Я решила сделать небольшой топик о том, как стоило бы вести конструктивные споры, а если точнее, — дискуссии, потому что чаще всего мы делаем это неправильно. Опережая вопросы: да, и я. Именно поэтому и делаю небольшую памятку для себя и вас — если, конечно, вы захотите ею воспользоваться
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
1. «Есть два мнения — моё и неправильное» — очень инфантильная позиция. Взрослые, морально зрелые люди готовы принять, что мнение может быть другим, даже если с ним не согласны. И даже не считать его неправильным, представляете? Просто другим.
2. Казалось бы, способность формировать мнение и способность отстаивать мнение — взаимосвязанные вещи. И они, действительно, связаны, но не так прямо, как может показаться с первого взгляда.
Люди, привыкшие сами формировать мнение, а не просто перенимать готовое, как правило охотнее выслушают и примут чужую точку зрения, потому что будут подсознательно уверены, что и оппонент пришёл к своему мнению самостоятельно. Те же, кто мнение сам формировать не может или не хочет, охотнее и агрессивнее отстаивают чужие, уже сформулированные до них к позиции, к которым они примкнули, посчитав верными. Чужие (не сформированные самостоятельно) идеи отстаиваются почти всегда агрессивнее и другое мнение в этом случае обесценивается, так как человек подсознательно будет считать, что и оппонент пришёл к выводу не сам, а его заставили, убедили, обманули или внушили.
Примеры агрессивного отстаивания ЧУЖИХ идей: праведно гневающиеся представители сект, последователи харизматичных тоталитарных лидеров разных эпох, неконструктивно спорящие в интернете люди, бросающиеся оскорблениями в ответ на идеи, которые им не близки.
Поэтому если ваш оппонент вежливо выражает несогласие, но всё же, готов вас выслушать и интересуется тем, как вы к своим выводам пришли, скорее всего, что и он пришёл к транслируемому им мнению самостоятельно. Если нет, то сами понимаете, спорить нет смысла.
3. Если ваш оппонент не просто в белом пальто стоит красивый, но и говорит, что вы несогласны с ним лишь потому что не доросли/не поняли (читай слишком тупы) /не хотите видеть очевидных вещей, и вообще использует этакий снисходительный тон, он обесценивает ваше мнение, с ним не о чем говорить, вы только зря потратите нервы и время, что-то ему доказывая.
4. С тем, кто упёрся рогом, но отказывается при этом приводить аргументы, потому что «умным людям это и так очевидно», спорить бессмысленно и, скорее всего, не о чем.
5. Если какое-то мнение уже вам кажется ересью или просто очень не нравится и «аж бомбит», не обесценивайте его, возможно, человек к этому мнению пришёл сам. Это не значит, что его мнение верное, это значит, что он имеет на него право даже, если оно ошибочное.
6. Любые агрессивные или пренебрежительные высказывания вроде «ерунда», «дерьмо», «уродство», «фу, блин!» — это не мнение, это хамство. Мнение — это точка зрения, опирающаяся на факты и их интерпретацию. Да, мнение априори штука субъективная, но, тем не менее, оно должно быть обоснованным. Поэтому «это дерьмо» — это не мнение, это дерьмо.
7. Вместо «это дерьмо» лучше говорить: «Мне это не нравится/не близко потому что...» Не хотите пояснять, почему не нравится — воздержитесь от спора.
8. Посыл оппонента с противоположной позицией в дальние дали из трёх букв (читай «в лес») вместо попытки понять эту позицию и/или доступнее пояснить свою — это не защита личных границ, это хамство.
9. Демонизация и дегуманизация людей, с которыми вы не согласны или целых групп людей по идеологическому, половому, национальному или любому другому признаку — ещё хуже, чем обесценивание или хамство. Если вы не считаете своих оппонентов людьми, то и спорить с ними нет никакого смысла. Если вы не считаете своих оппонентов людьми, вы всё равно не услышите того, что они вам скажут.
Ну и маленький бонус — мастер-класс от мудрого пёселя о том, как нужно себя вести, когда кто-то всё же нарушает ваши личные границы, оскорбляет или хамит, выдавая это хамство за «моё мнение»:
(материал основан на лекциях о правилах ведения дискуссий, формирования личного мнения — и немного на личном опыте)