Гуляя по всяким ЖЖ, наткнулся на текст, который мне показался интересным в пику недавнего диспута про скачивание книг с торрентов. Текст спорный, но заслуживает мнения.
ДЕНЬГИ КАК МЕРА ВОСТРЕБОВАННОСТИ АВТОРА.
Все писатели любят получать деньги за свой труд. Это факт. Который, порой, страшно удивляет читателей, уверенных в том, что писатель это помесь отшельника с проповедником, что несет в мир свои гениальные идеи посредством нехитрого набора печатных знаков. И, конечно, должен быть счастлив просто от того, что на его потуги кто-то обращает внимание.
Открою два секрета. Первое — такие люди действительно есть, их гениальными идеями завален интернет, и они действительно счастливы. Они получают удовольствие от процесса написания печатных знаков, но мало кто получает удовольствия от чтения этих самых знаков. Этих людей называют по-разному. Иногда даже писателями. Заметка не о них.
Второе – Настоящий писатель всегда хочет денег. Не верьте тому писателю, который утверждает обратное, – он или кривит душой, или просто называет деньги другим словом. Потому что «деньги» — это только слово.
Что такое деньги? В наш век, в привычном для нас мире, деньги стали самостоятельным предметом, идеей фикс, этаким реальным предметом – железным или бумажным. И мало кто помнит, что, собственно, деньги, это просто идея, некая условность, что позволяет людям свободно обмениваться предметом своего труда. Деньги – это иллюзия, деньги – лишь условный символ для выражения ценности чего либо. И изначально они были придуманы лишь для удобства обмена.
Например – сапожник делает сапоги. Сапог у него много, но ему нужен хороший глиняный горшок. Сапожник идет к горшечнику и говорит – махнемся? Я тебе сапоги ты мне горшок… А тот отвечает – иди к черту, у меня сапог как грязи. Зато мне нужен хороший стул. Сапожник идет к плотнику, пытается выменять у него сапоги на стул, который он потом отнесет горшечнику… Думаю, не надо продолжать, основы экономики все помнят – для ликвидации такой цепочки квестов и использовались общепринятые ценности вроде драг металлов, специй, а в некоторых случаях, даже ракушек. Но таскать золото с собой неудобно, появились чеки, подтверждающие, что их обладатель, в принципе, может сделать что-то ценное, полезное другим. А потом уж появились деньги – чеки с заранее определенной стоимостью. Экономисты, наверно, скрипят зубами от моего чудовищного объяснения – простите, товарищи, экономисты, не хочется раздувать объем текста, давайте сойдемся на том, что я сильно упростил объяснение для его доступности широким массам.
Подведем же промежуточный итог – таким образом, деньги это не предмет, не товар, это выражение стоимости товара, это измерение единицы труда, затраченного создателем сапог для создания своего товара. И это выражение ценности своего труда, он может обменять на труд другого человека, скажем горшечника. Возникает закономерный вопрос, а причем тут вообще писатели?
А при том. Мое утверждение теперь звучит так – все писатели любят, когда их труд оценивается трудом другого человека. Не просто любят, они жаждут этого, жаждут знать, что их труд так же ценен, как труд сапожника, и что они не напрасно вкладывают свою жизнь, свои силы, в перебирание печатных знаков. Таким образом, слово «деньги» для автора означает ПРИЗНАНИЕ, настоящее, не мимолетное, подкрепленное ответным трудом читателя. Как так? Да вот так.
Автор пишет книгу. Сидит, работает, напрягает извилину, мучается морально, зарабатывает гастрит, разлитие желчи и плоскостопие. Иногда язву – от нерегулярного питания – или проблемы с давлением от сидячей работы. А то и профессиональную болезнь – алкоголизм. Допустим, он работает полгода. В результате получается предмет, назовем его книга, который представляет некоторую ценность для других людей, что желают развлечься. Но какую ценность? Насколько она велика? Хорошо получилось, или плохо? Куда двигаться дальше? Вот какие вопросы волнуют автора. Как это выяснить? Как узнать настоящую цену своему полугодичному труду? Чтобы по-настоящему, а не так, — мама похвалила, да бывшая школьная учительница сделала всего одно замечание насчет слова кАрова?
Определить ценность труда автора очень просто – предмет этого труда надо выставить на обмен. Обменяет ли сапожник свои лучшие сапоги на эту книгу? А горшечник – свой лучший горшок, над которым он бился целый месяц? А столяр – выставит он взамен стол из красного дерева, или сосновую табуретку, собранную в алкогольном угаре после встречи нового года?
Секрет в том, что оценка твоего труда заложена в труде другого человека. Любая вещь имеет ценность только тогда, когда ради ее получения другой человек должен (и хочет) потрудиться. Писатель лишь меняет свой труд на ваш труд. За полгода своего труда он просит у читателя… ну сколько – одну десятую часть его месячного труда? Одну сотую? Сколько будет готов горбатиться за станком сапожник, чтобы получить труд писателя? Час, два, день? Вот сколько готов горбатиться он – столько и стоит труд писателя. И эта оценка единственная, самая точная. Нахаляву и уксус – сладкий. Отдай бесплатно эту штуку сапожнику – тот может и похвалит. Может и поругает. Но цена этой оценки – ноль, потому что сапожник ничего не теряет, получив бесплатно чужой труд. А вот если бы ему пришлось горбатиться час или два, чтобы он сказал? И вот это мнение уже и есть самая высокая ценность для автора – потому что она правдива. И если сапожник вкалывал час, чтобы получить книжку автора, а потом сказал, что в следующий раз будет вкалывать аж два часа за новую книгу – вот это и есть то самое ПРИЗНАНИЕ. Настоящее. Подкрепленное настоящим фактом труда другого человека. Не хочет сапожник вкалывать за новую книгу? Все сапожники мира не хотят? Ну, может тогда что-то пора менять самому автору. Начать писать, например, для менеджеров по логистике. И это тоже будет – точная и верная оценка от сапожников, что, безусловно, поможет автору двигаться в нужную сторону.
Писатель обменял свой труд на труд другого человека и только это имеет ценность в нашем мире.
Но сапоги у нас сейчас не особо в ходу, да? Сапожник, для универсальности, берет за свой товар деньги. И автору понесет не сапоги, а те самые листочки-денежки, в которых выражается его труд. А писатель, когда ему понадобятся сапоги, понесет эти денежки обратно сапожнику, таким образом признавая мастерство сапожника. Так что, все это опять возвращает нас к деньгам.
Итак – любой писатель жаждет денег, как меры выражения востребованности своего труда у читателей. Вот как теперь звучит этот тезис.
И, поверьте, ни один настоящий писатель никогда не обменяет драгоценную молчаливую копейку упавшую на счет от простого сапожника, который ВЛОЖИЛ СВОЙ ТРУД в эту копейку, на огромную хвалебную статью в интернете от того, кто скачал бесплатно. Это не делает книгу Хорошей или Плохой, это совсем другие категории оценки. Это делает книгу – и самого автора – востребованным. Это лучший комплимент автору, какой только бывает.
Речь, конечно, не идет о тех людях, что стремятся осчастливить все человечество своими гениальными идеями – совершенно бесплатно. Они хотят вовсе не подтверждения ценности своего труда, они хотят совершенно другого. Чего – задайте этот вопрос им.
И теперь, прежде чем упрекнуть очередного писателя в ЖАДНОСТИ, быть может, вы на секундочку задумаетесь, может в жадности следует упрекнуть Вас? Да, того самого сапожника, что не хочет обменять час своей работы (а то и 15 минут) на полугодовой (а то и десятилетний) труд автора? Или, может, в жадности следует упрекнуть десяток перекупщиков, благодаря которым цена на труд автора возрастает процентов так на сто, а то и двести?
Писатели, читатели, художники, редакторы, верстальщики, сапожники — будьте счастливы. Цените труд других людей, и они начнут ценить ваш.
ссылка на оригинал gringrin.livejournal.com/502564.html
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.