История закольцована в дихотомичную восьмерку вечности. Все истины порождают и убивают одна другую. Свобода одного убивает другого, чья-то исповедь и очищение становятся одновременно началом и концом, и в итоге понимаешь – из этого мира нет идеального выхода. И никогда не будут довольны все и всегда, ибо счастье – рука об руку с горем, болью и отчаянием, а наиболее постоянна – безнадежность, изредка, как ночное небо вспышками, озаряемая проблесками надежды, счастья, вдохновения. Хотя нет, вдохновение можно черпать из боли, растравляя рану, постепенно становящуюся единственным живым органом-оргАном.
Голос, мысли органа, ставшего свидетелем многократных молитв и исповедей людей, приходящих в собор и уходящих оттуда только для «освежения резервуара грехов» – изначально весьма пессимистичны и в чем-то даже злы. Как злы, по сути, и принципы жизни. Люди и не пытаются отправить настоящие чувства к Всевышнему, в их жизни и поведении ничто не меняется, они сбрасывают лишнее, не имея что дать в виде милостыни (точнее – не желая отдавать).
Становится очевидным, что сущность люди подменяют формой и антуражем, а форма-вместилище (собор и его голос – орган) постепенно приходят в упадок, теряя суть.
Появление девушки, впервые отозвавшейся на то, о чем истосковалось сердце собора, становится переломным моментом, изменившим ход истории.
Убедительно и чисто «сыграна» линия Начала. Да, новь приходит именно утром, с первыми лучами солнца, озаряющими девушку, вышедшую на балкон. Показательно, что ей не захотелось того, что было раньше, ведь она почувствовала изменения, произошедшие в соборе. Пороговая, переходная ситуация, наступившая после катарсиса, фаза перехода на новый уровень – вот, что следует после третьей ночи исповеди-игры органа.
Однако остается вопрос относительно гибели девушки. Так ли обязательно ей было погибнуть? Возможно, она могла уйти, просто поняв, что сделала свое дело, детерминировала изменения в сердце собора, внесла что-то новое, то, что может дальше жить своей жизнью. Как читателю, мне видится, что и в этом случае травма сердца собора была бы глубока – утратить того, кого успел полюбить, того, кто заставил тебя измениться. Вот только оставалась бы надежда, оставался бы простор для новых «всплесков», а так – остаемся один-на-один перед фактом, — «свобода одного всегда разрушает другого».
Персонажей в рассказе всего двое – девушка и орган, и, судя по всему, девушке отведена роль всего лишь камертона-катализатора, изначально разбудившего орган музыкой понимания, подведя к необходимости обновления.
Тут возникает мысль, что возможна еще одна трактовка гибели девушки (а заодно и объяснение неяркости ее образа), -- агнец Божий, невинная жертва, принесенная для окончательного обновления и искупления всех тех грехов и страстей человеческих, коими были пропитаны стены собора. Данная трактовка мне представляется более логичной, однако ее подчеркиванию мешает лирическая линия, угадываемая в отношении сердца собора к девушке.
Стиль автора на высоте. Плавная речь повествования, поэтические вставки, размышления и переживания, — все чередуется, как клавиши, создавая настроение и особую атмосферу повествования, где множество боли, множество грехов разбиваются и оседают в каменных стенах собора, позже все же выйдя на свет и освободившись, хотя и дорогой ценой. И это еще одна из истин рассказа – самая дорогая цена, которую мы способны заплатить, — наша жизнь, ею и расплачиваемся. Однако богам (внешним и внутренним) эта цена, ставшая бы для них избавлением, недоступна, а потому и Вечность не заканчивается.
Относительно языка повествования – претензий нет, кроме, на мой взгляд, частотности употребления «который-которые» в нескольких абзацах после фразы «Упрекая, я завидую людям…» Также, есть одна лишняя запятая, — «Ты увидела то, чего нет, и взяла мою стену, не прилагая, к этому усилий» – последняя запятая лишняя. В остальном – чистейший литературный язык, умело использованный автором для передачи мыслей, настроения и образов, благодаря чему произведение читается легко, как песня.
История изложена гармонично, целостно и убедительно. Не вижу, что тут можно было бы сократить, поскольку каждое слово в итоге оказывается на месте, играя свою роль. Разве что, есть смысл подчеркнуть именно роль жертвы-агнца Божьего, т.к. это не сразу (и не всеми) улавливается.
Идея рассказа классическая и, так или иначе, обыграна в литературе, но тут есть и голос автора, и свои оригинальные мысли, привлекающие внимание, и делающими прочтение запоминающимся.
ОффтопикСмотрела репортажи с торжеств у нас… Часть участников той войны, те, что не так давно были признаны героями… Мне не приходилось встречаться лично, — не тот регион, но… увидела, с какой ненавистью готовы говорить про что угодно ((( А ведь люди уже почтенного возраста. меня это поразило, эта злоба.
И вроде как все по теме, но слишком шаблонно и наспех.
Да, сцена с улыбающимся следователем, потрясающим оторванной ногой, — это уже гротеск, и, действительно, непонятно, почему патологоанатом еще и на кладбище забегает… для экзотики что ли? Мол, тут я ем «домашнее», а там — в ресторан зашел? )
Ну что сказать… Начало было весьма располагающим и воодушевляющим, а дальше — пошло, как пошло.
Речь автора чистая, грамотная, литературная.
Отдельное спасибо за вот эту фразу, —
Вся эта яркая грусть в предчувствии осени почему-то убеждала в том, что ее не унести с собой — она жива только здесь, и здесь останется.
— очень поэтичную, тонкую и раскрывающую чувство красоты автора.
А вот персонажи и события не особо убедительны. С середины повествование становится скучным, предсказуемым, а финал и вовсе разочаровывает. Хотя зачин был весьма неплох. Возможно, автор поторопился.
Кстати, еще одно крайне неубедительное, нестрашное, а скорее фантастичное описание сцен в подвале. Есть у меня на данный счет догадка, однако изложу позже и отдельно, поскольку сия особенность наблюдается далеко не в одной конкурсной работе )
Стилистически чистый рассказ, написанный уверенным пером (не считая мелких помарок).
Мир предметов, поглощающий-порабощающий людей, механические реакции, вызываемые вполне материальными вещами, — все это довольно убедительно.
В психоаналитическом плане движение в лифте отражает именно механичность человеческих действий и реакций. потому считаю, что резкая перемена настроения героини связана именно со сценой в лифте, и ею же на подсознательном уровне обоснована. Однако читателям все же не хватает тут еще какой-то более очевидной детали, пары штрихов, чтобы они не считали героиню просто… со странностями ))
Однако, как по мне, это НФ, а не хоррор ) Хотя рассказ запоминается и впечатляет.
ОффтопикНасчет «улыбаться» над чьими-то проблемами, — этого я уж точно не имела в виду. К тому же, что работа психолога-практика бывает довольно тяжелой как раз в морально-психическом плане. И поводы для творчества могут быть совсем и не веселые…
Социальному психологу все ж легче в этом плане )
А что не соскучишься. — это о том, что психология в жизни очень даже полезна, дает местами нетривиальный взгляд на вещи )
Социальному психологу все ж легче в этом плане )
А что не соскучишься. — это о том, что психология в жизни очень даже полезна, дает местами нетривиальный взгляд на вещи )
скоро вернусь читать, сейчас в Кощее погрязла )))