Неоднократно поднималась тема о том, что нельзя критиковать произведение, которое не нравится вовсе. Да простит меня Элацио, но тему я упер и поюзаю малость. Многие возразили бы, мол, почему нельзя непонравившееся? Ответ простой: в такой критике не будет рационального зерна. Потому что любая критика должна быть направлена на улучшение произведения. А если произведение не нравится в целом, то о каком улучшении может идти речь? От чего стартовать?
Давайте рассмотрим такой вот пример. За основу возьмем магазин модельных пальто, где каждое пальто – дизайнерское, авторское и в единичном экземпляре. И вот в такой магазин приходит посетитель. Подходит к определенной модели и начинает возмущаться:
— Это почему оно зелёное? Должно быть синее. И шов не «козликом», а строчный. А еще карманы не накладные, а врезные. И пуговицы перламутровые вместо костяных. Подкладка только саржевая, никакой фланели! Что это за фасон такой, «колокольчик»? Полуприталеный двубортный и только так. Еще и ценник едва закреплен. Непорядок.
Стоит бедный дизайнер, и звереет/обтекает (в зависимости от характера). По сути, посетитель сказал одно – ценник болтается, и это действительно промах. Но настроение испортил прилично. На весь день. А может, и не на один. Ведь посетителю нравятся пальто синего цвета с полуприталеным двубортным силуэтом, врезными карманами, декоративной строчкой, перламутровыми пуговицами и саржевой подкладкой. И возникает вопрос: зачем он вообще подошел к модели, совершенно другой по всем параметрам? Никакой его совет, никакая придирка не сделают ЭТУ модель лучше. Не будем делать выводы, зачем он вообще пришел, этот посетитель. Тема о другом. О бессмысленности подобной критики. Потому что в данном моменте он может лишь сказать: «Не нравится, не в моем вкусе» и пойти дальше, не портя нервы никому.
Совершенно другое дело, когда приходит посетитель и говорит, что если в этом пальто сменить пуговицы на полтона ярче/матовей, и можно дать какой-то кант. Он не предлагает сменить фасон и силуэт (определяющие факторы, как жанр и стиль), он лишь сторонним взглядом видит, как именно эту модель сделать лучше. Вот и вся разница.
Этот пример вполне применим к творениям литературным. Конечно, понимается, что многим правдолюбцам рот не закрыть, они везде несут свою «правду». Жаль, не понимают, что толку от такой их правды – ровно ноль.