Поговорим о мате.
А и где вы там, сетевые словорубы, раздолбаи и оторвяжники, чиста канкретные пацаны-нонконформисты без комплексов и пружинки в голове?
Слушай внимательно! Брось курить! Начинается отделка щенка под капитана!..
Итак: употребление мата в художественном произведении. Я об этом «много думал» и всё такое.
Сам я мат в книгах не люблю, глаза его как-то не воспринимают, да и мама, старый филолог, постоянно меня воспитывает эпистолярно на предмет чистоты языка, называя сей стиль «смесь фени с университетом». Хотя с другой стороны, если содержание подразумевает именно матерную форму — почему бы и нет?.. Вот Алешковский — написал тотальным матом прекрасную, трогательную повесть о любви («Николай Николаевич»)
То есть в литературе возможно — всё. Но не всё можно считать литературой…
В благословенном же Интернете мат стал практически нормой общения.
И в этом разрезе употребление ненормативной лексики и вообще вульгаризмов — во многом показательно. По этому признаку можно «срисовать» человека практически с фотографическим качеством.
У меня есть и свой текст-тезис, но он шибко уж перегружен «словьями»-терминами, а посему приведу цитату из Сергея Довлатова.
"… Прибыл к нам в охрану сержант из Москвы. Культурный человек, и даже сын писателя. И было ему в нашей хамской среде довольно неуютно. А ему как раз хотелось выглядеть «своим». И вот он постоянно матерился, чтобы заслужить доверие. И как-то раз прикрикнул на ефрейтора Гаенко: — Ты что, е6нУлся?! Именно так и поставил ударение — «е6нУлся». Гаенко сказал в ответ: — Товарищ сержант, вы не правы. По-русски можно сказать — ё6нулся, е6анУлся или нае6нУлся. А «е6нУлся» — такого слова в русском литературном языке, уж извините, нет!..."
Ну так вот.
Люди в Интернете все разные. Есть такие, что не матерятся вообще и даже как-то обходятся без различных «эквивалентов».
Таким людям я искренне завидую и глубоко уважаю.
Другие таки иногда вставляют русское слово для придания остроты дискусии или создания специального художественного эффекта. И вообще выражаются конкретно и решительно.
Но опять же, как-то так это получается стилистически к месту и психологически естественно. То есть этих «словьев» они в словарях не ищут.
Этих людей я обсуждать не буду, потому как сам к ним отношусь.
И, наконец, есть отдельные некоторые у которых любой «наезд» выглядит как перевод с транслита.
Выглядит это просто жалко.
И нестерпимо хочется помыть автору рот с мылом.
***
Вернёмся, однако, к нашим баранам (ничего личного!)…
Вернёмся и зайдём с другого боку.
Поговорим о слове и его цене.
Сидя перед монитором, желательно всегда сравнивать своё виртуальное слово с его реальным эквивалентом. Более по-русски говоря: если вы употребляете конкретное оскорбление, то должны ясно представлять себе последствия его употребления, скажем, на улице.
На улице за это — дают по репе. В сети дать не могут, увы…
А поэтому употребляющий такие слова в виртуале — суть пользующийся своей безнаказанностью трусливый негодяй и мелкий пакостник.
Кроме этого (позволю себе повториться), есть вещи иронизировать и глумиться над которыми просто безнравственно. Сюда относятся вопросы веры, патриотизма и персональной грамотности собеседников.
Христианин, нагадивший в синагоге на алтарь чуждого, а потому неправильного Бога — есть обыкновенный уголовный мерзавец.
Демократ, паталогически обсасывающий юродство посконно-квасного патриотизма в вонючих кирзачах и разодранной до пупа косоворотки — безнадёжно больной человек, нуждающийся в немедленной госпитализации.
Интеллектуал, язвительно указующий на отсутствие мягкого знака после шипящих или на неосведомлённость собеседника в некоторых аспектах редуцирования гласных, такой Бодуэн дэ Куртэнэ — просто дурак и демагог, не желающий (вследствие отсутствия аргументов) дискутировать по существу.
Все вышеприведённые примеры имеют и свои зеркальные дубли.
***
Теперь поговорим о свободе.
Виртуал как интеллектуальная свобода: мгновенный обмен любой информацией, теоретически неограниченный доступ к информационным базам, возможность изменения личности и пола, отсутствие полицейского редуцирования и цензуры.
Согласны?
Цифровая лепота и технологическое благорастворение воздухов…
А теперь — примерим всё это великолепие на реал. Ну, вдруг как-то так устроится, что всё это станет возможно на самом деле
Я вам сейчас переведу на язык суровой прозы: обвал преступности, всеобщее падение морали, разврат в самых изощрённых его формах, стремительная инфляция человеческой личности (интеллектуально и просто физически). Именно так, а вы как думали: первая обезьяна взяла в руки первую палку не для копания кореньев вшивых, их и руками вполне можно, но — только и исключительно с целью снести башню вредному сородичу.
К чему это я?
Да к тому, что всё это давно уже творится в Интернете нашем любимом. Творится, творится, чего уж там…
И, как ни странно, является прямым следствием свободы.
Всё идёт от человека и только от него. Человек выбирает, для чего ему изменит внешность: чтобы трахнуть жену соседа — или чтобы написать гениальную книгу «изнутри» главного героя. Человек использует анонимность как способ ненавязчивого общения — или как возможность безнаказанно срать в душу. А раз всё о человека, значит не в реальности дело.
В человеческой природе, которая за последнюю тысячу лет не изменилась ничуть.
Вот так примерно.
Личность — одна.
Если её две, значит это раздвоение и болезнь.
Хамить можно, но только тогда, когда существует реальная возможность получить в рыло. Нельзя обижать детей и убогих, красть милостыню у нищего, хотя это так просто! так незаметно можно сделать!.. Слово должно иметь одинаковые вес и цену в любой ситуации. Совершенно недопустимо глумиться над предметом ВЕРЫ людей, будь то религия, любовь к Родине или даже просто какой-то дутый идол — это безнравственно!
Нужно всегда просчитывать последствия своих слов. Даже если ты человек не публичный. Даже тогда.
Вот Христос И.И.
Если б он только ходил и проповедовал — грош цена б была его словам.
Но Он подтвердил их Поступком.
Или так.
Аааатличная формула была на Руси ране: Слово и Дело.
То есть если кому-то сильно зачесалось покритиковать власти предержащие, то он шёл в ближайший приказ и тама говорил ентот пароль типа. И любой чиновник обязан был его принять и выслушать с тщанием. Потому как в противном случае тому чиновнику бы сделали больно физически.
Если критика была конструктивной — человек поощрялся и отпускался с миром. Если же нет — его начинали учить правильным словам.
(А вот интересно: где б тогда оказались все наши нонешние журналюги?..)
Перевоспитать же можно любого человека и в любом возрасте.
Тому есть конкретные примеры и в педагогике, и даже в художественной литературе. При всём моём глобальном несогласии с майором Звягиным вообще и Веллером в частности, педагогические модели там выписаны достаточно грамотно и вполне реально.
Дистанционное воспитание абсолютно равноправно с воспитанием классическим, потому как и то и другое имеют в своей основе прежде всего Слово.
***
Наша жизнь — здесь и сейчас.
… Нам не дано предугадать чем наше слово отзовётся…
Здесь, как говорится, ум имеет мудрость. Здесь ключ ко всему.
А вторая строка знаете какая?..
Слово обязательно должно подразумевать дело. Иначе это просто сотрясение воздуха.
Иначе слово — вырождается как семантическая единица, и вместе с ним — вырождается само понятие, означенное этим словом.
То есть если белое назвать чёрным и подводить под это дело теоретические базы, и записать этот бред в конституцию, и массово пропагандировать по TV и… — то чёрное таки станет белым.
А что самое хреновое — вырождается человек.
Пустые слова высасывают душу…
"… В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова..."
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.