«Время первых» - отзыв на фильм
 
Васильев Ярослав

«Время первых» - отзыв на фильм

+25

В новогодние каникулы нашлось время, посмотрел фильм «Время первых», фильм о первом выходе в открытый космос Алексея Леонова. Да-да, только сейчас, хотя премьера состоялась ещё 6 апреля 2017 года.  

Специально посмотрел в википедии. ильм получил положительные отзывы российских кинокритиков, однако в прокате выступил неудачно. И зрителей в кино я вполне понимаю. В современном российском кинематографе последние годы наряду с бездумным копированием американских образцов (причем берут почему-то как правило не лучшие, а худшие образцы) понемногу началась тенденция искать что-то своё. Что поделаешь, одной наклейкой «наконец снято в России» на картину уже не заманишь. Одни пытаются искать что-то совсем своё, другие (и большинство) смешивают американские образцы и родные традиции кинематографа. В разных пропорциях. «Время первых» из второй категории. Оговорюсь сразу – это не делает фильм лучше или хуже, художественный инструмент как молоток. Можно и китайским гвоздь забить, а можно и российским по пальцу попасть, вопрос умения.

Итак, история. 18 марта 1965 года. СССР выигрывает технологическую гонку у Соединённых Штатов Америки. Советский космонавт Алексей Леонов первым приветствует землян из открытого космического пространства, и, если верить официальной хронике, благополучно возвращается на «Восход-2». Но на самом деле эти 5 метров до шлюза становятся самой мучительной прогулкой в его жизни, а экстренная посадка в ручном режиме – примером невероятной воли к жизни самого Леонова и его командира Павла Беляева. (Хотя тут думаю, любой из отряда космонавтов дрался за победу до последнего: рефлексирующий размазней среди космонавтов не водится).

В общих чертах претензий нет. Операторская школа в России хорошая, применять спецэффекты и не жалеть на них денег умные люди научились (это вам не Бондарчук с его эконом-класса низкопиксельными мультфильмами и фанерными танками). По основным вопросам консультировал лично Алексей Леонов, так что крупных технических огрехов не было. Дьявол как всегда кроется в мелочах.

Первое. Если кино делается в наших традициях, то на первом плане человек, его внутренний мир, от которого идёт внешний. Внешняя зрелищность цепляется к внутренней. У американцев наоборот: внешняя зрелищность вытаскивает, подчёркивает внутренние переживания. Опять же – это разные традиции и школы. Режиссёр Дмитрий Киселёв упор сделал больше на внешнее, попутно передавая внутреннее состояние – и вышло недостоверно. Особенно в паре главных героев. Если сыгравший Леонова актёр Евгений Миронов буквально рвал жилы, горел – то сыгравший Павла Беляева Хабенский роль откровенно провалил. Ровно, безжизненно, идеальная кукла идеально выполняющая команды режиссёра. Точно и потому безжизненно. Сразу видно – актёр играет роль, а не живёт в ней. Но ведь могут же снимать зрелищно и в наших традициях, вспомнить те же «Кандагар» или «Экипаж». Здесь не дотянули, не смогли.

Второе. Ну не так уж это было давно, ничего сложного внимательно отнестись к деталям быта, одежды, речи. По фильму же масса мелких ошибок, словечки и обороты не из той эпохи, из нашей современности. Потому герои больше напоминают ряженых. Особенно это вылезает в финальной сцене, где сначала показывают переснятую для фильма встречу на аэродроме: космонавтов встречают семьи, а потом идут кадры хроники. Вроде то же самое – и сразу видна подделка. И не спишешь на «художественную трактовку». (С другой стороны, если почитать отзывы первоначального режиссёра фильма Юрия Быкова, потом отстранённого – останься он, вышло бы хуже, так как он хотел «радикально снизить градус патриотичности и героичности»; наверное в расчёте на приз какого-нибудь кинофестиваля).

В общем, дома на телевизоре за чашкой чая посмотрел не без удовольствия. Но рад, что в кинотеатр на него не пошёл. С другой стороны, художественный уровень фильма на голову выше ¾ поделок современного российского кинематографа.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль