Задание в этот раз одно из самых интересных — мы будем с любовью прорисовывать наших дорогих героев. Большинство читателей берутся за книгу, чтобы прожить историю вместе с героями, сопереживать им или восхищаться ими. Именно герои и их поступки вызывают у читателей наибольший отклик. Добиться его сложнее всего, ведь на пути стоит множество преград из уже сложившейся системы взглядов и оценок, безразличия и даже неприязни. Как это преодолеть да и можно ли, я не знаю. Универсальных схем, чтобы герой зацепил всех и каждого, нет. Оно и понятно, ведь нет одинаковых людей, к кому-то ты совершенно естественно будешь испытывать приязнь, а от другого морщиться и избегать по мере сил и возможностей. И не факт, что твой сосед не будет испытывать ровно противоположное к этим же людям.
Посему скажу честно и без обиняков, это задание не поможет вам сделать героев более живыми и привлекательными в чужих глазах. Но оно поможет вам скомпоновать и структурировать информацию о них, продумать и понять глубже, чтобы в тексте не было досадных ошибок и разночтений.
Кроме того это задание — еще один шанс заинтересовать соклубников вашим текстом. Так что засучите рукава и постарайтесь выполнить это задание со всей увлеченностью и страстью, которую вы испытываете к своим героям и истории.
Это задание, как и все задания курса «Мастерство», подготовлены по материалам Фиал.
Это задание на весь октябрь — не спешим и помогаем друг другу.
Общие принципы курса:
10 число — объявление задания,
10 — 24 число — выполнение задания,
25 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,
25 — 10 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.
Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»
Заголовок: Курс «Мастерство». Имя Участника — Название задания
Теги: клуб романистов, сессия 3, курс мастерство, имя участника, название задания
Последней строкой в тексте должно быть:
Участвую во взаимопроверке
или
Не участвую во взаимопроверке
За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.
Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.
Участники взаимопроверки получают три задания, которые нужно прокомментировать до 10 числа следующего месяца.
Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 10 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.
О героях
Здесь я собрала короткий конспект на тему «герой», кому интересно подробнее — см. секцию «Что почитать?»
Хороший Герой Это
— неотъемлемая часть фабулы
— вызывает симпатию или эмпатию, но главное — интерес
— обязательно «настоящий»
— внешность — строится яркими штрихами, подается в действии лишние детали лучше опустить
— характер проявляется во время принятия критических решений
— изменяется от начала до конца произведения
— четкая мотивация (что хочет? что не хочет?) и определенная непредсказуемость
— внутренний конфликт (иначе плоский герой)
— цельность: герой ярче, определеннее, интереснее живого человека
Архетипами нужно пользоваться осознанно, а штампов — избегать. Подробнее почитать, чем отличается штамп от архетипа можно здесь. Плоские герои могут сгодиться для второго/третьего плана.
Каждый герой — часть писателя. Но не стоит путать их мировоззрение с мировоззрением писателя. Есть, конечно, и персонажи-зеркала, через которых автор показывает мир и события истории, и есть авторские я-персонажи, но достаточно часто маститые авторы оставляют их в тени, чтобы не давить на читателя собственной авторитетной позицией. Персонажи — это скорее отражение взгляда автора на людей и на окружающий мир, функции истории, которые в равной степени с сюжетом и декорациями работают на то, чтобы ярче и четче отобразить заложенную в тексте идею.
Героев нужно любить, а историю нужно проживать вместе с героями. Заимствовать из реальности героев можно, но лучше давать их определенную свободу развиваться самостоятельно.
Семь техник создания героя:
1. Описание внешности.
2. Мнение рассказчика.
3. Действие.
4. Ассоциации.
5. Представление мыслей героя.
6. Речь.
7. Мысли и мнение других героев
При этом описание лучше давать через действие, авторским мнением не давить, ассоциациями пользоваться с оглядкой.
Проработка героев
А теперь упражнения. Упражняться тут можно до бесконечности, а потому даже и не пытайтесь сделать все — только то, в чем чувствуете потребность.
1. Анкета — стоимость задания 2 балла
Метод трудоемкий и для любителей систематизации. Составить полноценную анкету на каждого героя — практически нереально, но для основных героев — вполне.
Варианты выполнения:
<i>Анкета персонажа</i>
<b>Имя:</b>
<b>Архетип/типаж/функция в сюжете:</b>
<b><i>Внешность:</i></b>
<b>Объективное описание внешности:</b>
<b>Предпочитаемая одежда:</b>
<b>Каким герой видит себя и каким его видят окружающие:</b>
<b>Описания из текста:</b>
<b><u>Характер:</u></b>
<b>Сильные стороны:</b>
<b>Слабые стороны:</b>
<b>Внутренние конфликты:</b>
<b>Внешние конфликты:</b>
<b>Цели и мотивация для их достижения:</b>
<b>Конфликт желаний (чего хочет герой) / потребностей (что ему на самом деле нужно): </b>
<b>Чего удалось достигнуть:</b>
<b>В чем герой потерпел поражение:</b>
<b><u>Биография:</u></b>
<b>Ключевые истории жизни: </b><i>родился, учился, вырос, детство, родители, воспитание, друзья, приключения, работа, карьера, влюбился, женился, дети, внуки и т.д., желательно в хронологическом порядке с датами.</i>
<b><u>Другое:</u></b>
<b>Личные вещи:</b>
<b>Дом / комната:</b>
<b>Привычки и хобби:</b>
<b>Речевые особенности:</b>
<b>Прочее:</b>
<b><u>Характеризующий эпизод:</u></b>
<b><u>Идея, которую несет герой в рамках произведения:</u></b>
Удалите любой пункт или добавьте сколько угодно новых пунктов. Можете скопировать карточку в ворд или в эксель. Организуйте ее так, чтобы было понятно, просто и удобно именно вам.
II. Полная анкета из книжки
При желании можете взять анкету из любого источника, например, книжка Юргена Вольфа, страница 114 — 116
III. Свободная форма
Придумайте свою анкету, свою форму и поделитесь с нами.
2. Визуализация — стоимость задания 2 балла
Если вы не любите систематизацию, но склонны к работе с интуицией и подсознанием, то попробуйте технику, описанную на страницах 117 — 119 книжки Юргена Вольфа.
Лучше почитайте там, но если в двух словах, то:
1. Закрываете глаза
2. Представляете, что приходите к герою домой (или где он живет)
3. Изучаете обстановку, запоминаете мелочи и детали
4. Ваша задача — найти фото, на котором изображен важный момент из жизни героя
Где вы нашли фото?
Что там изображено?
Если «фото» выпадает из вашего мира, то пусть это будет рисунок, дневник, заметка, голограмма — все, что угодно.
О результатах расскажите нам — любопытно же!
3. Сцена не из романа — стоимость задания 2 балла
Если у вас проблемный герой — не фокальный, не главный, то напишите сцену его глазами. Пусть это не войдет в роман, но это очень сблизит вас с героем.
Или напишите сцену из далекого прошлого героя — проживите важный для него момент вместе с ним.
Или опишите рассказ от первого лица о том, как живется герою на страницах вашего романа.
Или как жилось до того, как началось действие.
Используйте разные техники подачи героя (описание, действие, мысли, речь и т.д.)
В общем — никаких ограничений. Просто пообщайтесь с вашими не-главными героями и поделитесь.
4. Карта-схема взаимоотношений персонажей
Sv. I. поделилась с нами картой-схемой взаимоотношений между персонажами. Из новеллизации сериала «Твин Пикс» Д. Линча:
Наглядно показывает кто есть кто в вашем романе. Предлагаю не полениться и сделать. Можно в фотошопе, а можно и в ворде с использованием автофигур.
Что почитать?
Все еще рекомендую все-таки читать теорию, особенно тем, кто не доволен своими текстами — учиться никогда никому не поздно. Поэтому я специально потратила время, подобрала разные варианты, указала конкретные страницы и даже не поленилась выложить все ссылки, чтобы вам не нужно было ничего искать — просто кликаешь ссылку, вводишь пароль, открываешь нужную страницу и читаешь.
1. Юрген Вольф. Школа литературного мастерства Глава 6. Создание ярких образов (109 — 138 страница)
2. Найджел Ватс. Как написать повесть
Дополнительно
3. Джеймс Фрэй. Как написать гениальный роман I. Поговорим о персонажах (7 — 21 страница)
4. Роберт Макки. История на миллион долларов. Глава 17. Персонаж (252 — 275 страницы)
5. Еще одна любопытная статья по поводу архетипов героев
Обсуждения приветствуются в темах по ссылкам.
Удачи! Читайте дидактическую литературу, спрашивайте, помогайте друг другу, предлагайте — будем менять или расширять задание, если нужно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.