В жизни встречаются ситуации, когда требуется немедленное решение и действие. Для человека опытного, бывалого, всё является простым. Не редко, перед тем, как приступить к решению проблемы, такие люди говорят: «Плёвое дело!» или «Раз плюнуть!». Хотя для людей, мыслящих только стандартно, ситуация кажется почти не разрешимой. Предлагаю моим читателям несколько рассказов о моём младшем брате Алексее. Для решения некоторых проблем, ему пришлось всего раз плюнуть, в буквальном смысле слова. Он давно на пенсии, но продолжает работать руководителем золотодобывающего участка знаменитой артели «Восток». В этом году он снова уехал на работу в тайгу.
Часть первая
Чебаки
Детство у нас прошло в деревне Черновка Свободненского района Амурской области, на берегу Большой Пёры. В свободное от школы время были игры и ежедневные походы по двум направлениям: на речку и на сопку. Во время паводков основное русло нередко перекрывалось корягами и наносником. Тогда река промывала новое русло, а старое превращалось в озеро или залив, называемый старицей. Вода в старицах прогревалась сильнее и становилась местом для летнего купания и рыбалки. Старицы просто кишели разной рыбной мелочью и ротанами. В глубоких старицах водились караси. За мальками и мелкой рыбёшкой в старицы заходили хищные рыбы: щука, сом, чебак. Часто мальки хищных рыб жили в общей стайке, вместе с гольянами, а потом начинали проявлять свои повадки. Дольше всех с гольянами жили чебаки. Ловился мелкий чебак на такую же наживку, что и гольян. Крупные экземпляры можно было поймать на миногу или гольяна. Среди рыбаков чебак считался хорошей добычей, хотя был весьма костляв, как карась. В свежепойманной и обжаренной рыбе кости мягкие и почти не ощущались. А в той, что уже не шевелила хвостом, кости твердели и становились, как острые иголки. Поэтому пойманные чебаки сразу шли в переработку.
Летом мы больше пропадали на речке, а зимой на сопках. Захватив из дома кусок хлеба, спичечный коробок соли, леску и крючки шли рыбачить. Некоторые захватывали из дома бутылку молока, сырой картошки. Ребята постарше приносили из дома спички. Целый день на речке купались, загорали, рыбачили. Запекали у костра, на ивовых прутиках гольянов, пескарей и чебаков. Пекли в золе картошку. Дома иногда даже не хотели ужинать.
Когда сильно хотелось пить, бегали на керамический завод. Там, около обжиговых печей, стояли два сатуратора с холодной газировкой. Для наполнения эмалированной кружки достаточно было слегка открутить вентиль. Это удавалось не каждому. У того, кто это делал первый раз, струя воды с газом сильно ударяла в дно и вылетала из кружки, оставляя на дне один глоток и сильный запах углекислоты. Рабочие ворчали и не разрешали баловаться и пить много холодной газировки. После окончания цикла обжига, печи не топились, а остывали, и газировки не было. Но вскоре мы сами научились наполнять сатуратор водой и газом, открывая и закрывая нужные вентили. Долго вращали ручку на бачке, чтобы газ лучше растворился в воде. Потом пили газировку до отрыжки. Она била в нос и заставляла чихать так, что из носа вылетали брызги газировки.
В тот день мы с братом и сестрой помогали маме полоть в огороде картошку. На речку пошли, когда солнце поднялось высоко и начинало припекать. Обед ещё не был готов. Сестра осталась помогать маме на кухне, а мы с братом, захватив в карманы смотанные удочки и по куску хлеба, помчались на Пёру. На берегу старицы сидело несколько детей с поплавковыми удочками.
— Как улов? — спросил Алексей.
Мальчишки молча кивнули на куканы-наздевки. На них в воде висело несколько десятков гольянов.
— Что, ни одного чебачка не поймали? — удивился брат и добавил:
— Надо было на речке ловить! —
— Сам попробуй, поймай, умник. Или слабо? — обиделся старший мальчишка.
— Утренний клёв закончился! — добавил, немного картавя, самый младший.
Брата это явно раззадорило.
— Да раз плюнуть! — ответил он скептикам, и нырнул в заросли ивняка. Там срезал подходящий прут для удилища и передал мне перочинный ножичек, а сам стал привязывать леску. Я проделал то же самое. Привязали крючки, а в качестве грузила — небольшие камешки. Вместо поплавков использовали кусочки сухих веток, привязанных за один конец. Для наживки использовали шарики из хлебного мякиша. Рыбаки с длинными бамбуковыми удилищами, с магазинными удочками, с красивыми яркими поплавками, смотрели с насмешкой.
Вдоль берегов речки было много небольших заводей со спокойной водой. В них всегда крутились гольяны, пескари и горчаки-синявки. Там всегда держались чебаки. Подходить к берегу нужно было осторожно и также осторожно опускать удочку в воду. Плюнув на приманку, Алексей аккуратно опустил удочку в воду, а через три секунды вытащил на берег крупного чебака. Повесил его на самодельный ивовый кукан и снова нацепил на крючок хлебный шарик. Плюнул на него и перешёл выше по течению. Вскоре в воздухе мелькнул второй чебак. А у меня не клевало. Только хлебный шарик размокал и сваливался с крючка.
— Давай, я тебе насадку сделаю! — прошептал Алексей и, прицепив хлебный шарик, трижды плюнул на него. Я осторожно пробрался к небольшой заводи и опустил удочку в воду. Палочка — поплавок медленно двигалась вдоль берега. Вдруг легла на воду во всю длину, а затем резко наискосок ринулась в глубину. Я дёрнул удилище. Ивовый прут согнулся в дугу, а в воде блеснул чешуёй чебак. Сопротивление было сильным, но мне удалось его преодолеть и выбросить чебака на берег. Он был самым большим из тех, которых мне приходилось ловить.
Хотелось скорее нести его домой. Брат не возражал. Нацепив чебака на отдельный кукан и смотав удочки, мы двинулись домой. Проходя мимо рыбаков на старице, испытали на себе завистливые взгляды.
— А всё-таки, почему нам повезло? — спросил я брата.
— Да я успел козьего молока дома хлебнуть. Моя слюна давала в воде муть и запах. На них и выскакивали чебаки.
Дома быстро почистили и разделали рыбу, достали большую сковородку. На весь двор разносился вкусный запах свежей жареной рыбы и толчёной картошки с жареным луком. Мать с сестрой с восхищением и радостью смотрели на нас.
— Как вам удалось так быстро наловить такой хорошей рыбы?
— Да, раз плюнуть! — гордо отвечал братишка, уплетая кусочек с румяной корочкой.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.