Мастерской

 

writercenter.ru/profile/Needle/whois/

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль