Этот топик вызвал прямо какую-то бурю неадекватную на АТ. Но мне, видно, мало, я его и сюда еще принесу ))
В рамках конкурсов «Фантастический прорыв» и ККП-2017 собираюсь писать рецензии, и не одну, а по три-пять, как минимум. Поэтому хочу вот тоже свое мнение выразить и рассказать, чего следует ждать от рецензнента-меня.
Я всерьез полагаю, что рецензии пишутся не для того, чтобы помочь автору что-то там улучшить. И не для того, чтобы за счет автора самоутвердиться. И уж подавно не для редактуры, корректуры или непосредственно рекламы текста.
Смысл рецензии — попытаться понять, что же вычитал рецензент в произведении, какие идеи там нашел и какие формы эти идеи так славно донесли, что их удалось обнаружить. Классно, когда рецензия интересная, вызывает живые эмоции и желание содержательно подискутировать о предмете, и плохо — когда читать ее скучно, а после прочтения нечего сказать.
У меня, как у рецензента, есть ряд правил:
1. Просьба автора
Не люблю. Я сам выбираю, на какое произведение писать. Это как минимум избавляет обе стороны от взаимных неудобств: автора — от просьб, которые могут быть не услышаны, и потом — от неловкости, если рецензент все же просьбе внял, а текстом отравился. Рецензента — от обязательства читать скучный ему текст и тратить на него личное время. Лучше сам выбрал — сам и получил, что выбрал. Это честно.
Человек слаб, и порой я соглашаюсь что-то прочитать и отрецензировать, если меня по-доброму просят. Но потом чаще всего жалею. Так что эту практику обязуюсь сократить до минимума или вовсе изничтожить.
2. Объективность
Объективность — это фантастика, друзья мои. А у нас тут хоть и прорыв в эти сферы, но уж в такой прорыв я не верю.
Поэтому: обещаю приложить все старания, чтобы максимально абстрагироваться от личности автора. Это даст — надеюсь — хоть какой-то результат приближения к объективности и бесстрастности в личных отношениях автор-рецензент.
Но вот к тексту, к истории, к ее форме и содержанию никакой объективности не обещаю. Больше того: считаю ее не только невозможной, но и крайне вредной. Главное же что? Главное: понравилось или нет. И уже следствие: почему понравилось или почему нет. Это крайняя форма необъективности, потому что вот если, скажем, роман написан кривым языком, с нарушением правил композиции, одним диалогом (действием, описаловкой) или, напротив, совсем без диалогов (действий, описаний); герои нелогичные, обстоятельства абсурдные, а темы неактуальные… но все равно нравится! И прочел с горящими глазами, и еще хочу! Значит, что? Значит, объективные правила — чушь, а роман отличный. Из этого я и собираюсь исходить.
3. Содержание.
Во всяких публикациях, посвященных конкурсу, есть в том числе и план написания рецензии. Это статья авторства Фиал, насколько я помню, написанная для Конкурса крупной прозы два года назад. Так вот, Фиал — большая умница, это без вопросов, но она все-таки имела ввиду не обязательную форму, а примерную. План в помощь тем, кто чувствует себя недостаточно уверенно.
Я в этом смысле вполне в себе уверен. Поэтому считаю, что рецензия должна рассказать: а) о чем произведение; в) какие мысли и чувства появились у рецензента в связи с произведением; с) что и как сделал автор, чтобы всего этого добиться, или иначе: какие формальные качества произведения привели рецензента именно в эти чувства и к этим мыслям. Все! Если это есть — рецензия удалась.
И спойлеры. Вот я, грешным делом, считаю, что рецензия без спойлеров — болтология ни о чем. Потому что как можно сказать, о чем это произведение по сути своей, не рассказывая, о чем по сути своей это произведение? Я не знаю. А вы?
И последнее:
4. Эмоциональность
Уж куда мне-то с моим пафосом без этого! Рецензии мои как правило очень эмоциональны, и спорю я азартно, да. Что есть — то есть. Но ведь иначе-то — зачем? Человек безэмоционален — значит, ему это скучно. А, как известно, в литературе все жанры хороши, кроме скучного.
Так что могу обещать лишь одно: проявлять эмоции только в отношении текста романа или текстов рецензий оппонента. Если вдруг меня занесет в эмоции в отношении самих авторов и оппонентов — укажите мне на это. Я исправлюсь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.