Я уже пару лет как хотела поднять эту тему, но все не было времени. Разговор будет коротким, всего несколько соображений. И комментарии я закрою, так что кому надо ответить – велком в ЛС или создавайте свои топы. Не честно? Согласна. Но засилье красных циферок не люблю, они мне мешают.
Итак, современный плагиат. Нет-нет, не тот, о котором вы подумали. Нынче не те времена, чтобы действовать так грубо и думать, что все сойдет с рук. Фанфики тоже к плагиату не относятся, как и все их производные, поскольку авторы никогда не скрывают, что продолжают чью-то историю или пишут внутри нее. Я хочу поговорить о другом. И о других.
______________________________________
Среди писателей есть две категории людей. Первых я называют Творцами – они влюблены в литературу, в слово. Для них перо и бумага — это не способ выказать себя. Они не стремятся привлечь внимание к себе – только к творчеству, к проблеме, которая их волнует, к идее, которую хотят показать. Их, конечно же, волнует мнение читателей и коллег, бывает и огорчает, но никогда не тушит внутреннего огня. Призвание Творца, это путь служения, на котором нет места гордыни. Такие люди никогда не идут путем плагиата – они над тенденциями, мнением большинства и рациональным расчетом. Недаром многие поэты и прозаики прошлого сравнивали себя с пророками. В каком-то смысле, если человек честен с собой и миром, так оно и есть.
Вторая категория – это Дельцы. Люди, которые умеют писать, иногда любят свою работу, но изначальный посыл которых – это личная слава. Не в громком смысле, нет. Им достаточно лайков, комментариев, читателей. Они без этого не могут и смысла не видят писать. Им нужно внимание. Для них творчество – это служение себе. Терапия. Возможность реализовать свои фантазии. Способ угодить кому-то. Что угодно, но не служение. Вот они-то, Дельцы, и занимаются чаще всего тем, что я называю современным плагиатом. Распознать его очень легко, потому что Дельцы не могут придумать что-то свое. Их творчество – это отголоски увиденного и услышанного, пропущенного через призму целесообразности. Вот ругают красивых героинь – Делец будет писать про дурнушку. Говорят коллеги, что хэппи энд – банально? Делец напишет роман с открытым концом или всех убьет и будет при этом на каждом углу кричать, что он дескать не такой, он мрачный, страшный Байрон. Амплуа Дельца – маска, меняющаяся в угоду общества. Модно станет писать эротику – он начнет ее писать. Пройдет мода – его герои будут ходить в парандже. Дельцы не брезгуют даже удачные названия романов переиначивать и присваивать – они похожи на сорок. Плохо ли это? Нет. Любое дерево отбрасывает тень. Дельцы – это тени Творцов. Солнце зайдет, и тени исчезнут. А пока день – кому-то, кто природу не любит, она нужна, чтобы не изжариться на солнце. Людям легче смотреться в лужу, чем в колодец, потому что в луже собственное отражение кажется частью мозаики, а глядя в колодец можно остаться наедине с самим собой и сделать много нелицеприятных открытий.
Самое интересное, что некоторые Дельцы изо всех сил пытаются вырасти в деревья, но увы. Нельзя расти тому, что не имеет корня, а корень всегда в правде. Писатель не может и не должен лгать миру, читателю и себе. Его слово, какое бы оно не было острым или наоборот мягким – правдиво. И в этом его сила.
Напоследок отмечу, что состояние Творцов-Дельцов не статично и, увы, первые иногда могут перейти во вторые и вторые загореться и пойти другим путем, став первыми. Такое тоже бывает, если человек о корнях вспомнит. Как бывают и честные Дельцы, которые хотя бы прямо говорят — да, я такой и делают свою работу качественно. Честность, даже в обмане — всегда похвальна.
За сим откланиваюсь.