Как определить целевую аудиторию.
 
Козырь Светлана

Как определить целевую аудиторию.

+7

Целевая аудитория

 

Автор: Эльвира Барякина

 

Прежде, чем вы займетесь поиском издателя, вам надо разобраться со своей целевой аудиторией (ЦА).

 

Авторам нелегко справиться с этой задачей. Многие уверены, что их книга предназначена «для самой широкой аудитории». Между тем 37 % россиян вообще не читают книг, а 52 % никогда их не покупают. То есть о «самой широкой аудитории» говорить не приходится.  

 

Покупателей художественной литературы можно условно поделить на следующие категории:

 

• книгоголики, которые не могут не читать. У них есть любимые серии, и они постоянно приобретают новинки. Качество их не очень волнует: главное, чтобы роман соответствовал жанровому стандарту;

• эстеты, которые тщательно выбирают очередную книгу и никогда не опускаются до низких жанров;

 

• люди, которые обычно не покупают книги, но в принципе готовы раскошелиться на что-то интересное и/или модное. Их девиз: «Все читают и мне придется». Если автору удается зацепить эту категорию, то его произведение становится бестселлером;

 

• путешественники, которые покупают книгу в дорогу;

 

• родители, покупающие книги для детей;

 

• люди, приобретающие книги в подарок;

 

• коллекционеры.

 

Покупателей нон-фикшн можно поделить следующим образом:

 

• специалисты, нуждающиеся в профессиональной литературе;

 

• люди, желающие изменить к лучшему свою жизнь и ищущие советы в книгах;

 

• родители, покупающие детям обучающую литературу;

 

• люди, имеющие то или иное хобби и интересующиеся книгами по данному направлению;

 

• люди, занимающиеся самообразованием;

 

• люди, испытывающие спонтанный интерес к той или иной теме;

 

• люди, покупающие книгу в подарок;

 

• люди, покупающие книги для оформления интерьера (речь идет о дорогих фотоальбомах, редких и подарочных изданиях);

 

• коллекционеры.

 

Большую роль играет место жительства. Например, книги, описывающие высокие технологии, будут хуже продаваться в сельской местности. В некоторых случаях на продажи влияют идеологические воззрения или религия — параметров может быть довольно много.

 

Интересную концепцию предлагает писатель Нелли Мартова:

 

Очень условно читателей и писателей можно разделить на статиков и динамиков, логиков и мистиков.

 

Динамики предпочитают одно сплошное действие, статики любят красивые описания. Логикам нужно, чтобы все события в романе происходили строго последовательно и имели четкие, понятные объяснения. Мистикам подавай непознаваемое, неожиданное, таинственное, интуитивное, то, что в рамки логики не укладывается.

 

Логики не понимают мистиков и наоборот. Динамики не понимают статиков. Когда мы пишем роман или рассказ, надо учитывать, на какой тип читателя он рассчитан. Аннотация, название книги, пиар-кампания должны быть ориентированы на этот же тип людей.

 

Если вам отказывает редактор, не спешите расстраиваться. Может, он любитель логики, а вы ему мистику послали. В жанровой литературе такое реже случается, а вот в мейнстриме — запросто.

 

Ниже приведен опросник, который поможет вам определиться с ЦА:

 

1. Какую пользу приносит ваша книга? Кому?

2. Какие интересы имеют ваши читатели?

3. Ваши читатели привязаны к какому-то географическому региону?

4. Какого пола ваши читатели?

5. Имеют они какой-либо особый признак? (например, читатели книги о похудении должны иметь лишний вес; читатели книги об устройстве на работу — должны искать новую работу и т.п.)

6. Читатели какой возрастной группы будут интересоваться вашей книгой?

7. Что насчет национальности, вероисповедания и политических убеждений?

8. Какой доход имеют ваши читатели?

9. Какое образование?

10. Какие СМИ (в том числе в интернете) читают потенциальные покупатели вашей книги?

 

Надо описывать только ядро ЦА: тех людей, которые не только читают книги, подобные вашей, но и покупают их, ибо от читателей, скачивающих все в интернете, нет толка ни издателям, ни писателям. Понятное дело, что будут случайные покупки; вполне возможно, что начнет работать «сарафанное радио» и тогда книгу приобретут люди, весьма далекие от ядра ЦА. Но «волну» могут запустить только те, кто целенаправлено охотятся за произведениями вашего типа.

 

Пример разбора целевой аудитории:

 

Пол: женщины.

 

Возраст: 25-50 лет.

 

Место жительства: крупные города.

 

Образование: высшее.

 

Социальное положение: офисные работники с высоким и средним доходом.

 

Читательские предпочтения: высокая начитанность в классической литературе, интерес к истории. Свободная ориентация в книгах с многоплановым сюжетом и большим количеством героев. Женщины, входящие в ЦА, регулярно покупают книги, считают, что у них есть литературный вкус. Предпочитают классику и современных маститых авторов, в том числе зарубежных. Не покупают серийную литературу, к модным книгам относятся скептически, тем не менее активно интересуются новинками. При выборе книг прислушиваются к уважаемым лидерам мнения, а так же к рекомендациям избранных друзей и родственников. О новинках узнают по выкладкам в книжных магазинах и шумихе, поднятой в интернете. Высокий эффект может дать наружная реклама.

 

Интересы: саморазвитие, личные отношения, карьера, интернет, искусство с претензией на высокий класс — театр, литература, кино, живопись.

 

Из СМИ предпочитают журналы «для ума» с проверенной репутацией, а также профильные издания. К рекламе отношение сдержанное, в особенности, к телевизионной.

 

Женщины, принадлежащие к ЦА, хотят быть «не как все», тяготеют к увлечениям, которые подчеркивают их социальный статус, карьерные и личностные достижения.

 

Ценность книги для ЦА: переживание сильных эмоций, развлечение, новая информация.

 

Конкурентные преимущества:

• уникальная тема, которая раньше не поднималась в русскоязычной литературе.

• достоверность и тщательное исследование фактов. Материалы для романа собирались в ***.

• подача материала — стилизация под классический русский роман. Игра со стилями — от сказа до хроники.

• высокая эмоциональность текста.

• готовность NN (фамилия известного человека) написать рецензию для обложки.

 

Если вы четко понимаете, кому адресуется ваша книга, вам намного проще выбрать издательство. Вы уже не станете делать веерную рассылку, тратить силы и нервы на переговоры с издателями, которые если и выпустят ваше произведение, то в неправильном оформлении, а потом начнут рекламировать его не тем людям.

 

Вы сосредоточите усилия на фирмах, много лет работающих в выбранном вами сегменте, и быстро найдете общий язык с редакторами: ведь им нужны именно такие авторы, как вы.

 

Оригинал здесь — www.avtoram.com/index.php?razdel=3&article=16

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль