О чём болтали стрекозы. Павленко Алекс / "Легенды о нас" - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!
 

О чём болтали стрекозы. Павленко Алекс

0.00
 
О чём болтали стрекозы. Павленко Алекс

Отклик на стихотворение "О нашей эпохе не сложат легенд"

 

 

 

Фото из интернета. Автор фото Алена Шевцова

 

«… протанцевали все войны подряд…»

«… не сложат легенд … будут помнить лишь голые факты …»

«… зато мы легенды шутя развенчали…»

«… и кто-то был горд, а кому-то — плевать …»

 

О нашей эпохе не сложат легенд

 

— Какая чудесная погода, не правда ли, подруги?

— Немного прохладно…

— Солнце светит ярко и мошек много, хорошо…

— А что это за бескрылые двуногие личинки выбежали из здания после звонка?

— Ты про школьников? Пришла осень, начались уроки и переменки. Но это не личинки. Ты, подруга все напутала. Это человеки, у них нет личинок, они настолько примитивны, что не знают метаморфоза, не совершенствуются линяя, и не знают, что такое линька (1). Они только увеличиваются в размерах и даже не меняют за всю свою жизнь среду обитания, как мы, стрекозы.

— Они не могут жить в воде?

— Нет, конечно. Всю свою жизнь они могут только перемещаться по поверхности земли и воды. И они не летают!

— Да, их жизнь скучна и примитивна. Но что за басню эти маленькие неуклюжие неличинки повторяли за своим большим, но таким же двуногим и бескрылым учителем?

— Вот это?

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

 

Это их любимая басня дедушки Крылова.

— Дедушки?

— Они часто так Крылова называют. Дедушка — это старый стрекозёл.

— А почему стрекоза в басне попрыгунья? Разве они не знают, что мы не прыгаем? Дедушка Крылов все перепутал?

— Ха-ха! Вот как раз Крылов не перепутал, он вообще говорил о кузнечике, вернее о кузнечихе, которая у Лафонтена была цикадой.

— У Лафонтена?

— Ну да. Это у такая традиция у двуногих человеков. Пересказывать старые легенды и басни. Это только в последние эпохи они стали свои басни сочинять. А у Лафонтена цикада просила еду у муравьихи, а та ей мораль прочитала и посоветовала плясать дальше…(2)

— Ладно, но ведь стрекозы не поют?

— Зато кузнечики стрекочут и очень хорошо прыгают. Тут Крылов был прав. Но басню он сочинил очень давно, в другую эпоху. Тогда и нас и кузнечиков называли стрекозами, потом для них придумали отдельное название, и в новую эпоху получилась полная неразбериха.(3)

— А вот учитель маленьких человеков рассказывал, что Муравей — трудолюбивый, усердный, а Стрекоза — легкомысленна и беспечна.

— Это мы не трудолюбивы? Мы постоянно летаем, охотимся и спасаем человеков от засилья комаров и мух. Стрекоза может съесть за день в несколько раз больше своего веса, каждая стрекоза настоящий трудоголик, похлеще любого стадного муравья.

— А еще маленькие человеки говорили о морали басни: « Не хочешь зимой мерзнуть и голодать — работай летом»

— Они, человеки, тут не про нас и муравьев рассуждают, это они про себя и про свои мелкие заботы. А про нас они ничего не знают. Нет, ну некоторые человеки знают, но таких мало.

— Они нас жалеют?

— Жалеют? Может быть. Они забывают, что мы все умрем, просто человеки не знают когда. Но самое главное — они ничего не понимают в смысле жизни. Разве смысл в накоплении еды? Зачем нам зимовать? Я за свою жизнь уже пережила не одну зиму. Я жила под водой, и все время работала над собой, я семь раз линяла, сбрасывала свою кожу и каждый раз становилась все более похожа на взрослую стрекозу. Все мои стремления были направлены на совершение последнего превращения и выхода из воды в воздушную сферу. И вот это случилось. Я с вами, а мы — само совершенство. Мы просто красивы, и это неоспоримо. Наше зрение безупречно и намного превосходит человеческое. Наш полет не могут повторить ни живые существа, ни человеческие летающие коробочки. Все это для того, что бы однажды станцевать брачный танец и продолжить свой род.

И я горда тем, что я уже несколько раз станцевала свой брачный танец и мне плевать на то, что годами повторяют неразумные двуногие и бескрылые в школах.

 

(1) Метаморфоз — это глубокое преобразование строения организма, в про¬цессе которого личинка превращается во взрослую особь. Метаморфоз связан обычно с резкой сменой образа жизни насекомого, например с пере¬ходом из одной среды в другую. Личинка стрекозы переходит из водной среды в воздушную. Стадии развития стрекозы — яйцо-личинка-взрослая стрекоза.

После вылупления из яйца личинка стрекозы живет в воде от 2 до 5 лет. В течение этого времени охотится и питается. И быстро растёт, изменяется и меняет кожу — линяет. Когда подходит время последнего сбрасывания, она выходит из воды и начинает подниматься на высокое растение или камень. Эта последняя стадия развития личинки отличается от предыдущих тем, что с помощью удивительного метаморфоза личинка превращается в летающее существо. Стрекоза в последней зрелой стадии живет от нескольких недель до нескольких месяцев. В это время стрекозы спариваются, откладывают яйца, питаются, и просто радуются жизни. Осенью стрекозы умирают, весной из яиц вылупляются личинки, и все начинается снова.

 

(2) Басня Крылова «Стрекоза и муравей» является авторизованным переводом басни французского баснописца Лафонтена «Цикада и муравьиха». Басня маленькая и прелестная, поэтому я её полностью приведу:

Жан де Лафонтен «Цикада и муравьиха».

Лето целое Цикада

День-деньской была петь рада.

Но уходит лето красно,

А на зиму нет припасов.

Голодать она не стала,

К Муравьихе побежала,

У соседки одолжить,

Если можно, есть и пить.

«Лишь придет к нам лето снова,

Все сполна вернуть готова,

Обещает ей Цикада.

Слово дам я, если надо».

Муравьиха ж крайне редко

В долг дает, беда вся в этом.

«А что делали вы летом?»

Говорит она соседке.

«День и ночь, не обессудьте,

Песни пела всем, кто рядом».

«Если так, я очень рада!

Вот теперь и потанцуйте!»

(перевод Н. Табатчиковой).

 

Но и Лафонтен взял свой сюжет у других авторов и из других эпох. Может у древнеримского поэта Федра «Муравей и муха» или у древнегреческого Барбия. Но обращение к этим авторам переносит нас в глубокую древность — Федр жил в первом веке и рифмовал латинским ямбическим стихом, а Барбий во втором веке нашей эры излагал басни греческими стихами. При этом и Федр и Барбий перекладывали прозаические басни Эзопа. Еще один кульбит в глубину исторических эпох — Эзоп жил около 600 г. до н.э.

Прозаическая басня Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

 

(3)

Как менялись названия насекомых в русском языке наглядно можно проиллюстрировать двумя мультфильмами. Басня Крылова написана примерно 200 лет тому назад (1808 год). Около 100 лет назад, в 1913 году, был создан кукольный мультфильм, где в роли Стрекозы выступает Кузнечик (женского рода). В этом немом мультфильме Стрекоза-кузнечиха не поёт, а играет на скрипочке — оригинальное решение. Проходит еще около 50 лет, — и в 1961 году появляется уже рисованный мультфильм (1961) по мотивам этой басни. В нем Стрекоза уже в современном представлении — изящная, воздушная и беспечная.

 

Мультфильм «Стрекоза и муравей» 1913 год

www.youtube.com/watch?v=Q85go02S_TE

Мультфильм «Стрекоза и муравей» 1961 год

www.youtube.com/watch?v=32QNEV4lZlE

 

P.S.

Все началось того, что я не могла себе представить, как можно «протанцевать все войны подряд» в стихотворении «О нашей эпохе не сложат легенд».

Я это и сейчас не очень хорошо понимаю, но дело уже не в этом. Просто циклон уже понёс свои потоки. Услужливая память подбросила «Попрыгунья стрекоза лето целое пропела…». Пропела или протанцевала? А как поет стрекоза, да и поёт ли? Да, вопросы…

Стрекоза, цикада или кузнечик? Лафонтен, Эзоп или Федр? Ну — настоящий циклон понятий, смыслов, историй…

Ну, вот тут болтовня стрекоз мне помогла. При этом в моём рассказе только голые факты, развенчала ли я пару-тройку легенд — решать читателю, но согласитесь — и голые факты иногда бывают сказочно интересными.

 

 

  • Лабиринты совести. Автор - Cold Ways / Дикое арт-пати / Зауэр Ирина
  • Прабхакар  / Kartusha / Изоляция - ЗАВЕРШЁННЫЙ ЛОНГМОБ / Argentum Agata
  • История одного дня / Мортенсен Элиша
  • Флирт / Миры / Beloshevich Avraam
  • Точилка для карандашей. Юррик / Купальская ночь 2017 - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / Зима Ольга
  • Зауэр И. - По дороге / По закону коварного случая / Зауэр Ирина
  • Глава 12 / Сияние Силы. Вера защитника. / Капенкина Настя
  • 47."Снежок" для Фомальгаут Марии от Арманта, Илинара / Лонгмоб "Истории под новогодней ёлкой" / Капелька
  • Грезы / Стиходромные этюды / Kartusha
  • Как новенький / Меняйлов Роман Анатольевич
  • Я знаю... Это полная чушь... / Секунды за рамками / Ginny Weasley

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль