Доброго времени суток, дорогие мастеровчане!
Я смогла немного раскидать свои дела и теперь могу некоторое время поработать в тренажёрном зале. В связи с тем, что популярность тренажёрки стремительно падает и многие выполняют задачи спустя большее время, чем это планируется, сегодняшнее упражнение будет актуальным вплоть до следующих выходных (до 3 мая 2013 года), после чего куратор не будет гарантировать входа в тему.
Напоминаю, что правила тренажёрки тут. Их стоит освежить в памяти тем, кто подзабыл, и прочесть недавно к нам присоединившимся.
Итак, поехали…
Сегодняшний снаряд – «Эмоции».
Тип снаряда: описание
Вес: лёгкий
Подход: два
Одна из самых важных составляющих хорошего текста — его эмоциональность. Текст должен будить в читателе чувства сопричастности и должен явственно показывать чувства и эмоции героев. И, если первое выполнить подчас очень сложно, то второе — значительно легче. Эмоция — одна из форм познания, оценки и отражения действительности, это сугубо личное переживание, основанное на происходящей вокруг реальности, но пропущенной через призму внутренних убеждений, представлений или мотиваций. Эмоциональность героев — одна из сильных сторон литературы, привлекающей к ней не менее, чем интересный сюжет или эксклюзивная выдумка автора. Есть жанры, основанные именно на переживаниях героев, но и в других жанрах, далеко отстоящих от цели описать всю гамму чувств и эмоций персонажей, тем ни менее, эмоциональность героев оказывается очень значимой. Поэтому стоит помнить о том, как эмоциональность героя, его чувства, переживания и состояния можно передать в произведении. Если кто-то ещё мало об этом знает, то, как обычно, перед заданием — маленький ликбез. Если же Вы знаете о передаче эмоциональности достаточно, то можно сразу приступить в заданию, которое указано в конце поста
Описание эмоций в художественном тексте — это сложная работа, поскольку она многоуровневая и динамичная. Невозможно (или очень сложно) создать достоверный образ эмоции персонажа, только лишь называя его эмоцию, необходимо создавать многомерную картинку его эмоционального состояния. То есть эмоциональность — в первую очередь работа совокупности описания и подтекста. Так как же мы описываем эмоции, состояния и переживания героев? Способов, по мнению специалистов, три:
1. Лексическо-образный
2. Описательный
3. Основанный на подтексте.
В первую очередь, мы даём читателям представления об эмоциях и состояниях героя с помощью обычного описания. Ведь пользоваться словами нам, как правило, легче, чем более сложными конструкциями. Как часто, описывая то или иное состояние героя, мы попросту называем его эмоции «в лоб», не тратя сил и средств выражения мысли на то, чтобы описать эмоцию? Да, пожалуй, что очень часто. Самый простой и «дешёвый» приём описания эмоций — лобовая подача. Просто называть вещи своими именами, сразу давая читателю знакомый «маркер»- слово, обозначающее чувство или эмоцию:
… Сабля просвистела рядом с ухом. Но Виктор остался спокоен и целеустремлён…
… Увидев модную кофточку, Ксения закричала от восторга…
… Дети плакали от горя, гладя старую больную кошку...
К тому же способу лобовой подачи можно отнести и использование в речи автора устоявшихся выражений и образов, обозначающих те или иные эмоции, также выступающих в роли выделяющих эмоции маркеров.
… Михаил смотрел на уходящую Настю с собачьим выражением в глазах…
… Вера ломала руки, смотря в след Николаю…
… Буденко ругался так, что хоть святых выноси...
Ещё одна прямая подача — в речи самого героя. Тут всё просто: герой может назвать свои эмоции сам, или выразить их экспрессией в монологе.
… — Чтоб тебя черти побрали! Чтоб тебя цыгане всем табором да под цыганочку! Да как же так можно! В пятницу и не наливать?! — кричал пропитой мужичок возле запертой двери таверны…
...- Не уходи! Слышишь?! Я умру без тебя! Я люблю тебя, понимаешь?..
...- А вот и накуся-выкуся! А вот и фигу вам Володьку достать! Володьку-то без хрена не съешь, а с хреном-то и подавишься! Эгей! Дуля вам всем, а не Володька!
Второй способ мы тоже любим применять довольно часто. Это — описание проявления эмоций или состояния героя. Они могут быть, по мнению специалистов, трёх видов: психофизиологические, коммуникативные и фонационные. Психофизиологические описания мы видим, когда автор демонстрирует нам, как меняется герой по мере появления о него тех или иных эмоций, не называя эти эмоции напрямую, но в контексте происходящего они становятся нам сразу понятны. Для этого применяют описания цвета лица, непроизвольных действий и мимики:
… Только глянув на новую бутылку водки, дядя Миша стремительно побледнел, икнул и без сил завалился на спинку стула…
… Слушая квартальный отчёт, Степанцев прикрывался ладонью, давя навязчивую зевоту, и то и дело бросал взгляд на часы…
— Ситуёвина, — вздохнул прораб и почесал в затылке...
Коммуникативные — строго направленные на собеседника жесты и мимика, которые специально проявляются, чтобы указать эмоции, в первую очередь, для других персонажей, а уж потом — для читателя.
… Смотря на подходящего мужа, Настасья поддёрнула рукава цветастой рубахи и подбоченилась…
...- Да где ж вас носило-то, чумазики мои! — всплеснула руками тётя Таня…
...- А! — Плеханов махнул рукой, — Давайте пить!
Фонационные — это звуковые. Один герой орёт, другой шепчет, от одних эмоций голос становится мягким, от других — угрюмым, от третьих же срывается в фальцет — вся экспрессия чувств может быть выражена силой голоса и интенсивностью его подачи. Один начинает заикаться от переизбытка чувств, другой не может связать два слова, а третий под эмоции общается исключительно междометиями — всё это фонационные средства передачи эмоций.
...- По-по-подлец! — кричал Демьянов, — Убью тварь! Су-су-сука!..
...- Милая, — нежно прошептал Дима, — Какая же ты у меня… такая… ну… особенная!..
...- Заткнись! — ледяным тоном сказал Глеб...
Третий способ самый интересный. Собственно, он подразумевает уже работу с самим текстом, а не с конкретной строчкой. Но это — на следующий раз. (Это чтобы было интересно продолжать… ) А пока — упражнение.
Уважаемые мастеровчане-школьники! Задача в два подхода:
I. От вас требуется набрать десять фраз (связанных или не связанных между собой — дело ваше), в которых эмоции не будет называться «в лоб», но будут ясно и чётко передаваться читателю. Фразы, пожалуйста, пронумеруйте. Под фразами в рамке офф-топа или скрытого текста поместите нумерованный список с своим предположениями — какие эмоции в какой фразе вы зашифровали.
II. На посты других школьников сделать ответ (естественно, скрытым текстом), где описать нумерованным списком, какие эмоции вы увидели во фразах. При полном совпадении с авторским вариантом — ставьте автору плюс за пост.
Уважаемые школьники! Время пошло.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.