Описание. Сколько уже про него сказано и написано. Как его писать, сколько оно должно занимать места, какие слова в нем нужно использовать — этому посвящены многочисленные тома учителей разной степени полезности.
При создании описания прежде всего лучше определиться с некоторыми моментами. Так, главный вопрос — для чего оно тут нужно. Основные функции описания:
описание обстановки;
создание настроения;
формирование отношения;
набор нужного количества знаков;
необходимость разбавить повествование для снижения “накала страстей”.
Подобное деление довольно условно. Никто не запрещает в описании географии, используя нужные слова, создать у читателя впечатление о жителях, как о редких злодеях, при этом донабрать нужное количество знаков и заодно дать отдохнуть читателю от предыдущей сцены с героическим уничтожением одним махом двух сотен злодеев главным героем.
Для выполнения каждой из этих задач используется свой инструментарий. Смысла углубляться в каждый прием, который может быть применен, я не вижу. Готовых схем для написания гениальной нетленки всё равно не существует. Тут и экспрессивные или нейтральные построения, рисование плана, вычерчивание схем, тайминг, психологические портреты и т.д и т.п…
В ходе продолжительных ломаний копий выстроились несколько универсальных советов.
Описание обстановки должно быть достаточным, не стоит перегружать его подробностями, которые в сюжете не используются, но при этом необходим эффект погружения, чтобы читатель смог в случае необходимости представить всё что хотел автор.
Описание может создавать у читателя те или иные чувства, хочешь запугать читателя — добавляй неопределенности в описании, нужно создать лиричное настроение — добавляй романтических мелочей и т.д.
С описанием человека тоже может выйти что-то интересное. Даже в учебниках криминалистики иногда отмечают как зависит описание от человека. То есть одно и то же можно описать по разному и от этого зависит то впечатление, которое произведет персонаж.
Количество знаков. Тоже важный фактор в деле описания. Иногда издательства рогом упираются в количество, вот вынь да положь им 10 (20, 30, 100, еще сколько-то там) знаков, потому как формат требует. И самое простое — это разбавить произведение нейтральными описаниями.
Нейтральные описания кроме количества знаков несут еще одну полезную функцию — “разряжают” обстановку. Постоянно держать в напряжении читателя — это прямой путь к преждевременному утомлению, читать такое можно, но сложно.
А вы как относитесь к описаниям? Как их пишете? На что обращаете внимание в чужих произведениях? Давайте пообсуждаем этот довольно интересный элемент книгостроения.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.