Молодежная антиутопия
 

Молодежная антиутопия

+6

Что будет, если антиутопию напишет Молодой Талантливый Автор, не разбирающийся в политике, социологии, экономике, истории и военном деле? Получится псевдо-антиутопия, которую прочтут через силу три с половиной критика и выбросят в мусорную корзину. А что будет, если МТА решит сделать главным героем данного произведения подростка, борющегося с системой? Получится молодёжная антиутопия, которую прочтут миллионы школьников по всему миру, у неё появится свой фандом и даже экранизация. Почему так вышло?

 

После того, как отгремел Гарри Поттер и выжимать из франшизы стало нечего, на рынке подростковых литературы и кино образовался вакуум. Однако пример Роулинг доказал, что удачно попав в жилу читательского/зрительского интереса и верно выбрав ЦА, можно прославиться и нажить целое состояние. Главное, выбрать верную маркетинговую стратегию и не ошибиться с целевой аудиторией. Беда лишь в том, что люди, взявшиеся за это дело, не обладали даже сотой частью таланта Дж. Роулинг.

 

В итоге, ваккум заполнился абсолютно бессмысленными и глупыми книгами о противостоянии героя-одиночки безжалостной системе. Вот только герой-одиночка прост, как кусок картона, а система рушится от первого же прикосновения. Но это ведь никого не волнует, пока вертится машина франшизы. Пионером окучивания умов молодёжи стали «Голодные Игры», в сущности, примитивная калька с «Королевской Битвы». За ними последовали «Дивергент», вторичный даже по отношению к вторичному жанру молодёжной антиутопии, ну и, наконец, «Бегущий в Лабиринте», утопивший педаль в асфальт.

 

Основные признаки и недостатки:

 

Главный герой (героиня) — обязательно подросток от шестнадцати до восемнадцати лет, подчёркнуто «не такой как все», хотя ничего особенного в нём, в сущности, и нет. Данный парадокс нужен для того, чтобы, с одной стороны, позволять ЦА ассоциировать себя с ГГ, а, с другой, объяснить, какого чёрта, собственно, все так хотят главного героя прикончить/привлечь на свою сторону/затянуть в постель.

Впрочем, справедливости ради отметим, что Китнесс из Голодных Игр всё-таки обладала определённой харизмой и превосходно стреляла из лука.

 

Главный герой обязательно противостоит некой системе: государству или корпорации. Если антагонист — государство, то построено оно будет на самой бредовой социально-экономической модели, которую только сумеет вообразить себе человеческий разум. Недоверие подавляется при помощи массы деталей, но получается не всегда. Если антагонист — корпорация, то своих целей она будет добиваться самым дурацким, самым затратным и самым долгим способом.

Панем из Голодных Игр можно назвать апогеем подобного безумия. Двенадцать дистриктов удерживаются в повиновении кучкой разряженных в пух и прах гламурных подонков. При этом, местная армия набирается, судя по всему, из Второго Дистрикта. Что мешает Второму захватить Капитолий, совершив военный переворот? Ну так ведь тогда Китнесс погеройствовать не сможет! В повиновении дистрикты удерживаются при помощи битвы на выживание, куда отбираются по два рандомных ребёнка из каждого дистрикта. И якобы именно это не даёт жителям дистриктов бунтовать. Логика? Не, не слышали.

Город в Дивергенте основан на ещё более странной системе. Общество поделено на Фракции (касты) военных, учёных, чиновников-судей, крестьян и непонятных личностей, которых все кличут «убогими», но они почему-то данным обществом управляют. Для определения, в какую Фракцию попадёт человек, проводят специальный тест, однако потом можно выбрать Фракцию самому. Зачем так сделано? Да кто ж знает. Люди, не подошедшие ни одной Фракции, становятся Изгоями и сбиваются в группировки, создавая своё теневое общество. Только что вы прослушали краткий курс «Как государству создать себе внутреннего врага на ровном месте».

Корпорация «ПОРОК» из Бегущего в Лабиринте, по всей видимости, страдает переизбытком ресурсов, а потому, для того, чтобы выяснить, почему некоторые подростки имунны к зомби-вирусу… строит сеть гигантских механизированных лабиринтов размером с город(!!!), искусственно выводит целый кибернетически-биологический вид Гриверов. И всё для того, чтобы отправить в эти Лабиринты кучку подростков со стёртой памятью, которые должны будут из Лабиринтов выбраться. Каким образом социальный эксперимент может помочь выявить биологические особенности организма — загадка, покрытая мраком.

 

Обязательный Чудовищный Катаклизм, случившийся до событий книг/фильмов, причины которого не поясняются и, в общем-то, не важны. Главное, что по его итогам человечество почти уничтожено, а в мире остался лишь один клочок земли, на котором можно жить. Легче ведь писать про борьбу с системой в масштабе сельского уезда, чем целого континента.

Бегущий в Лабиринте, ко всему прочему, намешал в общий суп ещё и зомби-апокалепсис! А вызван он был…Солнцем! Так что не ходите, дети, на пляж загорать, а то мозги кушать захочется.

 

Всё повествование, все проблемы мира неизбежно крутятся вокруг Главного Героя. Других конфликтов и проблем в придуманном мире ужасного будущего нет. Единственным занятием злодеев, от шестёрок до президентов, является охота за Главным Героем и всяческое вставление ему палок в колёса. Ну, все ведь узнали стерепотипное фэнтези с Древним Артефактом и Тёмным Властелином?

 

Трилогии. Молодёжные антиутопии всегда издаются в форме трилогий, зато при экранизации последнюю книгу делят на два фильма. Композиция тоже типовая. В первой книге — знакомство с миром и завязка конфликта (Китнесс выигрывает Голодные Игры, Трисс сбегает из Города, Томас проходит Лабиринт), вторая книга — бесконечные унылые блуждания и знакомство с новыми персонажами и фракциями (Трисс посещает Изгоев, Искренность и Дружелюбие, Томас бродит по пустыне), третья — развязка, разумеется, совершенно очевидная ещё с первой книги (тиранию Капитолия свергли, вот ведь неожиданность!)

 

Злодеи делятся на спятивших идеалистов, решивших спасти/переустроить мир (Джанин из Дивергента, Ава Пейдж из Бегущего в Лабиринте) и циничных прохвостов, мечтающих лишь о власти и выгоде (президент Сноу из Голодных Игр, Дженсон из Бегущего в Лабиринте).

 

Штатный предатель. В Дивергенте педаль ушла в земную кору. Здешний предатель переходил со стороны на сторону 3(!) раза, причём в конце концов остался с положительными героями. Да и вообще, все предатели в конце исправляются, понимают свои ошибки и помогают победить плохишей. А если им промыли мозги, то достаточно лишь вернуть им самосознание.

 

Полнейшее отсутствие вменяемой экономической основы для общества будущего. Дистрикт, разрабатывающий и производящий электронику и компьютеры живёт беднее, чем дистрикт рыболовов. Среди Фракций нет ни одной, которая бы занималась индустриальным трудом.

 

Воевать в мире пост-апокалипсиса не с кем, но, тем не менее, армия есть.

 

Высокие футуристичные технологии соседствуют с совершенно архаичными машинами и механизмами середины XX-го века.

 

Вторичность, а то и третичность. Голодные Игры взяли идею из Королевской Битвы и Бегущего Человека, Бегущий в Лабиринте позаимствовал многое из Повелителя Мух. Дивергент стыдливо прикрыл спёртое из 1984 Оруэлла фиговым листочком.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль