Окончание. Начало см. тут и тут.
Вот мы и добрались до финалистов. Поскольку на момент, когда эти отзывы складывались в моей голове, я ещё не знал ни исхода судейского голосования, ни имён победителей, то и на содержание отзывов это не повлияло. Как есть (по моему скромному разумению) — так есть.
Кирюша хороший
Когда начал читать этот рассказ, подумалось – вот оно! Наконец-то среди общей массы средненького, неплохого, хорошего и изредка отличного – настоящий шедевр. Увы, впечатлению этому не суждено было продержаться до конца. Сейчас попробую объяснить, почему.
Конечно же, текст с самого начала звучал в тональности сатиры, гротеска и где-то даже фарса. И, конечно же, я не ожидал, что текст вырулит в пафосные выси подвига души. Правда, переход на рельсы драмы и даже трагедии был возможен. Как возможно и окончание в том же фарсовом духе. Чего не ожидал, – и что меня бесконечно разочаровало, – так это «съезда» на уровень третьесортной мыльной оперы. Почему не пародии на мыльную оперу (что было бы вполне достойной развязкой)? Да ведь гибнет-то главный герой всерьёз. По-настоящему. И это порождает настолько сильный диссонанс со всем остальным, что уже не знаешь, как воспринимать этот текст. Ощущение целостности утеряно. Осталось чувство, будто тебя обманули.
Старик и Андромеда
Грустная, чистая и честная история. Как прохладный лесной ручей. Или как музыка, которую играли эти двое. Хорошо. Но не отлично. Не хватает некоего развития, изменения. Эволюции. Герой, как и читатель, остаётся в конце там же, где и в начале. Да, ему сопереживаешь, ему сочувствуешь. Но и только. Возможно, кому-то этого хватит. Но для меня – маловато.
Блиц
Композиция этого рассказа вызвала у меня во время чтения отчётливую ассоциация с одним из модных (или как ныне выражаются, «культовых») романов, «Облачный атлас». Здесь и там не связанные вроде бы события оказываются в итоге плотно закольцованы, иллюстрируя идею о неразрывности бытия. Но в споре с романом пальму первенства я отдаю рассказу. Всё-таки ради одной этой идеи не стоит писать толстенный «кирпич». Вполне хватит и «блица». С которым автор превосходно справился. Филигранная работа.
Дебют
Начали за здравие, но закончили, к сожалению, за упокой. Начиналось сопереживательно, завершилось слащаво и голливуденько. Особенно неестественными выглядят развёрнутые объясняшки учительницы в финале. Нет, в жизни бы они вполне могли иметь место. А вот в рассказе им делать нечего. Излишество.
Варенье из диких груш
Признаться, вообще не понимаю, что этот рассказ делает в финале. Для пародии слишком серьёзно, для реализма слишком пародийно. Неживые персонажи, фальшивая мотивация, малореальная ситуация. «Бизнесмен-мушш объелся диких грушш...» Наверное, я чего-то не разумею в современном искусстве. Нет, я не про грушепись. Я про литературу.
Винчестер
Похоже, что это история из реальной жизни, или близко к тому. Увы, не все истории должны переноситься в художественный текст в точности как они есть. Вот поэтому и зияет этот рассказ, вполне достойный по замыслу и по лежащей в основе истории, лакунами, основательно снижающими впечатление от, в общем-то, хорошего текста. Ожидаешь, что после вскрытия информации на винчестере герой и его потерянная любимая станут нам понятнее, ближе. Живее. Но увы. Они так и остаются бледными тенями, полупроявленными и невзрачными.
Блестишь
Как-то хм… примитивненько всё же. Схематичные герои, шаблонное развитие событий, тривиальнейшая мораль. Да, пишет автор бойко. Но, к сожалению, одного этого – мало.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.