рансчеловека читать настолько же интересно, насколько унылы «Трое»? Обидно
И при этом, каждый находит у него свое.))) Ты вот нашел же Трансчеловека.)))
Тем более что он отвечает на скрытые мысли достаточно большого количества людей, которые в дань гуманизму кивают и соглашаются, но на деле имеют весьма людоедские мысли. Вполне себе биологически обоснованные, кстати сказать…
Угу. Таки да. Но если все это реализовать на практике мы рискуем получить такой режим, что Чингисхан и Гитлер покажутся милашками. Не… В теории у него очень красиво. Пафос пробивает даже меня, весьма циничную особу. Но в реальности страшные вещи из этого могут получиться. Особенно с неистребимой привычкой нашего народа опошлить и довести до абсурда самую лучшую идею. Нашему народу вообще нельзя идеи в руки давать, только издалека показывать...
А Никитин — наш современник, пишущий для молодежи и, прости меня конечно, не для самой высоколобой ее части. Еще раз: я сам не читал, потому ругать его не буду, как у него написано и насколько важна эта аллюзия — не знаю. Но твои восторги именно по этому поводу и попытка помериться носами — неа, не айс. Если кто-то не знает Жуковского сверх школьной программы, это еще не повод его в чем-то упрекать. И не повод возвеличивать писателя только потому что он — ах! — знает, да еще и аллюзии строит.
Возвеличивать — не повод. Но и говорить ему: пиши проще, а то кто-то не понимает — это айс? Да, я знаю Жуковского. А ты знаешь кучу всякого, чего я никогда не знаю и наверняка не узнаю. Все мы разные, у всех разный набор знаний и жизненного опыта, убеждений. Но почему я должна лишиться удовольствия от своих честно заработанных знаний? Мне нравятся намеки и аллюзии в книгах. Мне нравятся авторы, с которыми я говорю на одном языке. Но в мире тьма писателей, которых я не пойму. Не потому, что они плохи, а потому что я не дотягиваю. Вот вспомни НФ годов семидесятых, особенно американскую. Я пятеркой по физике в одиннадцатом классе обязана этой литературе, потому что иначе никогда бы не поняла хоть что-то о теории относительности. Да, написано было интересно. Но требовало ведь хоть какой-то логики, интеллектуальных усилий, желания разобраться и элементарнейших знаний.
Так что Никитин (тот самый Никитин, который пишет книги не томами — полками, коммерческий фантаст, один из самых коммерческих в России) — «автор не для всех» — это очень странно звучит. Твил, честно, я не самый тупой в мире читатель, но вот эти попытки мериться носами… так и подмывает тебя на каких-нибудь аллюзиях подловить.
А что такое автор для всех? Трехлетний ребенок читает сказку про Бабу Ягу… как сказку про Бабу Ягу. А взрослый человек может применить к ней понятие культурного архетипа, общности фольклора, сакрализации взросления и темы перехода в иной мир. Сказка не перестанет от этого быть сказкой, просто все видят в ней свое. Но я не хочу читать ее на уровне трехлетнего ребенка, если могу перейти на другой. Ловить меня на аллюзиях? Да ради бога!))) Я столько всего не знаю, что страшно ведь становится. Подлови.))) А можешь и носом ткнуть: вот, Твил, смотри, книга классная, но ты ее не поймешь, если не будешь знать того и того-то. И если книга мне понравится, я с радостью пойду и прочитаю подготовительный материал, а тебе спасибо скажу. Вот помнишь дискуссию по поводу МиМ? Очень многие считают эту вещь недалеким стебом и вообще юмористикой. Заметь! Я не говорю о тех, кому эта вещь не нравится. Я говорю о тех, кто считает ее примитивом. И тщетны попытки объяснить, что для понимания МиМ неплохо бы почитать Фауста. А еще Григория Сковороду. А еще кое-что знать о катарах, митраизме и христианстве вообще… А еще читать очень внимательно, потому что прочла я как-то монографию о том, почему Воланд появился именно на Патриарших и был немецким профессором. Об этой простой фразе — монографию. И было интересно до жути. А кто-то не читал. Он и не обязан, но зачем тогда говорить, что это примитив?
В мире существует далеко не только литература и даже не только гуманитарные науки. Мир широк и многообразен, и люди разные, с разными интересами и знаниями в разных областях. Все это не повод презирать кого-то за незнание проходных произведений Жуковского, названий редких орхидей, каких-нибудь мало используемых языков программирования или еще чего-то в этом роде.
Где? Ну где у меня презрение? Покажи! Я очень мало читаю НФ, потому что у меня мозгов не хватает разобраться в технических тонкостях, но никогда не скажу, что это заумь и неинтересно. Мне — неинтересно. Кому-то — самое-то, от фэнтези его мутит. Но сказать, что я кого-то презираю за то, что он меньше знает… Либо ты не понял, что я хочу сказать, либо это вообще была не я.((((
для «непосвящённого» оно превращается в нудную жвачку — а книги цикла «Трое из Леса» до «Башни-2» по-иному назвать не получается. ИМХО.
Ну, это именно что ИМХО.)) И у тебя, и у меня. Потому что я знаю людей, ни разу не обремененных высшим образованием и вообще не слишком начитанных, но с удовольствием читавших Никитина как обычную приключалку и даже вполне извлекающих оттуда какие-то идеи. Не факт, правда, что именно те, которые имел ввиду сам автор.)))
Только он не стремится научить толерантности и демократии. Скорее наоборот — он весьма красиво и жёстко их опровергает.
Вот и о том. Он и не стремится. Идеи Никитина красивы, но местами страшноваты.
Но это скорее не к Никитину претензия — его я не знаю и книг его не читал, не могу критиковать — а к тебе, которая так его рекламирует)))
А я вот не считаю, что это плохо)) Ну сам посуди. Должен ли писатель ориентироваться на тех, кто не знает? Так можно большую часть мировой литературы выкинуть в топку, потому что она построена на аллюзиях. Ну вот хрестоматийное. «Евгений Онегин» «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно прозябал, читал охотно Апулея, а Цицерона не читал...» Все! Полная психологическая характеристика юного героя, потому что я знаю и Апулея и Цицерона: стиль, содержание, эротическую и гражданственную направленность. И мне моментом понятно, что герой был юным раздолбаем, которому нравились в литературе эротика и приключения, а не нудный гражданский пафос. Но современный школьник и имен-то таких не знает, не говоря о том, на что намекал Пушкин. Так что, «Евгений Онегин» — чтиво для интеллектуалов? А может, это мы не дотягиваем? Никитин не пишет для всех, он пишет для своей аудитории, как и любой нормальный писатель. Кафка, Камю, Сартр, Джеймс Джойс не писали для домохозяек со средним образованием, предпочитающих мыльные оперы как основу культуры. До этих авторов надо тянуться, и это нормальный процесс. Вот я лет в 13 прочла «Хроники Амбера» Желязны. Получила огромное удовольствие. Стиль, сюжет, герои. Но где-то через год-два всерьез подсела на скандинавские и кельтские мифы, а потом перечитала Амбер еще раз. И это был многократно усиленный кайф, потому что теперь я поняла аллюзии. Просто и понятно должны быть написаны учебники и деловые документы, а литература никому и ничем не обязана. Человек, не читавший Жуковского, смысл эпизода у Никитина поймет, там идея на поверхности лежит. Но получить полное удовольствие от иронии автора не сможет, и это его проблемы, не автора.
А Никитин великолепен, хотя я на 50 процентов с ним дико не согласна и не соглашусь никогда. Понимаешь, это человек, не способный научить демократизму и толерантности, но способный научить жить ради идеи и умереть за нее. Но неизвестно, что нашему обществу нужнее, а два-в-одном у него не выходит и не может выйти в принципе.
Трое из леса надо читать, обладая приличными знаниями по истории, мифологии, литературе, религиоведении, обществознанию. Никитин очень часто закладывает в тексты аллюзии для посвященных, что, не зная темы, трудно оценить. Вот, например, в одной из книг есть изумительно-извращенный эпизод, где обыгрывается классическая баллада Жуковского «О том, как одна старушка ехала на черном коне и кто сидел позади». Так, по-моему, название. А многие ее знают? Все, человек выпал из понимания эпизода. И такие мины у него всю дорогу. так что «Трое из леса» куда сложнее, чем может показаться. Тут я не соглашусь, выступлю в защиту Никитина.
Друг детства. Но что-то мы во взрослой жизни потерялись. Он питерский, как бабушка умерла, так перестал приезжать, потом я уехала. А всякими одноклассниками пользоваться не умею.(((
Никитин — один из моих любимых писателей уже лет… 15 наверное. Очень интересно следить за его творческой эволюцией. Идеи у него хороши, да… Но они построены на том, что сам человек должен очень много от себя требовать, а народ этого, в массе своей, не люююбит.
Так сладко, что не насладиться.