Одна знакомая писательница пожаловалась мне, что переписывает некоторые сцены (начало) романа несчетное количество раз, но то, что получается, ей самой не нравится. Я поделилась с ней своим рецептом того, как выхожу из подобных ситуаций. Возможно, еще кому-то пригодится.
Для начала скажу, что я себе доверяю (и другим советую). Если сцена мне нравится — я ее не трогаю. Не проверяю, не стараюсь понять, как она работает, есть ли там конфликт и пр. Тут действует правило программеров — «работает — не трогай»)))). Формально она может быть «неправильной», то есть, не соответствующей хорошим правилам, которые я читала в разных руководствах, но если есть чувство, что она такая, какая надо — все ок.
Если же я сама, лично чувствую, что пошел «тухляк», я применяю реанимационные меры. Для меня это как дефибриллятор.
Я работаю не с глобальными сценами, а с маленькими, локальными. Например, есть у нас сцена, в которой разговаривают две подруги. Нам эта сцена нужна, чтобы рассказать, что от одной ушел муж.
Если я чувствую, что сцена затянутая, вязкая, неинтересная, то я проверяю ее на конфликт.
Обратимся к нашему примеру. На первый взгляд, конфликт есть: от человека ушел муж. Но это ее внутренний конфликт, он не затрагивает вторую подругу! Тогда, чтобы «собрать» сцену, нам нужно ввести туда конфликт.
Немного меняем полюса. Например, пусть подруга слушает, а сама думает: вот дура, не смогла мужика удержать. Тогда брошенка наша будет подсознательно защищаться: не я дура, это он — подлец.
Или: брошенка своего мужа защищает, мол, я сама виновата, а подруга, наоборот, кричит: «Да как ты можешь оправдывать эту скотину!»
Мне конкретизация локального конфликта помогает в 100% случаев. Как только вводишь конфликт, сцена собирается. К тому же, это дает возможность показать характер персонажей, не тратя лишних слов.
ВАЖНО!: конфликт не должен быть размыт или «примерно понятен». Он всегда должен формулироваться очень четко: чего хочет один, чего — второй, и где их желания сталкиваются.
Наш пример: Брошенка хочет доказать, что ее муж не такой уж плохой, подруга хочет, чтобы она перестала жалеть и поняла, с какой скотиной жила. И оценка мужа — тот пункт, где между ними летят искры.
П.С. Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих почитать мой новый роман "Мельник", черновик которого выложен в Мастерской.
UPD. Господа, обратите внимание: этот топик посвящен описанию способа, которым можно бороться с нужными, но, на ваш взгляд, неудачными сценами в романе. Я не провозглашаю его панацеей и не настаиваю на том, что способ подойдет всем. Но очень советую: попробуйте. Конфликт — это важно. Конфликт — это то, что всегда захватывает внимание читателя.
Если есть проблема с тем, как начать (именно начать!) роман, я могу подумать и написать еще один пост. Самой приходилось преодолевать эту проблему и некий опыт уже накоплен.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.