Топик сей полон ужаса автора, абсолютной предвзятости и спойлеров, как из фильма, так и из книги. Предупреждаю один раз.
Хотел я сходить на творение сие в пятницу на ночной сеанс, да с погодой не сложилось. И я был рад, когда глянул его сегодня. Если я на трезвую голову с трудом сдерживал истерический смех, особенно в конце, когда поимели физику, то после дикой пятницы ржал бы аки сумасшедший и выпинали бы меня с зала. Хотя, может оно и к лучшему было бы. Тогда бы я не узрел концовки. Но обо всё по порядку.
И так, нам показывают фильм о подростке, который обнаружил у себя дар к предвиденью. Его хотят забрать злобные упыри и использовать для уничтожения мира, но благодаря способностям своим, сбегает этот малец в другой мир, где находит себе защитника, и благодаря его помощи и своим способностям убивает главного злодея и спасает мир. Усё.
Да, дамы и господа, вы только что прочитали сценарий фильма Тёмная башня. Если убрать терминологию Башни, этот фильм ничем не выделится среди прочей подростковой чепухи, что сейчас штампуют пачками. Что там кричали о том, что нельзя уместить книгу в один фильм, и даже четырёхчасовая версия третьей части Властелина колец не справилась с этим. Да что там, даже Игру престолов так пытались отмазывать, с её десятью(или восемью, не помню уже) сериями в сезоне. Утритесь! Восемь книг запихнули в 90 минут хронометража!
У меня, думаю, как и у многих, дико бомбило, когда читал о кастинге. Чёрный Роланд – что может быть хуже? Как бы я не уважал Эльбу, но дать роль стрелка чёрному – серьёзно? Но, в конце концов, на фильм я решился пойти именно из-за Эльбы и МакКонахи. Обоих актёров я уважаю и считаю более чем талантливыми. Но никакой талант не может спасти такой сюжет. Противостояние стрелка и человека в чёрном (не путать с чёрным человеком) отошло далеко на второй план. На первом – стандартные подростковые сопли о “не таком как все” и “никто не понимает и не верит”, его обретённая сила предвидения, врученная одарённым кирпичом сценаристом и прочие стандартные клише.
Человек в чёрном, что был загадкой практически весь цикл, тут шляется по мирам, убивает всех направо-налево и творит зло просто так, походя, чтобы зритель сразу понял, кто и почему тут злодей. Стрелок, который всё был готов отдать ради своей цели, и не раз жертвовал своими спутниками в угоду своей цели, тут раз за разом спасает Джейка, чем удивляет и его самого, и зрителей, знакомых с первоисточником. Тех, кто с ним не знаком, мне остаётся только пожалеть.
Пожалуй, это тот случай, когда им досталось ещё больше. Посмотрев эти полтора часа, в конце которых человек в чёрном убит (которого, кстати, в фильме Стрелок упорно зовёт Уолтером, видимо, сценарист посчитал, что это смешно(и да, я знаю, почему он его так называет, но – зачем?)), а Башня спасена (да-да, восемь книг в один фильм, не забыли?), только недоумённо пожмёт плечами. Мол, и чо, и вот об этом было столько хайпа, столько споров? Обычное летнее кинцо, ниже среднего.
Я как-то читал коммент, мол, если экранизировать первую книгу, то фильм получится скучным. Мол, чо там экранизировать, шёл по пустыне да и шёл. Но мне кажется, это далеко от действительности. Поездка в вагонетке с Джейком, город в пустыне, встреча с мужичком и его… вороном, кажется. И наркоманские сны в конце, у костра. Из этого можно было сделать великолепный, философский, неспешный фильм, в стиле какого-нибудь танцующего с волками. Показать разрушенный, пустынный мир, избитого жизнью стрелка, видящего перед собой единственную цель – убить человека в чёрном.
Кстати, эта его навязчивая идея утянута в фильм, но выглядит просто до безумия нелепо. Его обвиняют в том, что он предал свои цели (защита Башни) ради мести человеку в чёрном. Который хочет уничтожить Башню. Логическая цепочка в один шаг позволяет увидеть, что эта месть приведёт к спасению башни. Но в фильме только ленивый не пнул Стрелка, что тот променял месть на защиту. Видимо, смерть мира привела к помутнению рассудка у его обитателей.
Да, можно пофилософствовать, что это разные цели, месть и защита, но фильм даже не пытается на это намекнуть. Полтора часа – вот всё, что в нём есть. Декорации непрестанно меняются, человек в чёрном скачет по мирам, лично общаясь с каждой шавкой, явно демонстрируя, что у него недостаток помощников.
Вообще на нём сосредоточено едва ли не больше внимания, чем на Стрелке, что снова идёт вразрез с книгой, где он был человеком-тайной. Конечно, МакКонахи стоит такого внимания (хотя и дубляж безнадёжно загубил его уникальный голос, как нельзя лучше подходящий такому персонажу), но приписанные поступки сделали его невероятно шаблонным персонажем.
Всякие лишние персонажи, вроде Одетты-Детты или Эдди Дина попросту отсутствуют в фильме. Да и зачем лишний раз голову зрителю забивать. Есть главный герой подросток, есть его мудрый наставник, есть главный злодей, есть идеальный с коммерческой точки зрения хронометраж, есть громкая книга в виде основы, так что ещё надо?
Отдельного упоминания стоит последняя схватка человека в чёрном и Стрелка. Шаблонные действия злодея “зачем мне тебя убивать, побарахтайся ещё” и поражение в конце – думаю, об этом и говорить не стоит. Но то, как пуля, выпушенная из револьвера первой, летит по прямой к злодею, а вторая пуля летит в обход, рикошетом, и догоняет её… После этого мне подумалось, что наезды на всякие форсажи касательно физики не так уж и важны. Ну как, КАААК, можно было настолько облажаться? Или вторую он силой духа подтолкнул вдогонку? Или авторы хотят сказать, что первую пулю замедлял человек в чёрном? Так нет же, до этого он ловил пулю со спины, даже не видя её. Не говоря уж о том, что это самый, блин, могущественный колдун во вселенной. О всяких мелочах, вроде той, что Джейк вернул в сознание стрелка силой мысли и тем самым помог ему победить (мы ведь помним, кто тут главный герой, да?) можно и не говорить.
Под конец Стрелок позвал с собой Джейка, куда-то, где у него много дел. Каких дел, Карл!? Сценарист вообще Тёмную башню дочитал? Концовка Башни – вообще моя любимая концовка, а то, что нам показали в фильме – просто ахтунг. Рядом ещё красную розу показали, нарисованную граффити на стене. Видимо, как цветочек на могилке.
Я искренне надеялся, что актёры смогут вытащить фильм. Идрис Эльба может играть побитых жизнью персонажей. Я его открыл для себя после сериала Лютер, и там ему это удалось как нельзя лучше. Даже философии персонажей схожи. Но это ни разу не Стрелок. Где этот худой, измождённый долгими переходами человек, который вынужден экономить воду? Эльба вполне себе мясист и не похож на человека, который испытывает хоть какие-то проблемы с питанием. Внешне образ провален чуть более, чем полностью. Может, схожи взгляды? И снова нет. За те короткие отрывки, что нам показали, он мне больше напомнил собачку на привязи у Джейка, чем главного героя всей эпопеи. А тот отрывок из прошлого, что нам показали! В пятой книге есть воспоминание гибели стрелков, и я его украл себе в цитаты, когда читал.
Катберт Оллгуд, который когда-то въехал в феод Меджис с грачиным черепом на луке седла. «Дозорный» — так он его называл и разговаривал с ним, как с живым, а иногда доводил Роланда до белого каления своим шутовством, а здесь он стоит, пошатываясь, под палящим солнцем, с дымящимся револьвером в одной руке и рогом Эльда в другой, залитый кровью, наполовину ослепший, умирающий… но, как всегда, смеющийся. О, добрые боги, смеющийся и смеющийся.
— Роланд! — кричит он. — Нас предали! Их гораздо больше! За нашими спинами море! Мы атакуем?
И Роланд понимает, что он прав. Если их походу к Темной Башне суждено завершиться здесь, на Иерихонском Холме, если предательство одного из своих и превосходящие числом варвары Джона Фарсона сокрушат их, что ж, они должны умереть красиво.
— Да! — кричит он. — Да, очень хорошо. Все ко мне! Стрелки, ко мне! Ко мне, я говорю!
— Что касается стрелков, то я здесь, — отвечает ему Катберт. — И мы — последние.
Роланд смотрит на него, потом обнимает под этим жутким небом. Чувствует, как горит тело Катберта, чувствует его предсмертную дрожь. И все-таки он смеется. Берт все-таки смеется.
— Хорошо, — хрипит Роланд, оглядывая своих оставшихся соратников. — Мы их атакуем. Никого не щадить.
— Нет, никого не щадить, абсолютно никого, — говорит Катберт.
— И мы не примем их капитуляцию, если они попытаются сдаться.
— Ни при каких обстоятельствах, — соглашается Катберт, давясь от смеха. — Даже если все две тысячи человек поднимут руки.
— Тогда дуй в этот гребаный рог!
Катберт подносит рог к окровавленным губам, и выдыхает в него весь запас воздуха в легких. Звук рога перекрывает грохот выстрелов, а когда через минуту (может, через пять, через десять, время не имеет значения в этой последней битве) рог выпадает из пальцев Катберта, Роланд оставляет его лежать в пыли. В горе и жажде крови он напрочь забывает про рог Эльда.
— А теперь, друзья мои… хайл!
— Хайл! — кричит дюжина голосов под раскаленным солнцем. Это их смерть, смерть Гилеада, смерть всего, но его это более не волнует. Знакомая красная ярость, сравнимая с безумием, застилающая разум, топит в себе все мысли. «Один последний раз, — думает он. — Пусть будет так».
— Ко мне! — кричит Роланд из Гилеада. — Вперед! За Башню!
— За Башню! — повторяет Катберт за его спиной. В одной руке, поднятой к небу, он держит рог Эльда, во второй — револьвер.
— Пленных не брать! — кричит Роланд. — ПЛЕННЫХ НЕ БРАТЬ!
Они мчатся вперед, на орду Гриссома, море синих лиц, он и Катберт впереди, минуют первые каменные серо-черные лица, стрелы и пули свистят вкруг них, и тут слышатся колокольца. Мелодия, прекрасней которой не бывает. Чудесные звуки, от которых едва не разрывается сердце.
«Только не сейчас, — думает он. — Только не сейчас. Позволь мне довести до конца эту атаку, бок о бок с другом, и наконец-то обрести покой. Пожалуйста».
Представили? Я вспомнил её перед походом на фильм, и подумал, что было бы неплохо увидеть её воплощение в фильме. И я увидел. Вот уж действительно нужно быть осторожнее в своих желаниях…
Стрелок, вместе со своим отцом (и оба, блин, негры! Я только свыкся с чёрным Стрелком, а тут напоминание, что и батя у него негр!) стоят на поляне в лесу и шарахаются голоса человека в чёрном, что звучит отовсюду. Потом тот говорит “не дыши” и батя падает замертво, а человек в чёрном уходит, потому что его магия, видите ли, не действует на Стрелка (хотя что мешает схватить своим телекинезом палку и отдубасить ей стрелка – непонятно, ведь по сути это он и сделал в финале). Тот истерит, пытается вызвать человека в чёрном на поединок, стреляет ему в спину, но тот ловит пулю и исчезает. Занавес.
Вы чувствуете, чувствуете жар пламени, что шёл от горящего стула, на котором я сидел? Я не фанат Кинга, и Тёмная башня мне скорее не нравится, но испортить такой момент! Вместо гибели стрелков подсунуть вот это!
А этот многообещающий момент из трейлера, когда Стрелок спрашивал у Джейка, есть ли в нашем мире оружие и пули? К чему он привёл? Да к тому, что Стрелок зашёл в оружейный, увидел на стенках тьму оружия, взял пуль к своим револьверам и ушёл Насколько я помню (могу и ошибаться, давненько читал), Стрелок не стал брать наше оружие, потому что оно не работало в его мире. Но когда Эдди поймали кореша и заперли у себя, он не брезговал пользоваться другим оружием, помимо своих револьверов. А сейчас он собирался с боем пробиваться к порталу через наш мир, и подобное поведение выглядит как минимум странным.
Вывод, мне кажется, тут излишним. Всё очевидно и так. Несмотря на всё, я надеялся на экранизацию уровня Зелёной мили, а получилось… да ничего, в общем-то, не получилось. Никакой экранизации. Поскольку от самой книги остались только имена и названия.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.