Написать сие эссе меня понудила дискуссия, развернувшаяся на одном из дружественных (мне?) сайтов, а поскольку постольку я тама в жыстокой оппозиции властьимущим (имею типа право и оно неотъемлемо), ну и не говорю, а типа «изрекаю», то уж соизвольте тут это претерпеть и попинать меня, если сочтёте нужным.
В чем суть конфликта? англ. creative — творческий, авторский, понятно, да?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе проповеди после воскресного богослужения 22 декабря выступил с критикой «креативного класса». Об этом сообщает «Интерфакс».
По словам Кирилла, в российском обществе есть группа людей, «которая пренебрежительно относится к народу, считая его не способным к творческой деятельности». Патриарх отметил, что эти люди «используя иностранное слово, они сами себя называют «креативным классом»».
Патриарх отметил, что оценку таким людям «удивительно правильно дает наш народ». Какую именно оценку имел в виду Кирилл, не уточняется.
В социальной экономике под креативным классом подразумевается социальная группа населения, включенная в постиндустриальный сектор экономики. В большинстве развитых стран креативный класс является наиболее влиятельной и массовой группой населения.
В России термин «креативный класс» стал широко использоваться после массовых протестов против нарушений на выборах в конце 2011 — начале 2012 года
А относятся ли поэты и писатели к кретивному классу? Или мы здоровые консерваторы и честные оппортунисты?
В ходе дискуссии выяснилось в частности:
Тот, кто называет себя сейчас креативным классом, это офисные работники тех предприятий, о которых я сказал. Преимущественно эти люди — совокупный продукт спекулятивного капитала. Им все остальные люди, живущие в России, по сути, не нужны(разве только для «втюхивания» и «вытряхивания»), поскольку их экономический базис — импорт или коррупция, а потребности — увеличение импорта и коррупции, и рост за счет этого собственного потребления. И в этом смысле я с Патриархом согласен. Он лишь констатировал то, что есть. Но именно поэтому данный класс в России не является авторитетом для остальных. Именно поэтому в регионах на митинги «в поддержку Болтной» выходит не более 500 человек. Даже в городах-миллионниках. Общественный неоформленный шум, без четких политических программ, шоу-менов, офисных работников франшизных компаний и парикмахеров — бывшим авиа-, моторо-, станко-, ракето- строителям не нужен. Они просто не понимают — о чём вообще идет речь. А стилистические интересы этой карнавальной группы — не интересны. Чаянья московско-питерского (экономически и менджерски!!!!) образованного класса и чаянья тех, кто ищет возможностей раскрытия себя здесь через развитие собственного производства(а значит и науки и культуры) — это совершенно разные чаянья.
"...«Интеллигент» – это русское слово, но никто так и не смог дать ему определения. От противного это пытался сделать академик Лихачёв, сказав, что интеллигентности невозможно подражать. Сам я (в первом приближении) определяю интеллигентность как гуманизм плюс интеллект. Без достаточного количества интеллигентов общество неизбежно обречено на коллапс или на регресс. И даже если наука в подобном обществе ещё как-то функционирует, ибо вся она по преимуществу стоит на «чистом» интеллекте, то искусство неизбежно умирает, вырождаясь в лозунги и речёвки, общество духовно беднеет, лишается стимулов к существованию… Конец такого общества предрешён."
Цитата: «Этот этап — когда для ощущения себя свободным и успешным условному рекламщику или пиарщику было достаточно гулять по своему офису в майке с портретом Че, сегодня подходит к концу. Для канализации естественного стремления к развитию и творчеству используются «фантики» уже не только креативной самореализации — это и модный экологизм, и волонтерство, и борьба за права различных меньшинств, и принадлежность к виртуальным сообществам. Все эти симулякры «малых дел», «малых свобод» и «малых справедливостей», с одной стороны, действительно позволяют вовлекать креативный класс в определенные политические акции, но, с другой стороны, делают его абсолютно стерильным с точки зрения реализации по-настоящему масштабных (а потому неизбежно мобилизационных) проектов развития».
P.S. С замечанием Марка соглашусь (хотя сам к интеллигенции как к общественному слою отношусь критически; собственно, это всё та же сугубо русская черта: либо принять без меры, либо без меры отторгнуть). «Интеллигенция», как явление и как слово, существует лишь в русском и польском языках...
«поэт» и «интеллигент», как и «поэт» и «креативный класс» — понятия не синонимичные. Не знаю — как можно, скажем, Вийона или Бодлера назватить «французской интеллигенцией», Гомера — греческой, Эдгара По — американской, а Есенина или Маяковского — русской.
Поэт — понятие более широкое, нежели интеллигент.
Поэт, находясь в обществе, в природе,… (у каждого свои пределы) и чувствуя их, ещё и воспринимает запредельное, выходящее за рамки воплощения в физическом теле (то, с чем сознание обычного человека может не сталкиваться ни разу в жизни). Это называют – духовностью
Интеллигент — только изучает Мир, и творит его с помощью интеллекта.
Духовность не имеет отношения к интеллигенции, в лучшем случае — философия, которая посредством логики пытается описать и Законы Творения, и Смысл Жизни,….
Поэт, разумеется, — не величайший из мудрецов, но им руководит не только Логика. Он пишет «сердцем», но, при желании, может быть и интеллигентом. Но тот, кто руководствуется только логикой, законами сознания, и старается поддерживать свой образ «безупречности», тот — остановился в познании Мира, решив, что безупречность является пределом. А потому, духовное ему не доступно (он решил, что это — не для него).
Это не значит, что кто-то — лучше, а кто-то — хуже. Просто все — разные.
Иртеньева стихи
Я родился и рос при советской власти,
И меня учили, что не в деньгах счастье,
Потому-то их у меня и нету,
Что усвоил с детства я мудрость эту.
Не любил богатых всю жизнь до дрожи,
С детства сытые мне их противны рожи,
И откуда свалилось на них богатство,
В результате какого такого гадства?
Жил один такой тут у нас в подъезде,
На шикарной тачке, собака, ездил,
Не сказать, чтоб сильно его любили,
Слава богу, во вторник его убили.
Если честно сказать, мне не жалко гада,
Потому что, б**дь, воровать не надо,
А воруешь если, то будь скромнее
И султана не корчь из себя Брунея.
Но не буду впирать тут своим ребятам,
Будто сам не хотел бы я стать богатым.
И хотя с деньгами покамест лажа,
Я хочу быть богатым и очень даже.
А зачем, ты спросишь, нужны мне бабки?
Чтобы в кроличьей той не ходить мне шапке,
Чтобы бабе шубу купить из норки,
Чтоб у дочи хата была в Нью-Йорке.
Чтобы с новою телкою каждый вечер,
Чтоб соседи кланялись мне при встрече,
Чтоб в таком же ездить автомобиле,
Чтоб в такой же вторник меня убили.
Нынче к креативному классу принадлежат те, кто умеет выгодно торговать результатами не своего труда. Умение успешно продавать не тобой произведенный продукт (неважно какой) — вот главное качество креативного класса. Все остальные навыки, умения, науки, ремесла в современной России попросту не нужны.
Главное, как тут уже сказали, уметь втюхивать и впаривать. Один мой знакомый продажник, гений своего дела, сумел впарить бухгалтерскую программу мужикам из автомастерской, у которых даже компьютера не было! Вот где креатив! Когда они обратились в контору, мечтая возвратить «продукт» обратно, им ответили: уплочено, ребята, до свиданья. И теперь этот случай — предмет гордости в этой фирмешке, образец для подражания, повод для «креативной» ржачки.
Когда я спросил «гения», какие навыки нужны для успешных продаж, он назвал три вполне интеллигентских качества: умение слушать, умение убеждать (говорить) и умение терпеть. То есть интеллигент (в старом смысле слова) может стать вполне успешным продажником. Если, конечно, разберется один на один со своей совестью. Но голос совести быстро глохнет, когда надо кормить детей.
А к нынешней интеллигенции — подчеркиваю, нынешней, — принадлежат те, кто умеет выгодно продавать результаты своего труда. Но эта прослойка вымирающая. Как, впрочем, и первая, которая вымрет позже второй, когда продавать в России будет попросту некому.
Раньше говорили по человечески «творческая интеллигенция», понимая под этим учёных. писателей, художников, поэтов, музыкантов, режиссёров — всех, кто создавал новое, изобретателей, агрономов, врачей, учителей и т.д. Что такое «креативный класс» — непонятно. Теория классов уже устарела. Или креативщики это например, мошенники, которые создают новые способы отъёма денег, следуя заветам Остапа Ибрагимовича. Или куча рекламщиков, навязывающих нам г… о путём не менее г… ой рекламы.
И что такое создавать новое
Новый графоманский стишок — это результат «криэйшна»?
Новая мазня — тоже?
Новый однообразный сериал — это тоже «криэйшн?
Новая форма трусов – тоже?
Поэты и писатели не креативщики. Они — творцы.
Впервые услышал я словечко „креатив“ и производные от него, когда работал в штабе одной предвыборной кампании. В этой среде слово „творчество“ было неуместно. Несмотря на схожесть этих двух терминов, для себя я установил следующее различие между ними: креативят исключительно на продажу, творят от сердца, не ведая, купят продукт творчества или нет.
А „новые русские“ у него — это те, у кого „крыша“ отстегнулась от причала и отправилась в полёт. Они забыли — на кой хрен живут! (не „Зачем“, а „Для чего“?)
Понятие „Свобода“ никто не расшифровал, просто протянули с Запада, в бронированной обёртке: — Нате, жрите товарищи! А мы и рады стараться.
Но можно взглянуть на „глобальное народное отупение“ и с другой стороны:
Наш Народ — это единый организм, и если в голове у него немного прояснится, то и в ж… перестанет чесаться. Так-что можно понемногу прочищать свои мозги, наводить порядок, а тогда и „креативщики“ смогут осознать свои деяния (ведь сейчас всё это идёт „на автомате“, подсознательно, импульсивно).
И пока они (креативный класс) выделяют себя из народа, зарабатывают на обдирании народа, то это — Раковая опухоль, для которой хирурга пока нет.
Значит можно обойтись и без хирурга (что-то вроде: „Понять и простить“).
Ничто не ново под луной?
Ещё раз, креатив = созидание. Вы же сами ратуете за идею Творца, господа бородачи.
Созидание есть и предназначение человека, и способ его бытия. Креативность — естественное состояние. Или бох боится конкуренции?
Пилишь бабло — креативь, иначе посодют. Точишь деталь — сделай чисто и рационально. Продаёшь бухло — упейся в стельку. Учишь детей — не ври им про бога.
Поэзия, конечно, ближе к оппортунизму, чем к креативу.
Собственно, это только присказка, сказка впереди.
Я эта… тоже, оттуда, из совка.
И слово «креатив» для меня – матерное.
Как-то так.
А как вы думаете?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.