Зеленая фея
 
Касперович Ася

Зеленая фея

+11

 

Когда человек говорит, что любит водку, его начинают считать алкоголиком, когда человек говорит, что любит абсент – его начинают считать творческой личностью.

 

«В то же время я, наверное, столько написал, чтобы всего лишь выявить одну ничтожную самонадеянность: может ли у переливчатости абсента оказаться тайная связь с таинством Радуги? Ибо несомненно он необьяснимым образом неуловимо вводит пьющего в тайные покои Красоты, воспламеняет его мысли до упоения, настраивает его точку зрения на ту, что принадлежит художникам или, по крайней мере, доводит его до того уровня, на который он был изначально способен, вышивает ему праздничную одежду по вкусу из предметов, таких же красочных, как разум Афродиты.» Алистер Кроули «Зеленая богиня»

 

Данный топик не является пропагандой алкоголя и наркотиков. Создавая его, я хотела реабилитировать колдовское зелье. Давайте попробуем разобраться, чем же он привлекал гениев современности

 

Ни один наптиок не окутан такой мистической завесой, как абсент. Пробовали ли вы ввести в поисковике: «Знаменитые любители водки»? Попробуйте. И вам предоставят информацию о Ельцине, Высоцком, Трампе, Ван Дамме… Любителей пива и коньяка я не нашла. Сорри. Впрочем, не об этом. Но стоит вам поинтересоваться любителями абсента, то в тот же миг поисковик выбросит вас сюда: www.absinth.by/znamenitye-ljubiteli-absenta

Абсент всегда будет ассоциироваться с fin de siecle, декадансом 90 х годов XIX века, десятилетием абсента. Ещё до того, как абсент стал дешёвым пойлом для французских рабочих и кабацкой нищеты, до того, как его стоимость стала меньше стоимости хлеба, до того, как в пьяном угаре простой люд напивался им до смерти и безумств, до того, как его запретили во Франции, а позже – и в других странах мира, абсент был изысканным напитком богемы и творческой элиты. В него верили, на его вдохновляющее воздействие полагались, как на таблетку гениальности.

Художники и писатели не только любили этот чарующий напиток, черпали в нем вдохновение, но и посвящали ему произведения:

 

Оплакивая гибель Гиацинта, Аполлон

Смерти решил не дать победой овладеть

Найти во имя Красоты алхимию святей

Должна была душа его — парения знаток.

Флоры прекрасной тонкие дары на элемент

Небесною рукою он давил и день и ночь

И выдохнула золотом надломленная плоть

Из выдоха её он каплю нам поймал — Абсент!

 

В пещерах ль ледяных иль роскоши дворца

Один или вдвоём, любви испей отвар!

В нём чары, что любое горе утешают,

Молочно-светлое вино грусть усыпляет,

Храм заповедный красотою окаймляет

— Пленяет сердце, душу восторгает!

 

Французский сонет «Легенда абсента»

 

«Смешавшись с водой, жидкость стала желтовато-молочного цвета. Одна такая кружка заменяла собой все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже сейчас цветут, больших медлительных битюгов на внешних бульварах, книжные лавки, киоски и картинные галереи, парк Монсури, стадион Буффало и Бют-Шомон, „Гаранти траст компани“, остров Ситэ, издавна знакомый отель „Фойо“ и возможность почитать и отдохнуть вечером, — заменяла все то, что он любил когда-то и мало-помалу забыл, все то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг, согревающее желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». (Эрнест Хемингуэй, роман «По ком звонит колокол»)

 

ЧАРЛЬЗ КРОСС (1842-1888)

 

Чарльз Кросс был поэтом, физиком, химиком, художником и музыкантом. Предположительно, что он был фактическим изобретателем проигрывателя в 1877 году. Одако из-за проблем с финансированием он не смог организовать производство и не получил патент на своё изобретение. В этом отношении его обошли другие изобретатели, и в особенности Томас Эдисон. Кросс был также известен, как разработчик цветной фотографии и телеграфа. Он мог выпивать по двадцать порций абсента в день, что часто и делал, благодаря чему был известен во многих парижских абсент-кафе.

 

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899-1961)

 

Один из последних настоящих абсентщиков, Хемингуэй, пил абсент даже после его запрещения во многих странах мира. По слухам, он даже сберёг несколько бутылочек абсента, когда жил в США. «Зелёный дурман» можно встретить во многих его произведениях, включая «Смерть в полдень» и «По кому звонит колокол». В период жизни на Кубе и работой над своим произведением «Старик и море», он просил привезти абсент из Флориды и готовил его способом, ставшим классическим, — при помощи специального фонтанчика, пускающего воду тонкой струей для разбавления абсента.

 

АЛЬФРЕД ДЖАРРИ (1873-1907)

 

Был автором скандальных пьес. Будучи эксцентричным писателем и известным абсентщиком, он вошёл в наш список. Своим дерзким характером он бесил руководство французских театров. Для достижения рабочего вдохновления Джарри, по общему признанию, использовал абсент. При помощи абсента он соединял вместе мечты и реальность, искусство и жизнь.

 

АРТУР РИМБО (1855-1891)

 

Артур Римбо был молодым и неизвестным поэтом, приехавшим в Париж в возрасте 16 лет. Нищий, но впечатляющий своей работоспособностью и талантом, парень вскоре познакомился с Полем Верленом. Но их сотрудничество (а кто-то утверждает, что и взаимное чувство) не были продолжительным. Скоро Римбо поссорился с Полем Верленом из-за случайного выстрела, которым Верлен ранил его. Неаккуратный Верлен был приговорён к тюрьме, а Римбо провел остаток жизни на службе в голландской армии. Хотя он прекратил занятия поэзией, но тем не менее для Франции он останется одним из величайших поэтов.

 

АЛИСТЕР КРОУЛИ (1875-1947)

 

Считается одним из самых ярых защитников абсента, в его творчестве этот напиток оставил заметный след. Во славу абсента Кроули посвятил много своих произведений; в своем эссе «Зеленая богиня» он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать его по его недостаткам и злоупотреблениям им. «Мы же не проклинаем море, где бывают кораблекрушения, и не запрещаем лесорубам использовать топоры только из сочувствия к Карлу I или Людовику XVI. С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток». Кроули говорит об особой роли абсента в творчестве, по его словам, абсент помогает «отделить ту часть себя, которая „существует“ и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире». А это то, что он и называет творчеством.

 

ПАБЛО ПИКАССО (1881-1973)

 

В коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится картина Пабло Пикассо «Любительница абсента», датированная 1901 годом. В 1911 году Пикассо начал писать картину «Бокал абсента», которую закончил в 1914 году. В 1912 году он же написал картину, на которой изображена бутылка абсента «Перно» и бокал.

 

ВИНЦЕНТ ВАН ГОГ (1853-1890)

 

Самый знаменитый абсентщик. Как долго он употреблял абсент никто не знает. Говорят, он был жадным до абсента. Его письма свидетельствуют, что он пил его регулярно. Гениальный художник Винцент Ван Гог страдал от психического расстройства. Вероятно, что душевная болезнь однажды привела его к питью скипидара, который использовался в приготовлении красок. Частым является слух о том, что Ван Гог в абсентном опьянении отрезал себе ухо. Но нигде не указывается, что все члены семьи Ван Гога страдали от психических расстройств. В конце жизни он страдал от острого алкоголизма и абсентизма. Также он страдал эпилептическими припадками. Но точного диагноза и причину его смерти вряд ли сейчас удастся установить.

 

По докладам американских ученых, туйон положительно влияет на работоспособность, но его передозировка приводит к изменению восприятия цвета: человек видит все в желтых тонах. Собственно, именно желтый цвет — отличительная особенность работ Ван Гога.

 

ПОЛЬ МАРИ ВЕРЛЕН (1844-1896)

 

Богемный поэт Парижа, воспевающий абсент во времена своей молодости. Он проводил время в компании проституток и пьяниц. Его постоянным спутником был молодой поэт Римбо. В последствии Верлен обнищал, но не прекратил пить абсент. Верлен в своей «Исповеди» 1895 года называл мутно-зелёную жидкость «зелёной ведьмой» и требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Такое резкое отношение к абсенту выработалось у него из-за привычки выпивки «вечером и ночью», как он сам говорил. Из-за своей страсти к напитку он, будучи чутким человеком, тем не менее, нападал на свою жену и даже пытался ее поджечь. В припадке он стрелял из револьвера в своего друга Рембо, а также с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери. По свидетельству его друзей, даже когда он проклинал абсент на смертном ложе, бутылка абсента была спрятана у него под подушкой.

 

Сейчас в некоторых странах абсент приравнивают к наркотикам. Настоящий абсент действительно производит некоторый странный эффект, который так ценился художниками и писателями прошлого. Дело в том, что абсент – это в первую очередь настойка на полыни, в которой содержится вещество туйон. Лечебные свойства туйона были известны в древнем Египте и в античные времена, и сам Гиппократ прописывал настойку полыни (Artemisia absinthium) от желтухи, анемии, ревматизма и менструальных болей. Туйон содержится не только в полыни, но и в пижме, шалфее и западной туе, а его действие схоже с действием камфоры. В больших количествах это вещество является ядом. Но в абсенте довольно сложная технология приготовления минимизирует вредное воздействие туйона. Состояние от абсента немного отличается от обычного опьянения алкоголем. Обычно абсент расслабляет или, напротив, даёт необычную бодрость, лёгкую эйфорию, смену настроения и эмоций. Злоупотребление абсентом может дать и неприятные эффекты – сонливость, потерю памяти, необъяснимую агрессию. Наблюдается лёгкое размытие зрения, расфокусировка, искажённые цвета и переносимость боли. Впрочем, эти явления можно смело отнести и на счёт алкоголя.

 

Недобрую репутацию создали абсенту люди, страдающие неумеренностью, а также недобросовестные производители, примешивавшие в абсент оксиды меди и никеля для придания мерцающего цвета и сурьмы для добавления модного тогда опалового оттенка. Виновны и те, кто находил в абсенте и в других алкогольных напитках решение своих жизненных проблем, а проще говоря – алкоголики. Но к обычному пьянству прибавлялась ещё и неадекватность поступков, ответственность за которые возлагали именно на полынь, а не 70% спирта, содержавшегося в настойке. Такая трактовка причин дурного поведения любителей абсента сыграла с ним злую шутку. Люди, не разбираясь, кто прав, а кто виноват, приписывали любое сумасшествие «проклятому зелью», не задумываясь, что и обычная водка делает человека неадекватным. В начале 20 века абсент запретили сначала в Бельгии, потом в других странах и, наконец, во Франции. Напиток стал вне закона на долгие годы, пока в 2004 году швейцарский парламент не отменил свой же указ от 1907 года, а суд Амстердама — голландский закон 1909 года, и абсент вновь стал производиться. Теперь производители абсента должны соблюдать нормы Евросоюза по содержанию туйона в напитке, количество которого должно быть не выше 10 мг/кг, что в 10 раз ниже, чем в абсентах 100-летней давности.

В наше время производимый абсент несколько отличается от французского напитка XIX века. Производители абсента уменьшили содержание туйона, другие вообще от полыни отказались, сделав вместо нее главным компонентом разновидности аниса и выпуская абсентоподобные напитки. Например, Пасти (Pastis), в качестве основы используется звездчатый анис; Белый Перно (Pernod Blank) на основе белого аниса (напиток белого цвета); Рикар (Ricard) — напиток красноватого цвета, сделанный на основе звездчатого китайского аниса и ароматических трав Прованса.

 

Абсент имеет давнюю и противоречивую историю…

 

До того, как был изобретён и записан рецепт непостредственно АБСЕНТА, существовало несколько напитков из полыни. Например, полынное вино, полынное пиво и полынная вода. Изначально, любым напиткам из полыни приписывались исключительно целебные свойства.

 

XVI века до н.э

 

Египетский папирус рекомендует полынь как стимулирующее, тонизирующее, антисептическое и глистогонное средство, а также как лекарство от жара и менструальных болей.

 

Античность

 

Пифагор полагал, что листья полыни, вымоченные в вине, облегчают роды, а Гиппократ рекомендовал ее от болей при менструации, а также от анемии и ревматизма. Гален советовал применять полынь от обмороков и общей слабости, а древнеримский естествоиспытатель Плиний верил, что она полезна для желудка, желчного пузыря и вообще пищеварения. Диоскорид же писал в своей книге «De Materia Medico», что полынь — хорошее средство от пьянства.

 

Эпоха Возрождения

 

В эпоху Возрождения пили «абсинтит», или полынное вино, которое изготовляли, вымачивая листья полыни в вине, не давая ему бродить. Оно описывается в книге Морвинга 1559 года «Сокровище Бересклета» и в «Тезаурусе» Купера (1565). Желудочные боли лечили полынной водой, существовало и полынное пиво, называвшееся «purl».

 

1792

 

Доктор Пьер Ординьер записал рецепт абсента, и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретен Ординьером, как универсальное средство. В те времена абсент получил название «Зелёная Фея». Artemisia Absinthium использовалась в медицине. С её помощью возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение. Абсент добавляли в вино чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента «Зелёная Фея» ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.

 

1797

 

Родственник Ординьера, Генри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В том же году Генри-Луи Перно открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им начал продаваться по всему миру. Фабрика Перно была образцом эффективности, гигиены и хороших промышленных традиций, и к 1896 году она производила невероятное количество абсента — 125 000 литров в день.

 

1901

 

В фабрику Перно ударила молния. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара ушло несколько дней; бутылки плавились и взрывались. Все могло быть еще хуже, если бы один из рабочих не выпустил огромные резервуары горючего абсента в протекавшую по соседству реку Дуб, что придало ей запах абсента на целые мили.

 

1880

 

Абсент во Франции становится дешевле вина. Наблюдается массовый абсентный алкоголизм французского народа.

 

1905

 

Произошла трагедия попавшая в заголовки всех европейских газет. Фермер Джин Ланфрей употребив большое количество абсента и других ликёров, расстрелял свою семью.

 

1906

 

Состоялся суд над Джином Ланфреем. Суд признал его виновным в убийстве. Законодательные органы Швейцарии проголосовали за запрет абсента, о котором ходили слухи, что он якобы довел до безумия или даже самоубийства многих известных в то время людей.

 

1907

 

В Швейцарии был проведен референдум за запрещение продажи абсента и имитирующих его напитков.

 

1908

 

В федеральную конституцию Швейцарии добавлена Статья №32, официально запрещающая абсент в Швейцарии.

 

1915

 

Палата депутатов во Франции проголосовала за запрет абсента. Абсент официально запрещен во Франции.

 

1923

 

В Германии не только запрещено изготовление и производство абсента, но также и его распространение.

 

1981

 

После соответствующей директивы Евросоюза абсент легализован в странах Европы.

 

1994

 

Мари Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, открыла «Музей абсента» в Овер сюр Уаз, где похоронен Ван Гог.

 

2004

 

Парламент Швейцарии проголосовал за легализацию абсента. 142 голосами против 13, швейцарские парламентарии отменили принятый 96 лет назад запрет на изготовление и продажу весьма популярного в начале прошлого века напитка. Сейчас производители абсента обязаны соблюдать ограничения, введенные ЕС. А это означает, что количество туйона в «зеленой фее» не должно превышать 10 mg/kg.

24 июля суд Амстердама признал недействующим голландский закон от 1909 г., запрещающий абсент, приняв во внимание, что в Нидерландах и в ЕС уже давно действуют новые законы, регулирующие продажу и употребление спиртных напитков. Суд постановил, что продавать можно только абсент, содержание в котором туйона не выше установленных в Евросоюзе норм.

 

2007

 

Законодательные органы США держались до последнего, но в 2007 году всё-таки разрешили продажу и употребление абсента.

 

Хочется отдельно отметить Испанию и Португалию, в которых во время ополчения общественности на абсент, он был разрешён к изготовлению, употреблению и продаже.

 

Так что же такое абсент сегодня? Мне кажется, что его можно отнести к алкогольным напиткам, не вызывающим галлюциногенного эффекта. При условии умеренного употребления, естественно. Не спешите обвинять абсент. Все хорошо в меру.

 

vinum.narod.ru/statw4.htm

www.absinth.by/absent

samlib.ru/n/nejt_w_s/absinthe.shtml

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль