Навеяло
 
Petr

Навеяло

+15

Доброго всем времени суток. Прошу не ругаться последними словами, но объект моей рецензии в этот раз будет не совсем обычен. Дело в том, что днями просмотрел я широко разрекламированный и активно продвигаемый сериал «Спящие». Почему именно здесь хочу поговорить о нем? Да потому что автором сценария в этом проекте выступил Сергей Минаев – «светоч современной русской литературы». Можно по-разному относиться к его творчеству, но то, что он известный, раскрученный писатель – бесспорно. И все, что я скажу о сериале ниже, касается именно работы Минаева как сценариста. Я не буду затрагивать вопросы актерской игры, операторской работы, режиссуры и прочие чисто кинематографические вещи. Меня интересует исключительно сценарий.

 

Идея

Начнем с идеи, как главного, на чем нормальные люди строят фильмы и литературные произведения. В общем-то, это единственное более-менее светлое пятно. Более-менее. Идейная база – нормальная. В том смысле, что она есть и это для нынешнего российского кино и литературы уже большой плюс. Идея спорная. Многие не согласятся с посылом создателей, кто-то будет от него в восторге. И это нормально, так и должно быть.

В центре противостояние двух идеологий, двух взглядов на будущее развитие России. Одна часть героев, главным образом, представители ФСБ, отстаивают закон и порядок, считая, что ради спокойствия, стабильности можно пожертвовать внутренними свободами. Их оппоненты представлены той частью общества, которую нынче принято называть либеральной. Это журналисты, общественные деятели и элитная тусовка. Они считают, что ради некой абстрактной свободы можно жертвовать национальными интересами и даже помогают иностранным спецслужбам в надежде на то, что это подарит им ту самую долгожданную свободу. Каждый из подобных персонажей в итоге приходит к краху собственной мечты. И это показательно в плане отношения автора к своим героям. Чувствуется, что Минаев душой и сердцем на стороне персонажей первой категории. И хотя он пытается оправдать «либералов» тяжелым прошлым или благими намерениями относительно будущего, выглядит это все притянутым за уши. Мне показалось, что автор не моделировал героев, как это принято делать, а сначала придумал им сюжетную нишу, расписал их ходы и действия исходя из необходимости толкать вперед развитие событий, а потом уж попытался найти оправдание, чтобы злодеи не выглядели столь уж злодейскими.

Диалоги

Спорам между представителями двух лагерей посвящена большая часть эфирного времени. По сути, весь сериал это длинные, местами занудные «терки» между персонажами относительно того, каким путем должна идти Россия. При этом диалоги такие натужные и надуманные, что, честное слово, слушая очередную беседу двух антагонистов, я для каждого из них предугадывал 9 доводов из 10. Все это было настолько предсказуемо, настолько на поверхности, что ни одному повороту в этих разговорах я не удивился.

Жанр

Из сказанного выше о затянутых диалогах вытекают следующий косяк – жанровая не определенность. Изначально «Спящие» были заявлены как шпионский детектив, но все эти частые и долгие разговоры привнесли изрядную долю социальной драмы. Причем, основа для нее была и очень хорошая. Крепкая могла бы получиться драма, если бы ее разработке уделили больше внимания. Но господин сценарист метался между детективом, поиском шпионов и социальной основой. В итоге ни одна из составляющих не получилась как следует.

Разговоров «за жизнь» оказалось так много, что на определенном этапе развития сюжета шпионско-детективная линия отходит даже не на второй план, а куда-то еще дальше. В какой-то момент, примерно в середине сериала, мне хотелось крикнуть ГГ: ау, господин полковник ФСБ, у тебя спецагенты ЦРУ под носом орудуют, убийства, похищения, враги готовят массовые теракты, срыв важного государственного мероприятия, до часа икс осталось всего ничего, а ты, б:-[ь, о чем думаешь? Хоть на чуток отвлекись от баб и выяснения личных отношений. Займись делом, ты Родине нужен.

Сюжетные дыры

Я всегда был не высокого мнения о способностях господина Минаева, но эта его работа превзошла самые черные ожидания. Это просто обширная коллекция нестыковок, глупых штампов и несуразиц. Лучше всего это продемонстрирует одни пример, но, сразу предупреждаю, это будет спойлер, поэтому если кто-то до сих пор не посмотрел данный шедевр и горит желанием сделать это, лучше пропустите следующий абзац.

Итак, некий загадочный агент Этан в капюшоне, который скрывает его лицо от зрителя, встречается с известным оппозиционером Асмоловым и передает ему важные секретные документы о коррупции в рядах ФСБ. Чуть позднее, после того, как Асмолов на пресс-конференции заявляет о наличии у него крутого компромата, некто Журавлев – известный журналист, договаривается с Асмоловым об интервью. Они встречаются, беседуют. Далее, уже ближе к концу сериала выясняется (барабанная дробь), что загадочный Этан и Журавлев – одно лицо. При этом, когда Журавлев встречался с Асмоловым буквально сразу после встречи Этана и Асмолова, последний не узнает в Журавлеве Этана. Как??? Как такое возможно? Асмолов что, слепой? Или у Этана-Журавлева волшебный капюшончик, который настолько меняет его внешность и голос?

И таких глупостей можно насобирать несколько десятков, не меньше. Конечно, можно найти всему этому оправдание. Но на самом деле главная причина – пофигизм Минаева как автора сценария и остальных создателей. Они то ли кроили сценарий в процессе работы и забыли о встречах Этана-Журавлева с Асмоловым в самом начале. То ли понадеялись, что зритель к моменту выхода главного злодея из тени забудет и не обратит на это внимания. А может, решили, что обратит, но все равно схавает. Так или иначе это наплевательское отношение породило массу глупостей и сюжетных дыр размером с Америку.

Д – достоверность

Но главное, отчего у меня буквально пригорело, это достоверность, с которой изображена работа спецслужб. Боже мой, неужели трудно было найти нормального консультанта? Чекисты здесь словно школьники, которые кроссворд разгадывают. И ладно, если б Минаев делал сценарий для легкого боевичка, изначально не претендуя на достоверность. Но ведь здесь было заявлено, что все основано на реальных событиях и максимально приближено к действительности. Господин Минаев, вы серьезно?

Ох уж мне эти «гениальные» тончайшие, и главное, реалистичнейшие приемы, когда, рассматривая видеозапись террористов, полковник семи пядей во лбу обращает внимание на окно за их спиной и дальше по кусочку плаката, который там виден, путем нехитрых логических рассуждений разоблачается задуманная врагами операция.

И ведь на таких ходах строится все расследование. Перед нападением исламистских боевиков на посольство России в Ливии полковнику ФСБ (герой Петренко), который отвечает за эвакуацию сотрудников, представляют левого чувака из другого ведомства, не дипломата и говорят, мол, он владеет важными документами и его тоже нужно доставить в Россию вместе со всеми. Это одна из задач полковника ФСБ. В ходе боя левый чувак гибнет, чемоданчик с секретами испаряется и полковник ФСБ (полковник, Карл, полковник) вспоминает об этом обстоятельстве лишь спустя туеву хучу времени, уже находясь в России и расследуя совершенно другое дело, которое счастливым образом оказывается связано с ливийскими событиями. Ну, просто не полковник спецслужб, профессионал высокой пробы, каким его позиционируют весь фильм, а Маша-забываша, рассеянный с улицы Бассеинной.

Если собирать большие и малые ляпы, то рецка займет не меньше 20 вордовских страниц, честное слово. Ну, черт возьми, чего стоит одна только сцена, в которой сознательный гражданин приходит к подполковнику полиции с сообщением, что некий непонятный субъект купил 100500 металлических шариков для рогатки. И подполковник (а до этого его характеризовали, как суперкрутого спеца, десяток громких раскрытий, три десятка задержаний опасных преступников и т.д.) битый час не может взять в толк, что в этом такого подозрительного. А говоря проще, откровенно тупит. Много шариков купил? Ну и что, может он из рогатки стрелять любит. Такими шариками кустарные бомбы начиняют? Как это? Я никогда о таком не слышал. Блин, я когда эту сцену смотрел, мне в голос орать хотелось.

Апогей бреда наступает, когда ФСБ каким-то волшебным образом выясняет, на какой именно номер пришел звонок, активировавший бомбу в ресторане. Как? Более того, они по остаткам телефона (а судя по взрыву, который нам показали, остатки должны быть в виде мелкой плавленой крошки), определяют, кому, какому конкретному человеку принадлежал телефон. Не номер, а именно сам аппарат!!! Занавес, тушите свет.

В кульминационной сцене сериала на площади, где собрался митинг, раздается взрыв. До этого зрителю устами агентов ЦРУ сообщили, что это будет обманка, хлопушка, заложенная в стороне, а настоящую мину заложат непосредственно в толпе. Потом нам показывают в панике бегущих митингующих и террориста, замаскированного под медработника, который идет оказывать помощь раненному. При этом раненный лежит в центре площади, метров за двести от того места, где взорвалась отвлекающая хлопушка. Как она его вообще ранить могла? Если могла, то почему раненный только один-одинешенек при таком-то скоплении народа? И какой смысл террористу закладывать бомбу на площади, с которой все уже убежали? А как вишенка на торт в конце всей этой заварухи главная героиня, гражданская без каких либо полномочий, спокойно проходит через оцепление ФСБ на место теракта, чтобы со слезами повиснуть на шее ГГ.

В целом, то, как изображена работа спецслужб, ясно говорит о том, что гуманитарий Минаев понятия не имеет об этом. Даже малейшего, элементарного. Более того, он даже не стремился к правдоподобию. Ведь если б хотел, можно было легко нанять консультанта или найти соответствующие материалы в сети, изучить, подготовиться. Но зачем? Главное, бабки освоить, а дальше – хоть трава не расти.

Эпилог и навеянное

На этом, пожалуй, остановлюсь. Ибо теперь бесконечно я могу делать четыре вещи: смотреть на огонь, воду, как работают другие и высказывать возмущение очередным шедевром отечественной киноиндустрии. Конкретно этот сериал я бы охарактеризовал как весьма слабая реализация весьма претенциозной конъюнктурной идеи. Господин Минаев не озаботился реалистичностью придуманного им сюжета, не потрудился слепить нормальных персонажей, представление о работе спецслужб строится на заезжаных штампах из голливудских фильмов далеко не первой пробы, действия агентов ЦРУ и офицеров ФСБ, полиции выглядят смешными и нелепыми, а затянутые диалоги очень поверхностны и предсказуемы.

В связи с этим у меня возник вопрос: это и есть уровень современной литературы? Ведь автор сценария признанный профессионал, обладатель премий и довольно популярный писатель, продавался большими тиражами. И такой «мастер» сляпал такую поделку!!! А с другой стороны, стоит ли так ругать Минаева? Ведь спрос рождает предложение. А по восторженным отзывам многих зрителей, сериал понравился, то есть спрос на это есть, а значит, должно быть и предложение. И вот как быть в этой ситуации творцам, талантливым и не очень? Удовлетворять спрос, создавая недоразумения типа «Спящих», или идти против течения, в надежде сломить тренд. Это вообще возможно? Может ли выход N-ного количества добротных произведений перевесить, затмить океан «шехуи» и повлиять на общий «спрос»?

 

P.S. Финал у шедевра открытый. И что-то подсказывает мне, что создатели сделали это намеренно. Так что очень может быть, в ближайшее время мы увидим продолжение, действие которого уже будет разворачиваться на Украине. Если, конечно, у Минаева и Ко не проснется совесть. Но проснется ли?

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль