Тогда стоит еще чуточку подождать — я пока не всё отловленное сюда внёс) Но на самом деле, как раз ошибок там совсем мало… например, я в паре мест перепутал породу коня, но никто не заметил) А в основном это чисто авторские фишки: читаешь и понимаешь, что надо переставить пару слов, чтоб лучше звучало…
Но мне тут еще кое-кто отзыв обещал, так что жду)
К слову о книгах: очень советую «Некроманта» Твиллайт. Я его читаю в полном восторге. И отзыв напишу в таком духе. Отличная книга. Из тех, о которых и не знаешь, что сказать, кроме «Настоящая книга, хочу ещё»…
Автор даже несколько растерян, ибо не ожидал, что кто-то всё это заметит и поймёт. Но это ужасно приятно и вдохновляюще — что называется, жизнь прошла не зря) Во всяком случае, та её часть, весьма немалая (половина, по сути), что посвящена этой книге. А сколько еще впереди...) Но правда, очень радостно, что оно получилось. Если всё это заметно — значит, получилось таки)
И да, калейдоскоп, оно так) И к слову — Грани Великого Кристалла… тот, кто поймал здесь крапивинские нотки, не может не понять) Ну так Энтис — Крис-Тален же) Это не специально, одна из тех штуковин с именами, когда оно само вылезает из подсознания, а потом уже задумываешься, к чему бы это. Но кристалл, да… многогранный — это уже по задумке, и пока, кстати, раскрытие граней ещё впереди… как и очень многое другое, включая более полную расшифровку «божественной темы», историю создания Поля и его истинную структуру, ну и злодеев всяческих, само собою… на самом деле, автор из породы черепашек, ибо эта книга (книжища, как говорит счётчик буковок) — всего лишь завязка. Ну… эээ, кхм… ну а кто сказал, что завязка не может быть слегка длинновата ) Хотя мне более правильным кажется — экспозиция. Ибо тут всё так складывается, что когда конфликт таки грянет, то его можно понять только, хорошо представляя начальные условия. А если бы я с ходу начал с конфликта состоявшегося… но нет, тут это просто невозможно. Поскольку сам-то главгад тут вроде как персона тайная — уж для героев так точно, да надеюсь, и не каждому читателю он настолько уж ясен. Персона — еще допускаю, а вот мотивы и намерения — тут опять же, расшифровка только предстоит.
Но на самом деле, такая вот «мега-завязка» — она не совсем завязка, а вообще-то она уже сама по себе — действие. То загадочное «действие души и сердца», которое позволяет нам вырастать, сближаться, постигать мир и себя… И тут меня изрядно «подтолкнул» нежно любимый мною в детстве Крапивин, к которому я после очередного прочтения всех его книг в возрасте студенческом несколько охладел. И дело именно в восприятии ребенка — и знакомого с прозой жизни человека взрослого. Дети верят в чудеса. До какого-то момента) И читая о крапивинских мальчишках, которые идут себе по улице по своим делам, друг друга вовсе не знают, и тут видят, встречаются глазами, улыбаются — и ОП… Чудо Свершилось, дружба навеки. Да, в детстве я был в полном убеждении, что так оно и работает. И я просто с нужными глазами пока не встретился) Но взрослея хотя бы лет до шестнадцати, понимаешь: дружба (она же любовь) — это не взмах волшебной палочки, не чудо, упавшее с небес. — это процесс и работа над собой — и понимание того, что не зная даже себя, мы тем более понятия не имеем, как устроены окружающие. И что если сам ты, допустим, любишь мороженое, то не стоит пихать его друзьям в уверенности, что это лучшее лакомство, а потом дуться, что они не взяли. Они — не ты. И постичь это сложно. А уж дойти до истины, что одними и теми же словами люди называют совершенно разные вещи… и что на пути к сближению и пониманию надобно учиться тонкостям «перевода» с языка другого человека на твой собственный… В общем, начитавшись Крапивина (и наскрежетавшись зубами на волшебное единение Душ И Сердец безо всяких проблем и трудностей перевода), я очень захотел показать, как на самом деле может сформироваться та самая «дружба навеки». И вы будете долго смеяться, дамы и господа, но это очень автобиографичная история))) А кто там автор, ну… автор вроде как любит тайны, но тут вроде бы всё прозрачно… не? ))
В общем, как-то так…
И хотя автор поклялся Не Лезть В Холивары, ибо на вкус и цвет, но в первую очередь я писал такую книгу, которую мне приятно перечитать. И именно с этим критерием я ее мучаю уже многие годы, отлавливая не то слово, не ту точку и запятую… меняя кавычки на курсив, а курсив на мыслеречь героя без всяких зримых признаков оной… просто потому, сорри, правда, что мне так нравится и так кажется правильным. И нет, это не наезд на эту рецензию, это на другое) А здесь — это я уже в ответ Корину, но без колючек, просто объясняю — я сам не сразу понял, что каждый герой у меня пишется как-то по-своему. Это я понял, когда в конце концов решил всё пригладить и стандартизировать… и не стал. Неправильно это как-то… например, мыслеречь Вила — курсив, потому что это Вил, и его внутренний мир сильно отличается от того, что он показывает миру. Энтис — кавычки, просто чтобы показать, что это он не вслух (и кстати, ну приучили их так — далеко не всё вслух, и снова сорри, те читатели, которые эту орденскую фишку не вкурили...) — но Энт довольно откровенен по сути, и его мысли — это он сам, и слова — он сам, разница только в степени выпускания наружу. А Чен… это Вэй-лорд, который может осознавать одновременно в нескольких слоях реальности, и видеть и слышать самого себя с нескольких ракурсов, и когда я его писал — да, я легко переходил с описания Чена-извне на восприятие Чена-изнутри, просто потому, что я сам не уверен, насколько то «извне» и «он» отличается от его «я». С Ченом всё так, всё непросто… По сути, это всё — его «я». Но кое-что — показано в Сумраке, кое-что — подумано «вслух», для воспринимающих первый слой, а кое-что подумано-осознано совсем в Глубине, только для себя и совершенно не для слишком чутких окружающих…
Но это так — игры с Мерцанием… в каком-то смысле это мой эксперимент — и снова да, это мой эксперимент, для моего читательского удовольствия. Я довольно эгоистичен — возможно, и наверняка, это мой недостаток как автора. И мне было адски странно увидеть «эта книга исключительно для читателей». Причем эти слова сказаны явно тем читателем, который далеко не всё понял — так какое ж тогда «для читателей», если нет трепетной заботы о том, чтобы всё было разжёвано и подогнано под читательские стандарты?
И снова — это просто мои мысли в ответ на читательские суждения. А что, автору нельзя тоже немножко о читательских ИМХО подумать и поговорить ?))))
Но правда, Корин, я просто тронут и счастлив, даже смущён. Всегда думаешь: ну я-то понимаю, что хотел сказать, но пишу я так себе, мысли мои размазаны тонким слоем по тыщам букв, идеи растеклись по древу, и вообще. А героев моих никто не любит)) Ибо драконов они с первой страницы не убивают, с главгадом не сражаются, хоббитской милоты в них нет, лав-стори — снова увы… просто мальчишки, которые через слово тупят по-страшному) Просто обычные мальчишки, со своими подростковыми проблемами — ты вроде бы уже почти взрослый и не дурак, но в этом мире тебе неуютно — из старых любимых джинсов и футболок ты уже вырос, а к новому прикиду не притерпелся… и сам себя не знаешь толком, что говорить об окружающих.
По сути, вся эта растянутая в толстую книгу прелюдия — тест. С первых глав. Потому что я не пишу «мир, который придумал Гениальный Я, и который призваны проиллюстрировать сочинённые для этой цели герои». Нет, я пишу о людях, которые во мне откуда-то взялись, внаглую поселились и живут — и требуют их овеществить. А мне остаётся экстраполировать, догадываться, собирать паззлы и заниматься дедукцией — дабы понять, откуда они такие на мою голову, где их родина, какие там нравы и обычаи… Не Энт — способ рассказать о Тефриане, а Тефриан — мир, вырастивший такого вот Энта. Мир, который был открыт (и до сих пор открывается) мною, археологом, исследующим далёкое по осколкам чаш и обрывкам пергаментов и одеяний… и конечно, строкам чужедальних легенд и просто анекдотам, спискам продуктов и дел на неделю ))
Но когда я это пишу — я не тот археолог-исследователь. Я житель Тефриана, я там — внутри. Поэтому нет удобных для читательского понимания лекций об устройстве мира. Ну не читаем мы друг другу лекций, общаясь после работы, в кафе, за завтраком… мы просто говорим между собой. И когда я читал первые в своей тогда шести-семилетней жизни фантастические романы — Дюма и Диккенса — мне ничего не рассказывали специально об их мирах. Не было лекций и пояснений, что значит фаэтон, ландо, рапира, парировать, экипировка, плюмаж, жабо и куча прочих штуковин, которых не мог знать семилетний русский деть из конца 20 века. Я постигал их фантастические, уже не существующие миры по обрывкам — из слов, мыслей и поступков героев. Я постиг суть христианской религии не из библейских текстов, а из книг о людях, которые в этом христианстве жили. И когда я приходил на школьные уроки истории (нелюбимые, ибо сухо, скучно и пристрастно), то я часто уже знал, что в те времена творилось — только знал не совсем так, как в учебниках истории…
По сути, я пытался — и пытаюсь — написать второго «Дэвида Копперфилда» или «Нашего общего друга», смешав это с чем-то желязновским, наверное… не его идеями, но его умением странствовать в Отражениях. И втаскивать туда нас. Мой великий учитель, которому я завидую, потому что так не умею. Но я учусь.
И отдельное авторское «мурк» — за пойманного в тексте Люта Тайгера) Ведь он и впрямь там мелькнул чисто на бэграунде и между строк, этот гениальный психосенсор и адмирал давних космических войн по прозвищу Звёздный Тигр… прекративший войны жестоким способом и потому многими тогда ненавидимый — и странно исчезнувший, по слухам, просто однажды взял и улетел в неизвестность совсем один и сгинул на просторах космоса… Но это тоже ещё не рассказанная история) которой обязательно предстоит рассказаться)
Всё, что я могу сказать без впадания в спойлеры, — всё, что написано в этой книге, есть прямое следствие и непосредственное воплощение Проклятия Звёздного Тигра. Проклятие появляется в этой книге с первых же страниц. Оно там присутствует и действует постоянно. Но только герои (и читатель вместе с ними) об этом ничего пока не знают…
И да — я уже сказал, как здорово и лестно читать такие рецензии? ))
Их можно упрекнуть в морализме, длинных витиеватых диалогах, красивых правильных героях, утопичности
Автор в некотором недоумении, но… восприятие — дело такое личное) Все эти слова автор ну никак бы не смог применить к себе))) «Морализм», «правильные», «витиеватые»… автор-то, по наивности, полагал, что всего-навсего пишет о самых обыкновенных (на свой лад, но тем не менее) ребятах, мальчишках и девчонках, которые отнюдь не отличаются ни особой «правильностью», ни тем более, склонностью к морализму — не больше, чем любой подросток… Взрослые — ну да, они посерьезнее и поумнее… иногда. А иногда — наоборот) Но и у них автор как-то ну совсем не видит того, что подразумевается под «витиеватостью». Ну да ладно… на вкус и цвет)
А вот «утопичность» — это странно. Хотя если бы на нашу жизнь посмотрел, допустим, крепостной крестьянин 18 века — так наверняка решил бы, что мы тут все живем в райских кущах, ничуть не меньше — рабов нет, пыток и плёток нет, чем не рай и утопия… Ну и как — в утопии мы живем? Можно расслабиться и наслаждаться раем? )
В том мире решены некоторые из наших проблем, это да. А иные — решились по воле обстоятельств, никак не силами людей… Но по большому счету — стали ли люди лучше? Или просто стали более сытыми, здоровыми и довольными? Пока не припечет…
Я писал не утопию, я писал мир в шатком равновесии, которое с минуты на минуту рухнет… в трясины тьмы. И если у меня это не получилось — увы.
Но снова — на вкус и цвет) И уж если о «вкусе и цветах» — то мне всегда казалось, что каждый настоящий писатель (даже не очень талантливый) пишет то, что сам хотел бы прочитать. Пишет не «для и зачем», а — «потому что». Потому что не писать не может… а уж если читателя не зацепило — ну что делать… книга не сто баксов, чтобы всем нравиться )
Но для меня всегда было непреложной истиной, что любое искусство — вещь обоюдная, действо совместное, род перфоманса в связке «творец-зритель». Или слушатель, или читатель… И хотя не может быть такого творца, который не хотел бы поделиться своим творением (а если кто-то скажет, что не хочет, то врет он, друзья мои, как сивый мерин) — но пишешь просто потому, что так живется, так получается. А не «для». Воля ваша, но в этом словечке «для» какая-то нехорошая нотка слышится… как то самое явление, которого, слава мерцанию, в моем Тефриане не было)))
И это так — мысли вслух) Мысли о мыслях… чистейший оффтоп)))
И да, скачал последнюю версию (надеюсь?..) — и щас вот себя-любимого чуток доредю, пару конкурсных работ зачту — и… в омут блаженства от мира Марички и окружающего её страшного и прекрасного волшебства. Только это, прошу заметить, не синонимы )))
1) а я не против чего угодно, сказанного кем угодно о моем произведении. Ибо я, во-первых, не великий гений всея планеты, мне расти и расти ещё, а во-вторых, понимание литературы — процесс обоюдный, и гипотетический «сказавший слова» может просто быть не моим читателем, amen )
2) а где сказано, что я никого на конкурсе не люблю как авторов? Люблю ) Но так сложилось, что почти всех тех, кого люблю — и главное, ценю на общем фоне мировой литературы и российской в частности — я уже как бы откомментировал… не повторяться же.
3) А вот мне интересно. Отчего, услышав характеристику «один из лучших современных отечественных романистов» в адрес (неважно кого) и ненавязчивый негатив в адрес «кое-каких конкурсных работ», — вы, уважаемая Мелоди, сразу применили это КО ВСЕМ участникам конкурса — и вероятно, к себе в том числе?
Мне это как-то подозрительно напоминает того Ваню из анекдота, который видит на заборе надпись «Ванька дурак» и сразу решает, что это именно о нем написано… ))
Я ведь, заметьте, нигде не сказал, что в конкурсе вообще нет достойных работ. Ну а мое высокое мнение о произведениях Ласточкина — я его не скрываю, совсем даже напротив, и не вижу причин скрывать, и отчего же мне его не озвучивать? Да, это гордость российской литературы, увы, недооцененная, и я без преувеличения могу назвать его российским Гейманом — ибо уровень не ниже.
Но снова указываю на тот факт, что признание таланта одного автора никак не умаляет и не отрицает талантов других. Талант — это такая штука… многогранная.
Просто прочитать — это такая интересная штука… ну, если времени дофига, а делать нечего, то можно вообще всё подряд читать, даже рекламные вывески. Но и среди них наверняка найдется лучшая, которую талантливый рекламщик придумал. И куча — которые на «просто прочитать».
Лично у меня адский дефицит времени. Так что я «просто» не читаю. Если понимаю, что оно «не то», то потреблять в пищу не стану. Есть столько прекрасных книг в мире, на которые времени не хватает, ну совсем, и довольно недальновидно вместо них «читать просто»… И кто сказал, что увидев лучшего, я не могу сказать, что он — лучший?
Тем более, что он тут ни с кем не конкурирует. Так что в роли соперника его можно не опасаться…
Шикарно. Просто одно удовольствие, всё очень вкусно, и выбрать трудно.
Не буду обосновывать, сорри, ибо анатомировать поэзию — решительно не моё… Итак.
1 место — № 3
2 место — № 4
3 место — № 1
4 место — № 2
Что я могу сказать… здесь больше всего гармонии, мелодичности, ощущения песни.
Я долго выбирал, что из этих трёх поставить на какое место. Например, 3 и 4 — поставил бы на первое место оба. Вообще-то. Напевность, ритм и глубина — это ценно. № 1 — плавная, певучая простота. Сказать просто о важном — дорогого стоит… А № 2 — лаконично и изящно.
А я очень хочу тебе написать ) В рамках конкурса, хех) В стиле «Прочел я тут кое-какие конкурсные работы, но писать на них отзывы не стану, дабы людей не обижать, старались всё-таки, а вместо этого напишу я отзыв на лучшего автора МП и одного из лучших современных отечественных романистов в стиле дарк-фэнтези — а именно Ласточкина...»
И тут-то меня дисквалифицируют, и я смогу больше никому никаких отзывов не писать ))) А пиар — он всегда пиар ))
Да я давно хочу… и всё тот же самый чёртов дефицит времени, которое у меня измеряется корнями из отрицательных величин… А описать всю беспредельность моего восторга — это ж не только время, а и энергия требуется )
Рецензия шикарна. Давно не читал такого вкусного анализа литературного произведения. И соглашаясь с теми, кто проводит некую аналогию с Желязны, Диком и иже с ними: мне, как человеку, привыкшему к литературе высокого класса в любом жанре и в фантастике в особенности, это интересно.
подозреваю любителей не совсем нормального фэнтези типа «Хроник Амбера».
Боюсь, мое понятие «нормальности фэнтези» создано как раз работами Желязны (и не только), и продолжаю считать, что нормальное — это раздвигающее горизонты, глубокое и неожиданное — и заставляющее думать и видеть новые грани. Судя по рецензии, тут такой случай и есть — что радует. Хотя сравнение с Диком (который ни разу не фэнтезист) наводит на мысль, что возможно, и здесь у нас не фэнтези, и даже не «научное фэнтези», а нежно любимое мною «альтернативное иномирье»… ну да это уже неважно )) Главное — что написана рецензия сильно и здорово и вызывает желание прочитать. А это ведь главное )
Надеюсь, что ожидания не будут обмануты )
Тогда стоит еще чуточку подождать — я пока не всё отловленное сюда внёс) Но на самом деле, как раз ошибок там совсем мало… например, я в паре мест перепутал породу коня, но никто не заметил) А в основном это чисто авторские фишки: читаешь и понимаешь, что надо переставить пару слов, чтоб лучше звучало…
Но мне тут еще кое-кто отзыв обещал, так что жду)
К слову о книгах: очень советую «Некроманта» Твиллайт. Я его читаю в полном восторге. И отзыв напишу в таком духе. Отличная книга. Из тех, о которых и не знаешь, что сказать, кроме «Настоящая книга, хочу ещё»…
Надеюсь, я успел кое-что там улучшить) Хотя по мелочи… главная работа, увы, происходит пока только в голове автора )
Но да — рецензия настолько «втемашная»… я до сих пор не очень верю, что это обо мне написали )
Автор даже несколько растерян, ибо не ожидал, что кто-то всё это заметит и поймёт. Но это ужасно приятно и вдохновляюще — что называется, жизнь прошла не зря) Во всяком случае, та её часть, весьма немалая (половина, по сути), что посвящена этой книге. А сколько еще впереди...) Но правда, очень радостно, что оно получилось. Если всё это заметно — значит, получилось таки)
И да, калейдоскоп, оно так) И к слову — Грани Великого Кристалла… тот, кто поймал здесь крапивинские нотки, не может не понять) Ну так Энтис — Крис-Тален же) Это не специально, одна из тех штуковин с именами, когда оно само вылезает из подсознания, а потом уже задумываешься, к чему бы это. Но кристалл, да… многогранный — это уже по задумке, и пока, кстати, раскрытие граней ещё впереди… как и очень многое другое, включая более полную расшифровку «божественной темы», историю создания Поля и его истинную структуру, ну и злодеев всяческих, само собою… на самом деле, автор из породы черепашек, ибо эта книга (книжища, как говорит счётчик буковок) — всего лишь завязка. Ну… эээ, кхм… ну а кто сказал, что завязка не может быть слегка длинновата ) Хотя мне более правильным кажется — экспозиция. Ибо тут всё так складывается, что когда конфликт таки грянет, то его можно понять только, хорошо представляя начальные условия. А если бы я с ходу начал с конфликта состоявшегося… но нет, тут это просто невозможно. Поскольку сам-то главгад тут вроде как персона тайная — уж для героев так точно, да надеюсь, и не каждому читателю он настолько уж ясен. Персона — еще допускаю, а вот мотивы и намерения — тут опять же, расшифровка только предстоит.
Но на самом деле, такая вот «мега-завязка» — она не совсем завязка, а вообще-то она уже сама по себе — действие. То загадочное «действие души и сердца», которое позволяет нам вырастать, сближаться, постигать мир и себя… И тут меня изрядно «подтолкнул» нежно любимый мною в детстве Крапивин, к которому я после очередного прочтения всех его книг в возрасте студенческом несколько охладел. И дело именно в восприятии ребенка — и знакомого с прозой жизни человека взрослого. Дети верят в чудеса. До какого-то момента) И читая о крапивинских мальчишках, которые идут себе по улице по своим делам, друг друга вовсе не знают, и тут видят, встречаются глазами, улыбаются — и ОП… Чудо Свершилось, дружба навеки. Да, в детстве я был в полном убеждении, что так оно и работает. И я просто с нужными глазами пока не встретился) Но взрослея хотя бы лет до шестнадцати, понимаешь: дружба (она же любовь) — это не взмах волшебной палочки, не чудо, упавшее с небес. — это процесс и работа над собой — и понимание того, что не зная даже себя, мы тем более понятия не имеем, как устроены окружающие. И что если сам ты, допустим, любишь мороженое, то не стоит пихать его друзьям в уверенности, что это лучшее лакомство, а потом дуться, что они не взяли. Они — не ты. И постичь это сложно. А уж дойти до истины, что одними и теми же словами люди называют совершенно разные вещи… и что на пути к сближению и пониманию надобно учиться тонкостям «перевода» с языка другого человека на твой собственный… В общем, начитавшись Крапивина (и наскрежетавшись зубами на волшебное единение Душ И Сердец безо всяких проблем и трудностей перевода), я очень захотел показать, как на самом деле может сформироваться та самая «дружба навеки». И вы будете долго смеяться, дамы и господа, но это очень автобиографичная история))) А кто там автор, ну… автор вроде как любит тайны, но тут вроде бы всё прозрачно… не? ))
В общем, как-то так…
И хотя автор поклялся Не Лезть В Холивары, ибо на вкус и цвет, но в первую очередь я писал такую книгу, которую мне приятно перечитать. И именно с этим критерием я ее мучаю уже многие годы, отлавливая не то слово, не ту точку и запятую… меняя кавычки на курсив, а курсив на мыслеречь героя без всяких зримых признаков оной… просто потому, сорри, правда, что мне так нравится и так кажется правильным. И нет, это не наезд на эту рецензию, это на другое) А здесь — это я уже в ответ Корину, но без колючек, просто объясняю — я сам не сразу понял, что каждый герой у меня пишется как-то по-своему. Это я понял, когда в конце концов решил всё пригладить и стандартизировать… и не стал. Неправильно это как-то… например, мыслеречь Вила — курсив, потому что это Вил, и его внутренний мир сильно отличается от того, что он показывает миру. Энтис — кавычки, просто чтобы показать, что это он не вслух (и кстати, ну приучили их так — далеко не всё вслух, и снова сорри, те читатели, которые эту орденскую фишку не вкурили...) — но Энт довольно откровенен по сути, и его мысли — это он сам, и слова — он сам, разница только в степени выпускания наружу. А Чен… это Вэй-лорд, который может осознавать одновременно в нескольких слоях реальности, и видеть и слышать самого себя с нескольких ракурсов, и когда я его писал — да, я легко переходил с описания Чена-извне на восприятие Чена-изнутри, просто потому, что я сам не уверен, насколько то «извне» и «он» отличается от его «я». С Ченом всё так, всё непросто… По сути, это всё — его «я». Но кое-что — показано в Сумраке, кое-что — подумано «вслух», для воспринимающих первый слой, а кое-что подумано-осознано совсем в Глубине, только для себя и совершенно не для слишком чутких окружающих…
Но это так — игры с Мерцанием… в каком-то смысле это мой эксперимент — и снова да, это мой эксперимент, для моего читательского удовольствия. Я довольно эгоистичен — возможно, и наверняка, это мой недостаток как автора. И мне было адски странно увидеть «эта книга исключительно для читателей». Причем эти слова сказаны явно тем читателем, который далеко не всё понял — так какое ж тогда «для читателей», если нет трепетной заботы о том, чтобы всё было разжёвано и подогнано под читательские стандарты?
И снова — это просто мои мысли в ответ на читательские суждения. А что, автору нельзя тоже немножко о читательских ИМХО подумать и поговорить ?))))
Но правда, Корин, я просто тронут и счастлив, даже смущён. Всегда думаешь: ну я-то понимаю, что хотел сказать, но пишу я так себе, мысли мои размазаны тонким слоем по тыщам букв, идеи растеклись по древу, и вообще. А героев моих никто не любит)) Ибо драконов они с первой страницы не убивают, с главгадом не сражаются, хоббитской милоты в них нет, лав-стори — снова увы… просто мальчишки, которые через слово тупят по-страшному) Просто обычные мальчишки, со своими подростковыми проблемами — ты вроде бы уже почти взрослый и не дурак, но в этом мире тебе неуютно — из старых любимых джинсов и футболок ты уже вырос, а к новому прикиду не притерпелся… и сам себя не знаешь толком, что говорить об окружающих.
По сути, вся эта растянутая в толстую книгу прелюдия — тест. С первых глав. Потому что я не пишу «мир, который придумал Гениальный Я, и который призваны проиллюстрировать сочинённые для этой цели герои». Нет, я пишу о людях, которые во мне откуда-то взялись, внаглую поселились и живут — и требуют их овеществить. А мне остаётся экстраполировать, догадываться, собирать паззлы и заниматься дедукцией — дабы понять, откуда они такие на мою голову, где их родина, какие там нравы и обычаи… Не Энт — способ рассказать о Тефриане, а Тефриан — мир, вырастивший такого вот Энта. Мир, который был открыт (и до сих пор открывается) мною, археологом, исследующим далёкое по осколкам чаш и обрывкам пергаментов и одеяний… и конечно, строкам чужедальних легенд и просто анекдотам, спискам продуктов и дел на неделю ))
Но когда я это пишу — я не тот археолог-исследователь. Я житель Тефриана, я там — внутри. Поэтому нет удобных для читательского понимания лекций об устройстве мира. Ну не читаем мы друг другу лекций, общаясь после работы, в кафе, за завтраком… мы просто говорим между собой. И когда я читал первые в своей тогда шести-семилетней жизни фантастические романы — Дюма и Диккенса — мне ничего не рассказывали специально об их мирах. Не было лекций и пояснений, что значит фаэтон, ландо, рапира, парировать, экипировка, плюмаж, жабо и куча прочих штуковин, которых не мог знать семилетний русский деть из конца 20 века. Я постигал их фантастические, уже не существующие миры по обрывкам — из слов, мыслей и поступков героев. Я постиг суть христианской религии не из библейских текстов, а из книг о людях, которые в этом христианстве жили. И когда я приходил на школьные уроки истории (нелюбимые, ибо сухо, скучно и пристрастно), то я часто уже знал, что в те времена творилось — только знал не совсем так, как в учебниках истории…
По сути, я пытался — и пытаюсь — написать второго «Дэвида Копперфилда» или «Нашего общего друга», смешав это с чем-то желязновским, наверное… не его идеями, но его умением странствовать в Отражениях. И втаскивать туда нас. Мой великий учитель, которому я завидую, потому что так не умею. Но я учусь.
И отдельное авторское «мурк» — за пойманного в тексте Люта Тайгера) Ведь он и впрямь там мелькнул чисто на бэграунде и между строк, этот гениальный психосенсор и адмирал давних космических войн по прозвищу Звёздный Тигр… прекративший войны жестоким способом и потому многими тогда ненавидимый — и странно исчезнувший, по слухам, просто однажды взял и улетел в неизвестность совсем один и сгинул на просторах космоса… Но это тоже ещё не рассказанная история) которой обязательно предстоит рассказаться)
Всё, что я могу сказать без впадания в спойлеры, — всё, что написано в этой книге, есть прямое следствие и непосредственное воплощение Проклятия Звёздного Тигра. Проклятие появляется в этой книге с первых же страниц. Оно там присутствует и действует постоянно. Но только герои (и читатель вместе с ними) об этом ничего пока не знают…
И да — я уже сказал, как здорово и лестно читать такие рецензии? ))
А вот «утопичность» — это странно. Хотя если бы на нашу жизнь посмотрел, допустим, крепостной крестьянин 18 века — так наверняка решил бы, что мы тут все живем в райских кущах, ничуть не меньше — рабов нет, пыток и плёток нет, чем не рай и утопия… Ну и как — в утопии мы живем? Можно расслабиться и наслаждаться раем? )
В том мире решены некоторые из наших проблем, это да. А иные — решились по воле обстоятельств, никак не силами людей… Но по большому счету — стали ли люди лучше? Или просто стали более сытыми, здоровыми и довольными? Пока не припечет…
Я писал не утопию, я писал мир в шатком равновесии, которое с минуты на минуту рухнет… в трясины тьмы. И если у меня это не получилось — увы.
Но снова — на вкус и цвет) И уж если о «вкусе и цветах» — то мне всегда казалось, что каждый настоящий писатель (даже не очень талантливый) пишет то, что сам хотел бы прочитать. Пишет не «для и зачем», а — «потому что». Потому что не писать не может… а уж если читателя не зацепило — ну что делать… книга не сто баксов, чтобы всем нравиться )
Но для меня всегда было непреложной истиной, что любое искусство — вещь обоюдная, действо совместное, род перфоманса в связке «творец-зритель». Или слушатель, или читатель… И хотя не может быть такого творца, который не хотел бы поделиться своим творением (а если кто-то скажет, что не хочет, то врет он, друзья мои, как сивый мерин) — но пишешь просто потому, что так живется, так получается. А не «для». Воля ваша, но в этом словечке «для» какая-то нехорошая нотка слышится… как то самое явление, которого, слава мерцанию, в моем Тефриане не было)))
И это так — мысли вслух) Мысли о мыслях… чистейший оффтоп)))
Это не я ) Но сравнение с Полиной мне польстило, правда.
Шикарный разбор, Аривенн. Аплодирую стоя ))
А я и не против) Я, напротив, весьма даже «за».
И да, скачал последнюю версию (надеюсь?..) — и щас вот себя-любимого чуток доредю, пару конкурсных работ зачту — и… в омут блаженства от мира Марички и окружающего её страшного и прекрасного волшебства. Только это, прошу заметить, не синонимы )))
Хм. Лады, по порядку )
1) а я не против чего угодно, сказанного кем угодно о моем произведении. Ибо я, во-первых, не великий гений всея планеты, мне расти и расти ещё, а во-вторых, понимание литературы — процесс обоюдный, и гипотетический «сказавший слова» может просто быть не моим читателем, amen )
2) а где сказано, что я никого на конкурсе не люблю как авторов? Люблю ) Но так сложилось, что почти всех тех, кого люблю — и главное, ценю на общем фоне мировой литературы и российской в частности — я уже как бы откомментировал… не повторяться же.
3) А вот мне интересно. Отчего, услышав характеристику «один из лучших современных отечественных романистов» в адрес (неважно кого) и ненавязчивый негатив в адрес «кое-каких конкурсных работ», — вы, уважаемая Мелоди, сразу применили это КО ВСЕМ участникам конкурса — и вероятно, к себе в том числе?
Мне это как-то подозрительно напоминает того Ваню из анекдота, который видит на заборе надпись «Ванька дурак» и сразу решает, что это именно о нем написано… ))
Я ведь, заметьте, нигде не сказал, что в конкурсе вообще нет достойных работ. Ну а мое высокое мнение о произведениях Ласточкина — я его не скрываю, совсем даже напротив, и не вижу причин скрывать, и отчего же мне его не озвучивать? Да, это гордость российской литературы, увы, недооцененная, и я без преувеличения могу назвать его российским Гейманом — ибо уровень не ниже.
Но снова указываю на тот факт, что признание таланта одного автора никак не умаляет и не отрицает талантов других. Талант — это такая штука… многогранная.
Ну а ежели кто-то желает сказать, что сам я не особо так одарен талантом — так я, в общем, и не отрицаю. Знал бы прикуп — жил бы в Сочи… ©
Эх… ты меня понимаешь… Старость не радость — я частенько греюсь в перечитывании. А надо новое, новое грызть, аки знаменитый гранит науки )
Просто прочитать — это такая интересная штука… ну, если времени дофига, а делать нечего, то можно вообще всё подряд читать, даже рекламные вывески. Но и среди них наверняка найдется лучшая, которую талантливый рекламщик придумал. И куча — которые на «просто прочитать».
Лично у меня адский дефицит времени. Так что я «просто» не читаю. Если понимаю, что оно «не то», то потреблять в пищу не стану. Есть столько прекрасных книг в мире, на которые времени не хватает, ну совсем, и довольно недальновидно вместо них «читать просто»… И кто сказал, что увидев лучшего, я не могу сказать, что он — лучший?
Тем более, что он тут ни с кем не конкурирует. Так что в роли соперника его можно не опасаться…
Шикарно. Просто одно удовольствие, всё очень вкусно, и выбрать трудно.
Не буду обосновывать, сорри, ибо анатомировать поэзию — решительно не моё… Итак.
1 место — № 3
2 место — № 4
3 место — № 1
4 место — № 2
Что я могу сказать… здесь больше всего гармонии, мелодичности, ощущения песни.
Я долго выбирал, что из этих трёх поставить на какое место. Например, 3 и 4 — поставил бы на первое место оба. Вообще-то. Напевность, ритм и глубина — это ценно. № 1 — плавная, певучая простота. Сказать просто о важном — дорогого стоит… А № 2 — лаконично и изящно.
В общем, если это был эксперимент, то интересный.
Завитки:
…
Стрелки ажурные медленно кружатся –
Неумолимо, всю жизнь напролет.
Сутки сливаются в мелкие лужицы
И испаряются. Время идет.
…
Пружинка лопнула, потрескалось стекло,
под толстым слоем многодневной пыли
колёсики сломались и застыли.
И время вдруг на части рассеклось.
…
Ожиданьем утомлена —
то ли бредишь, а то ли спишь —
не любовница, не жена,
выпиваешь ночную тишь.
…
И солнца луч, скользя бесплотной тенью,
Рисует времени круговорот.
И бесконечно тянутся мгновенья,
Пока пружинку жизни не порвет
«Сакростическим» — это что-то новое… Неологизм личного изобретения? Гибрид сократического и саркастичного? ))
А я очень хочу тебе написать ) В рамках конкурса, хех) В стиле «Прочел я тут кое-какие конкурсные работы, но писать на них отзывы не стану, дабы людей не обижать, старались всё-таки, а вместо этого напишу я отзыв на лучшего автора МП и одного из лучших современных отечественных романистов в стиле дарк-фэнтези — а именно Ласточкина...»
И тут-то меня дисквалифицируют, и я смогу больше никому никаких отзывов не писать ))) А пиар — он всегда пиар ))
Философия — наше всё )
Да я давно хочу… и всё тот же самый чёртов дефицит времени, которое у меня измеряется корнями из отрицательных величин… А описать всю беспредельность моего восторга — это ж не только время, а и энергия требуется )
Рецензия шикарна. Давно не читал такого вкусного анализа литературного произведения. И соглашаясь с теми, кто проводит некую аналогию с Желязны, Диком и иже с ними: мне, как человеку, привыкшему к литературе высокого класса в любом жанре и в фантастике в особенности, это интересно.
Боюсь, мое понятие «нормальности фэнтези» создано как раз работами Желязны (и не только), и продолжаю считать, что нормальное — это раздвигающее горизонты, глубокое и неожиданное — и заставляющее думать и видеть новые грани. Судя по рецензии, тут такой случай и есть — что радует. Хотя сравнение с Диком (который ни разу не фэнтезист) наводит на мысль, что возможно, и здесь у нас не фэнтези, и даже не «научное фэнтези», а нежно любимое мною «альтернативное иномирье»… ну да это уже неважно )) Главное — что написана рецензия сильно и здорово и вызывает желание прочитать. А это ведь главное )