Все повторилось в точности до самых мельчайших деталей. Ева раскрыла глаза в треугольной комнате, а над ней склонилась Ренелин.
— Куда ты хочешь пойти?
— Что ты хочешь показать?
Ренелин загадочно улыбнулась.
— Покажи все, — попросила Ева.
Они начали с города. Оказалось, Ренелин может зайти беспрепятственно в каждый дом, познакомить с каждым жителем своего маленького мира. Основная масса перлиян жила убого и просто. Ловили рыбу, добывали все, что давал океан. А его дары каждым оборотом вокруг Перлии двух красноватых лун все больше истощались. Заплывать приходилось далеко. Лодок становилось все меньше: для того, чтобы их построить, годились только специальные раковины. Перлияне мечтали о парусах и заглядывались на отмеченную перламутровой пеной воду, дающую им жизнь и отнимающую ее. Гостья все никак не могла понять, каким ветром на гладкую голую, как высохший череп, планету, занесло людей. Кроме маленького города и его жителей, на поверхности, над морем, других обитателей не было. Перлия не могла похвастаться ни растительной, ни животной жизнью. Еще загадочнее казался тот факт, что поселение возникло не прямо у воды, рядом с естественным источником пищи. Немного поразмышляв, гостья пришла к выводу, что когда-то очень давно, уже неясно, когда, сюда прилетели на кораблях первые поселенцы. Может быть, произошло это, когда земляне в первый раз начали всерьез задумываться об освоении чистенькой дикой территории взамен своего замученного замусоренного мирка. История Перлии, впрочем, не сохранила ни фактов, ни намеков на первооткрывателей. Достижений земной цивилизации здесь также не сохранилось. Только жизнь.
Ренелин увлекала Еву вглубь по веренице улиц, большинство из которых, как теперь узнала гостья, были узкими проходами, выдолбленными в скалах несколько веков назад. Древние стены, испещренные странными символами, вырезанными самыми острыми ракушками. Путешественницы ныряли вниз и устремлялись вверх, проходили между слепленных из даров моря пирамид и многослойных хижин. Казалось, перлиянка неутомима. Ей словно хотелось успеть за эти спрессованные часы показать все. Но Ева смотрела только на улыбку Ренелин, и на то, что она, своей рукой, показывала, отодвигая занавески из водорослей в очередном бедном доме. Гостья не успевала удивляться.
Особенно поразила ее точильная мастерская. Тут раковины с помощью раковин превращались в острейшие ножи, в шила и даже мечи. Их укрепляли и украшали. Крошка, оставшаяся у умелого точильщика, в зависимости от размера, шла на различные нужды. Самой мелкой, как краской, покрывали веки и щеки молодые девушки, покрупнее — ложилась на тарелки, или на мебель, искусные мастера создавали из нее причудливые узоры. Крупные отточенные обломки шли в хозяйство. И еще, оценщицу удивляла бедность в сочетании с доброжелательностью. Хотелось протереть глаза: таких людей не бывает. За каждой дверью ждал подарок, отказаться от которого было непростительной глупостью и оскорблением хозяину дома, который, возможно, отдавал последнее.
И вот, сидя на нагретых солнцем камнях рядом с мастерской, глядя на точильщика, ловко обрабатывающего очередной изогнутый нож, Ренелин вдруг спросила:
— Расскажи, как возник твой мир?
Ева едва уловимо переменилась в лице.
— Мой мир — это жемчужина, которая лежит на огромной раковине в потоке звезд, — ответила сама себе хозяйка атолла, решив начать первой, — мы верим, что, если долго-долго плыть на восток, или на запад, можно увидеть моллюска.
— Вы — как Венера, — заметила Ева. — У землян есть богиня красоты, которая родилась из морской пены. На картине одного художника.
— Что такое картина?
Ева прикусила губу. На Перлии нет ни красок, ни холстов, ни дерева. Как объяснить?
— Это то, что рисуют. Наносят на … обычно это специальная ткань, но рисовать можно на чем угодно — на плоском камне, например, или на стене. Да, наскальные рисунки в переходах.
— Богиня красоты? — снова переспросила Ренелин.
— Да, так вот, на картине одного художника она выходит из раковины.
— Значит, порошок моллюсков наносят на ткань? На это, наверное, нужно много клея?
Ева рассмеялась от неожиданности. Ренелин тоже. И плотину воспоминаний наконец-то прорвало.
— Мой мир очень суров. Он поднялся из лавы и не сразу стал твердью. Над ним несколько тысячелетий носился огонь, пока богиня жизни, М’таана, не вдохнула в землю немного своей души. Тогда мой мир начал остывать. Он поднимался из лавы все больше, занимал все большую площадь, и в конце концов лава осталась только глубоко под твердью. М’таана снова вдохнула часть своей души, и вокруг все зацвело, запели птицы, растеклись реки, в самом воздухе, как говорили древние, разлилась жизнь. Третью, и последнюю часть души М’таана вдохнула в человека, и с тем покинула свое пристанище, свое тело, но осталась в самой планете, в людях, ее населивших, в деревьях и травах. Мы верили, чем нас больше, тем больше становится душа богини, тем радостнее ей. Чем светлее ее душа, тем ей лучше переживается то, что она пожертвовала ради нас обычным существованием, жизнью в одном теле. М’таана во всем. И каждый ответственен за свой кусочек ее души.
— Вас было много?
— Да. Мы строили пристанище М'тааны в форме двенадцатиконечной звезды. Двенадцать лучей — городов и столица — в середине. В каждом городе — по несколько сотен тысяч жителей. Мы созидали. И почти не умели воевать. Только со зверем.
— Ты не похожа на женщину, которая не умеет воевать.
— Я — м’таанрит. Воин богини. Нас было всего несколько — на целую планету. Может быть, по двое или трое на город.
— А что потом?
— Потом все закончилось, — ответила, как отрезала, Ева.
Еву всегда поражало, как эти примитивные вояки, совершенно неспособные к восприятию красоты земляне, могли сотворить столько очевидных чудес искусства. «Венера» Боттичелли была одной из многих миллионов сохранившихся картин, для которых создали электронную инсталляцию. Ева вспомнила про Объединенный Музей планет Содружества совершенно случайно. Как буквально застывала и подолгу рассматривала каждую картину, надевала тонкие государственные наушники и слушала историю создания очередного шедевра. И в голове крутилось неотступно: как вы это успели? Вы, всегда убивающие, разоряющие, ненавидящие, завидующие, обогащающиеся? Как? Центральные однообразные серые длинные галереи музея были отданы, разумеется, земным мастерам. На периферии располагались залы Одиннадцати Планет Содружества. Ну а на задворках, в полуподвальных помещениях, ютились остальные, чаще всего датируемые регионы.
Ева размечталась, живо представляя, какой огромный зал отвела бы в Объединенном Перлии. Как разместила бы в углу точильщика за работой и выложила бы пол самыми причудливыми раковинами. В углах стояли бы лампы из остатков хитинового покрова раков и крабов. И, конечно, жилища. Переходы, арки, подогнанные друг под друга всеми выпуклостями и впадинками стены, двери, элементы декора. И песок, потрясающий перламутровый песок. Жаль, что нельзя перенести туда бесконечные жемчужные облака. Да, Вселенная, несомненно, должна узнать о Перлии.
Должна.
Звук отразился от стен. Кто-то поставил рядом, на темный пол, под полку-кровать, тусклую лампу-ракушку. Ева еще не проснулась, но уже потянулась к пистолету. Движение, хорошо усвоенное за годы общения с землянами. Поэтому, когда над ней наклонились двое, и попытались схватить, под ухом у одного из них оказалось дуло.
— Спокойно, — раздался в полнейшей тишине голос Дохорна.
Он поднял с пола лампу, осветив свое лицо, и немного — фигуру стоящего за его спиной спутника. Тот был юн и силен. силу решили применить? Смешно.
— Я хочу поговорить, — нервно сглотнув, произнес Дохорн.
— Говори, — ответила Ева.
— Ты...
Он, видимо, пришел требовать и ставить условия. И совсем не ожидал, что у гостьи окажется не только буйный нрав, но и отточенная до уровня рефлекса привычка защищаться. А ведь только сегодня она в самых недвусмысленных фразах объяснила владетельнице атолла, кем была. Значит, послала непрошеных гостей не Ренелин.
Как ни странно, эта мысль понравилась Еве.
— Ты пришла за жемчугом! — истерично закричал вдруг старик. — Ну идем, я тебе его покажу.
Гостья нахмурилась. Опять края мантии правителя, как говорили в Краю Погасших Звезд, не сходились. Она убрала пистолет, совершенно не боясь за собственную шкуру, привычную ко всему, и только сразу же схватила с пола свой неоправданно тяжелый рюкзак.
— Пошли.
Что-то вроде: «Не советую нападать», так и вертелось на языке, но Ева подумала о том, как нелепо, должно быть, выглядит. Заспанная, хорошо, хоть одетая, не готовая, кажется, к атаке. И будет выглядеть еще смешнее, если станет угрожать.
Они прошли сквозь Дом и вынырнули из темноты как раз около пятиугольных башен. В черноте сгустившейся душной ночи исполины белы и неприступны, и сейчас напоминают редкие старческие зубы, вываливающиеся из десен. Именно к башням повел Дохорн. Они обошли одну из них, и Ева увидела вход — в черную воду озера спускались белесые ступени. Из-под двери-ракушки тянуло смертью. Этот запах она узнала бы из миллиона других.
Дохорн отомкнул дверь. За ней ступени вели вверх. Он поднял подол своего просторного одеяния. Еве пришлось замочить босые ноги. За лестницей начиналась длинная галерея, освещенная расставленными у стен масляными лампами, а за ней — мерещилось яркое пятно света .
В глубине башни слышались голоса. Дохорн прошел галерею настолько быстро, насколько вообще возможно ее проскочить, и вошел, меня за собой, в почти круглый зал. В середине виднелись очертания стола. Ева не сразу поняла, что стоит на широкой колонне, возвышающейся над водой. На таких же колоннах по краям зала расположились огромные лампы. К каждой из них вел узкий мостик. А все остальное пространство заполнила черная вода. Над темной мутью возвышались какие-то дикие конструкции, похожие на примитивные подъемники. Ева прошла дальше, к столу, за которым работали две немолодые женщины. Обе покрывали клеем сидящую на столе в самой спокойной позе абсолютно нагую девочку. Покрытые толстым прозрачным слоем ресницы и застывшая нелепая улыбка заставили сердце бешено колотиться. Затем в памяти осело все, до мельчайшей детали. И застывшие коркой, заплетенные в косы черные волосы, и скомканная белая простыня, в которой она ходила, лежащая рядом, как бесполезные оторванные крылья. Ева отшатнулась, чувствуя, как по-звериному щетинится на ней весь имеющийся волосяной покров.
Нет, таких дикостей она не видела, даже когда погасли звезды и умерли все дети М'тааны.
Когда еще несколько человек начали поднимать что-то огромное из черных пучин, и это нечто, обросшее тиной и пропахшее смертью, оказалось огромной раковиной, Еву стала бить крупная дрожь. Она не вспомнила потом, кто разомкнул створки, и как из нежной розовой плоти на свет появилась огромная черная жемчужина. Те самые тонны жемчуга. В которых песчинкой, раздражающей раковину, запросто могли служить живые девочки.
Две женщины сняли со стола застывшую в клею будущую жемчужину и с песнями, радостными ритуальными песнями кинули в розовую пасть моллюска. Створки сомкнулись. Песчинка не закричала. Она вообще не издала ни звука. На лице-маске — глупая умиротворенная улыбка. Ракушка пошла ко дну, выпуская наверх набравшийся внутрь воздух. И теперь все внимание работающих сосредоточилось на огромной каплевидной жемчужине — без единого изъяна. Сколько же такая может стоить?
Ева села на каменный пол, закрыла голову руками и тщетно попыталась не выть.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.