Размышления о
 
Рунгерд Яна

Размышления о

18 ноября 2013, 21:52 /
+5

Мне всегда интересно читать статьи людей, которые мыслят сами, без подсказок и готовых шаблонов. Под катом — две статьи Евгении Лифантьевой, журналиста и писателя.

 


Проблема «дешевого чтива» — чисто российская?

Скрытый текст

Сергей Лукьяненко, рассказывая в ЖЖ о поездке в Германию и встречах с немецкими школьниками, отметил, что в классе читают обычно 3-4 человека, да и то это зачастую — русскоговорящие дети.

Что-то подобное я подозревала давно.

Если внимательно читать американских авторов детективов, то несложно заметить, что в их книгах герои, которые позиционируются «из народа», а не «элита», не читают вообще. Рассматривают комиксы. Ходят в кино. Проводят вечера перед телевизором. С книгой можно представить Ниро Вульфа или героев того же сорта, то есть интеллектуалов. «Делового» героя можно представить с газетой, со специализированным журналом. Но — не с книгой.

Скажете, детектив — не показатель? А вот нет. Именно детектив, женский роман, развлекательная фантастика — тот сектор литературы, который наиболее точно отражает повседневную жизнь людей. Отражает привычки и стереотипы общества именно потому, что не концентрируется на них. Они идут «фоном».

Так вот, возвращаясь к Лукьяненко. Средний класс — около 20 детей. 3-4 человека — это 15-20 процентов. Очень хороший показатель, высшая планка для показателя соотношения интеллектуалов, за счет которых идет прогресс, и всего остального населения.

А теперь возвращаемся к нашим баранам.( Свернуть )

 

Художественная литература в   Европе нужна от силы 15-20 процентам населения. В США этот процент еще ниже. Но у нас цифры до сих пор больше! По всем опросам ответ «читают регулярно» или «читают изредка» дают 40-50 процентов!

Так в чем же секрет? Думаю, в том, что у нас к «литературе» относят тексты, которые по функции мало отличаются от комиксов.

В результате в сети из-за издательского кризиса не прекращается «войнушка» между сторонниками «элитной, интеллектуальной» литературы и литературы массовой, развлекательной. Раньше эта войнушка проходила вне жанра фантастики, «серьезные» писатели — и последние мамонты-соцреалисты, и всякие авангардисты-постмодернисты исходили желчью по поводу Донцовой и сериалов о «Бешеном». Сейчас «настоящие» фантасты-фэнтезисты оказались перед неутешительным для них фактом: публика покупает «мусорное чтиво», попаданцев всех сортов, а на них, таких гениальных, плевать хотела.

Производителям «чтива» в конце концов надоело читать гадости в свой адрес, надоело оправдываться и объяснять, что они ни в коей мере не претендуют на гениальность, просто делают свое дело и производят тот товар, на который есть потребитель, и в ответ «элите» полетело: «Сперва добейтесь такой любви читателей, как мы, а потом учите нас жить».

Теперь «интеллектуалы» договорились до того, что авторы «мусорного чтива», дескать, «развращают» читателей, «отравляют» их, «разучивают» воспринимать умный текст и так далее.

В общем, битвы кипят.

Со стороны это выглядит как если бы Айзек Азимов возмущался существованием в природе комиксов. Или Михаил Булгаков приходил в ужас от того, что люди ходят в кино.

Потребители комиксов и телесериалов и у нас, и на Западе никогда не будут читать то, что пишут наши «илитные» авторы.

Но в России практически нет комиксов, зато есть детективы и женский роман (промежуточное звено между комиксом и литературой), есть известные и на Западе, но у нас более популярные ЛитРПГ (по типу «ДрэгонЛэнца») и космоопера, есть чисто российские изобретения — ЖЮФ и «попаданцы».

То, что наша «илита» называет «мусорным чтивом», — всего лишь аналог комиксов.

Но мы, как ни странно это для «радетелей за чистоту литературы» оказались в лучшем положении.

Привычка читать, то есть визуализировать текст, готовит к чтению и «настоящей» художественной литературы.

Американский обыватель, всю жизнь потреблявший только комиксы, книгу просто не возьмет в руки. «Многабукафф», как пишут в сети. А любительница «рыжих ведьм» может решиться и взяться, скажем, за «Анну Каренину». Что-то поймет, что-то — нет, но попытается.

При этом в любом из секторов «развлекательного» чтива можно найти массу примеры произведений, имеющих и литературные достоинства…

В общем, у нас граница между «комиксом» и «художественной литературой» размыта и малопонятна и читателям, и издателям, и самим писателям.

И еще один момент, который отличает именно сегодняшнюю Россию.

Мы — страна с бедным населением. Кроме того, мы — страна, в которой уровень дохода пока нечетко коррелируется с интеллектуальностью человека. У нас не понимают американскую поговорку «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» Эта поговорка верна для стабильного общества, а не для того, в котором идет первоначальное накопление капитала. Пенсионер — бывший профессор вуза с его 10-тысяxной пенсией — гораздо больший интеллектуал, чем владелей бирюлевской овощной базы. Почему владелец базы — не интеллектуал? Да потому, что интеллектуал не будет доводить своих соплеменников-гастарбайтеров до такого скотского состояния.

Нет у нас и внятной государственной поддежки художественной литературы.

Следовательно, финансово авторы той художественной литературы, которая не может работать как комикс, оказываются за бортом.

Писатель сегодня — не профессия. Сегодня профессия — производитель комиксов. Да, часто — высококачественных, несущих в себе значительную художественную составляющую, но — комиксов.

Большинство писателей, считающих себя «настоящими», принимает ситуацию как данность. Фантасты, кстати, к такой ситуации относятся спокойно. В СССР «писатель-фантаст» тоже не было профессией. Льготы и доходы «реалистов» имели единицы. Пожировали немного в 90-е — и баста. Пишем в свободное от основной работы время.

Сейчас делаются попытки «поднять» комикс до уровня литературы. Участие в «межавторских сериях» действительно отличных авторов делает эти серии значимыми и с точки зрения литературы.

И — тащит наверх читателя.

Так что, думаю, для истерики причины нет. Да и истерят в-основном не те авторы, которые пишут действительно элитные вещи, а те, которые мучительно пытаются «замаскировать» свои тексты под комиксы, но из-за разных причин, в-основном, из-за непонимания того, что привлекает читателя, оказываются в пролете. В общем, неудачники.

А что делать интеллектуалу?

Автору — писать. И винить в том, что его книги не покупают, не авторов комиксов, а то, что сегодня в России интеллектуалу в массе сложно заработать столько, чтобы иметь достаточно свободных денег на покупку большого количества книг.

Комикс — не конкурент умному тексту, а возможная ступенька к этому умному тексту.

Читателю — рыть интернет. Умные тексты найти можно — причем или за бесплатно, или за «сетевые», «электронные» цены, которые как минимум в 3 раза ниже «бумажных».

В общем, каждому заниматься своим делом.

 

Хочется думать в другую сторону

Скрытый текст

Читаю, читаю срачи в ЖЖ по поводу «мусорной» литературы и чувствую себя полной идиоткой.

С одной стороны, я почти не читаю то, что считается «мусорным». Скучно. Отдельные авторы, изредка, ради отдыха, когда мозги уже ни на что другое не способны. Хорошо людям, у которых физическая работа! Можно руками гайки крутить, а мозги — в покое, мозги ждут момента встречи с мудрой книгой — добрым собеседником…

А если деньги получаешь за то, что разговариваешь, читаешь, осмысляешь, анализируешь, пишешь?

В момент отдыха думать вообще не хочется…

В момент отдыха — физическая нагрузка или… ага, «развлекуха».

Но — далеко не вся, не любая… та, которая подходит именно мне, уютная, как домашние тапочки. Донцова. Лена Белова с ее «Дурой». Частично — Лена Малиновская. Бушков. Дивов тут недавно стал «идти». И в том же ряду — никому не известная Брагинская с СИ — не изданная и не особо претендующая на издание… Рысенок Дэн — далеко не все…

Но это — именно для отдыха.

А когда цепляюсь за какую-то мысль, не относящуюся к работе, наугад беру умное.

Тут — тоже далеко не все.

Ранний Головачов — да. Веров — да. А вот в Пелевине завязла… не мое. И много что — не мое, хотя попробовать-оценить — надо, может, что умное найдется, для меня полезное…

В общем, разницу между литературой и комиксом вижу.

Но как почитаешь «творцов» якобы великого-умного-вечного, особенно всякие ЖЖ-публицистику — ловишь себя на ощущении: «Вроде все правильно, но я не согласна». Гниль какая-то есть, вроде как у церковных кликушистых ханжей.

Сидит такая тетка неопределенного возраста, торгует свечками, чуть что не по ней — накидывается на прихожан, как кобра. Ядом истекает, матами поливает. Искренне считает, что лучше всех знает, что Богу надо… Пообщаешься с такой — хочется от Бога, христианства и всех попов в куче держаться подальше.

И эти… вещают от имени Настоящей Литературы, истекают ядом на ту литературу, которая им кажется недостаточно Высокой… Почитаешь — и хочется от этой Высокой держаться подальше.

Как бы они правы ни были, хочется думать в другую сторону. Потому что поддерживать те же идеи это быть рядом, быть таким же… не-не-не, уличный маг, мы так не договаривались!

Хочется писать глупо, примитивно, дешево, юзать гееподобных эльфов и рыжих ведьм, писать канцеляритом и вообще делать все, против чего воюют апологеты Высокой Литературы. Из вредности делать все наоборот.

Детское желание… ну и что? Все мы — дети…

Конечно, глупость ради принципа сделать не сумею, буду, как всегда, делать то, что хочу, ни на кого не оглядываясь. Но если меня вдруг поставят рядом — устрою истерику...

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль