Судейские впечатления. Фэнтези-2017
 
Анна Михалевская

Судейские впечатления. Фэнтези-2017

+25

В самом разгаре романный конкурс «Фэнтези-2017». В этот год я участвую в нем на правах судьи. Пока идет преноминация и отбор топ-12, просмотрен пятьдесят один роман и написано столько же отзывов. Но в который раз убеждаюсь, что пишу для себя. Нет, я не жалуюсь на невнимание, большинство конкурсантов отзывы читают и даже что-то отвечают. Спасибо им, кстати, за диалог! Дело в другом. Когда пытаешься понять текст, видишь очень интересные вещи, скрытые под слоем ляпов, логических нестыковок, или наоборот – захватывающего сюжета и выверенного слога.

 

 

  Итак, ближе к делу – делу современного фэнтези, в которое я ввязалась вместе с судейством на конкурсе. Конечно, «командуют парадом» здесь попаданцы. Любимый сюжетный ход – забросить неудачника из привычного мира куда-нибудь в условную Европу условного Средневековья (и ни разу для разнообразия в первобытные времена к неандертальцам!). Но даже условное Средневековье многим авторам рисовать лень. Там люд ругается вполне по-современному, мыслит современными понятиями и ведет себя тоже узнаваемо современно. Хотя чаще всего поступают еще проще – не привязываются ко времени и месту (даже условному), а придумывают сказку. И казалось бы – хороший шанс воспользоваться фантазией, которой у писателя-фантаста по определению должно быть предостаточно! Но что-то наших писателей сдерживает. И вместо оригинальных волшебных миров в каждом втором (это не преувеличение!) романе мы встречаем обязательный фэнтези-сет: Дар (здесь и далее все понятия с большой буквы, дабы читатель вдруг не проглядел мега-супер-пупер-важную фичу!), Артефакт, Священные Земли, Кристалл, Бог Хаоса, Бог Тьмы, Мир грез, Мироздание, Бездна, Проклятый. Поначалу меня такая стилистическая солидарность удивляла, но, немного подумав, я нашла объяснение. Отбросим самое явное – лень и скудный словарный запас. Единицы – может быть, но повторений слишком много. Здесь авторы намеренно рисуют знакомый антураж. Потому что так привычнее, психологически спокойнее, повторение одного и того же мира дарит внутреннюю уверенность, и таким образом люди снова могут переживать те эмоции, которые испытали, когда сами прочитали книгу, где был сконструирован похожий мир. То есть – это психологическая защита, поиск стабильности в постоянно меняющемся мире. Помните, как дети постоянно просят рассказывать одну и ту же сказку? Знают наизусть, но каждый раз слушают, открыв рот.

 

Идем дальше. Сюжет наших попаданческих историй тоже стабилен. Попав в параллельный мир, неудачник занимает место «особы, приближенной к императору», а то и самого «императора». Ну вот ни разу безвестным сапожником не остался. У него обязательно проклевывается Великий Дар, или на худой конец обнаруживаются высокопоставленные родственники. Распространенный ход – потерянный отпрыск королевских кровей. И, конечно же, в том, волшебном мире, у неудачника сходу все начинает получаться, и он становится героем. Ладно бы усилия к этому прилагал, но зачастую превращение в героя происходит просто по факту нахождения в новом мире. И как-то само собой выходит, что в финале наш попаданец оказывается на троне. Чего ж мелочиться? И – тадам! – поворотный момент: теперь-то наделенный полномочиями, он знает, КАК вернуться в свой родной мир. Знает, но уже не хочет. И правда, что он там забыл: надоедливые родственники, нелюбимые женихи и невесты, нерешенные проблемы. Другое дело – всемогущий придуманный мир!..

По большому счету желание попасть в волшебные миры – это нормально. В основе всех сказок лежит один сюжет: герой получает невыполнимое задание и отправляется в волшебный мир, чтобы найти то, что поможет ему это задание решить. Однако замечу: в сказках герои всегда возвращаются в «свою» реальность и всегда в своей реальности достигают определенных целей. Волшебный мир там как средство. А современные попаданцы зависают на середине сценария – в волшебный мир попадают, но возвращаться не хотят.

Такие шаблоны отношения к жизни психологически опасны для читателя. Ведь мы ему рассказываем, что реальность – это плохо, там люди несчастны, недооценены, там их не понимают, там страдание и страх. А вот в придуманном мире герой наконец может развернуться и проявить себя. И в голове закладывается модель – не надо пытаться поменять что-то в реальности, когда можно просто сбежать в фантазии. Информация для статистики: на всем конкурсе нашелся только один роман с полностью завершенным сюжетом волшебной сказки. Так-то!

К вопросу обрывочного сюжета добавляется еще и шаблонная инертность героя – особенно женская фэнтези без конца повторяет сценарий: из Золушки в принцессы за десять дней! Только современные золушки не обладают ни добротой, ни трудолюбием, ни отзывчивостью героини сказки, принц им положен априори. А лучше – несколько запасных, если с одним что-нибудь случится. Разное бывает: в аварию попадет, партнеры по бизнесу подставят, что ж принцессе потом с неудачником мучиться?

Резюмируя эти тенденции, задаешься вопросом: что сломало мудрый сказочный сценарий? Почему мы сейчас довольствуемся его обрывками? И почему именно эти обрывки так популярны? Отражение всеобщей фрагментарности сознания? Дурной вкус, привитый обилием низкопробной литературы? Патологическое желание жить легко, не замечая, что это чертовски сложно – закон сохранения энергии никто не отменял, и, не отдавая своих активных усилий, человек отдает что-то другое. Может быть, душу…

С другой стороны, литература и писательство – это всегда встреча с собой и попытка что-то изменить в себе хотя бы на уровне нового сценария. Все эти счастливые превращения в принцесс – что это как ни мечты и надежды? Но тут надо помнить, что никакие перемены невозможны без встречи с Тенью. Поэтому и сказки, и учебники по писательскому мастерству говорят одно и то же: не жалейте своих героев, заставляйте их смотреть в лицо страху, работать, ставьте перед ними сложные проблемы, учите их отдавать, принимать, любить. В конце концов для себя стараетесь. Возможно, совершенствуясь в литературе, вы что-то поменяете в реальности. Ведь хорошие книги всегда честно отражают жизнь.

 

Вернемся к конкурсу. К счастью, несмотря на засилье стандартной попаданческой литературы, на «Фэнтези-2017» нашлись оригинальные романы с продуманным миром (даже картами!), интересным сюжетом, яркими героями, написанные хорошим языком! Таких работ было больше 12 (около 18), что я считаю отличным показателем, топ составляла в муках выбора. Там тоже прослеживается одна интересная тенденция – по сюжету фэнтезийный мир оказывается ответвлением (закрытым экспериментом) технократического общества. Желание объяснить волшебство наукой можно рассматривать как потребность в рационализации (одна из психологических защит по Фрейду), но также как и возможность взглянуть на жизнь под разными углами зрения. Какую трактовку выберете – ваше дело!

 

На этом заканчиваю непомерно длинный пост. Надеюсь, найдутся упрямцы, которые дочитают его до конца.

 

Здесь можно посмотреть мой обзор конкурсных романов:

 

samlib.ru/editors/m/mihalewskaja_a_w/fantasy_2017.shtml

 

Это страница конкурса:

 

samlib.ru/k/kulishow_mihail_olegowich/

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль