Однажды в интервью с кинорежиссером Нечаевым слышала, как он делился секретами профессии. Говорил, что для детей снимать куда сложнее, чем для взрослых, потому что аудитория более требовательная, не потерпит никакой фальши и уж тем более назидательного тона. То же самое и в литературе, мне кажется. Почему-то самые яркие и запоминающиеся произведения относятся именно к ней.
На цикл подросткового фэнтези украинских писателей Волынской и Кащеева под названием «Сивир» я наткнулась совершенно случайно. Хотя нежно люблю сам жанр, почему-то редко обращаю на него внимание из-за дурацкого предубеждения: детское чтиво в кричаще ярких обложках взрослым теткам читать не к лицу.
Итак, искала я материалы для исследования алтайского шаманизма. И в одной из электронных библиотек случайно прошла по ссылке на первую книгу под названием «Донгар — великий шаман», посмотрела обложку, изучила аннотацию, изошла слюной в купе с зеленой завистью, но читать не стала. Детская же серия — не мое. Ходила вокруг нее несколько месяцев кругами, пока статьей занималась, а потом не выдержала. Любопытство перевесило. Решила, ничего страшного — просмотрю пару глав, увижу, что примитив, и успокоюсь. Ну и как водится пропала… На несколько недель, пока последнюю страницу последней книжки не дочитала.
Книжка оказалась находкой, как в плане сюжета, героев, антуража, идей, так и в плане языка. Давно не видела таких ярких сочных описаний, динамичных боев, выверенной до крошечных сценок композиции. Нет здесь ничего лишнего, все на своих местах. Повествование закручивается в тугую спираль интриги на протяжении всех четырех книг и не отпускает читателя ни на минуту, заставляя то ежиться от страха, то облегченно вздыхать вместе с героями.
Как я уже писала, в первую очередь меня привлек необычный для современного русского фэнтези антураж. Здесь нет набивших уже оскомину принцесс и драконов, эльфов и вампиров, готических замков и рыцарских турниров. Здесь нет вообще ничего, что напоминало бы о традиционном европейском средневековье (как будто это единственное, о чем можно писать) или даже славянском средневековье. Сивир целиком и полностью построен на культуре народов Сибири, так мало изученной, но не менее чарующей, чем кельтская или скандинавская культура, откуда черпают сюжеты большинство авторов фэнтези. Мир прописан с большой любовью и тщательностью, за которой чувствуется рука действительно разбирающегося в теме человека. Мир достоверный и живой, в который хочется верить, в котором хочется прожить жизнь героев книг, проследовать за ними с самые дальние заповедные места и разгадать хранящиеся в них тайны.
Я бы назвала жанр, в котором написан цикл, шаманским панком (по анологии с дизельпанком и стимпанком) — мир, в котором технология пошла по совершенно другому пути развития из-за особенностей географических условий. Год здесь длится одну полярную ночь и один полярный день, города строят изо льда, белые шаманы лечат, учат и развлекают людей, а главным ресурсом является небесный голубой огонь, с помощью которого голубоволосые жрицы Храма управляют всем Сивиром, принося всем подвластным народам мир, согласие и процветание. Вот уже тысячу лет побеждены и изгнаны из мира злокозненные черные шаманы и кузнецы. И все бы хорошо, если бы не страшные напасти, поразившие отдаленную от столицы Юргскую землю: огненные потопы выжигают целые селения оленеводов тайги и тундры, отмораживают из вечного льда мамонты и свирепые великаны, в лесах плодятся многоголовые людоеды-мэнквы, сотни жизней уносят духи болезней кули. Белые шаманы ночью теряют силы, а голубоволосые жрицы слишком заняты своими интригами, чтобы обращать внимание на проблемы обычных людей. И тогда помощь приходит от тех, от кого ее совсем не ждали.
Очень необычны здесь и главные герои — по одному на каждую книжку. Что, если бы однажды ты узнал, что ты — легендарный персонаж из сказки, да не той, где говорится о славных деяниях могучих героев, а той, которой пугают капризных детей? Тот самый персонаж, чье имя боятся произносить вслух, тот самый персонаж, чье чучело сжигают на костре во время праздников, тот самый персонаж, чье появление означает великие бедствия для всего Сивира. Именно так и происходит с героями этой книжки. Кто-то пытается бороться со своим предназначением, кто-то легко принимает и даже гордится им, а кто-то просто не может поверить в то, что привидевшийся ему во сне бред — на самом деле правда.
Герои все разные и по-своему не однозначные. Каждый из них не тот, кем кажется на первый взгляд. Невзрачный мальчишка из отдаленного поселения хант-манов, которого даже соплеменники считали слабаком и неудачником, оказывается черным шаманом, единственным, кто способен камлать в ночи и сражаться с порождениями нижнего мира. К наследнику знатного рода кузнецов, гордости и надежде всего клана, мастерство приходит не от верхних, а от нижних духов, дарующих ему способность подчинять себе опасное рыжее пламя, которое не слушается даже жриц из Храма. В земле Саха измученная издевательствами отца-самодура девчонка устраивает пожар на полтайги, а не по возрасту сильный новичок в команде игроков в каменный мяч по желанию может обращаться в медведя. Всех их боятся и ненавидят, на них ведут охоту и желают сжечь на храмовом костре, но только они способны спасти Сивир от гибели.
Очень необычна и неоднозначна здесь мораль. Прежде всего, это книга о поиске себя и своего места в мире. Об осознании, что в мире нет ничего однозначного плохого или хорошего, а в каждом конфликте всегда виноваты обе стороны. О том, что не стоит слепо доверять правилам, а искать истину сердцем. О том, как сложно принимать ответственные решения, особенно если кроме тебя никто этого сделать не сможет. О том, что высокомерие и корыстолюбие — это дорога в никуда. О том, что каждый человек должен заниматься своим делом и не лезть туда, где он ничего не смыслит, особенно если это касается таких серьезных вещей, как бездумное использование сил природы или магии. Ну и конечно о дружбе, которая выручит там, где спасует даже всесильная магия синего пламени.
Что в этой книге может оттолкнуть потенциального читателя? В принципе, мне все понравилось, но книга уж очень нестандартная и я вполне понимаю, почему отдельные моменты могу вызвать у неподготовленного человека неприятие и раздражение. В первую очередь это то, что здесь не модулируется какая-то отдельная эпоха (Средневековье к примеру). Мир Сивира, скорее, кривым зеркалом отражает наш собственный современный мир с современными проблемами: социальными, моральными, экологическими и т.п. Наряду с этническими понятиями часто используются современный жаргон. По мне, все это делается очень гармонично, в духе постмодерна, но видела отзывы, где это вызывало бурю негодования. Также часто авторы цитируют другие знаменитые сказки или реалии (впрочем, как мне кажется, вторые угадать смогут далеко не все подростки).
— А по тундре, по железной дороге, где мчится поезд Ворк-у-та — Лен-ин-гуард… Мы бежали с тобою, опасаясь погони… — Он осекся. Совсем с мозгами плохо, однако, если вместо правильной и полезной песни кай сов с обращением к верхним духам, которой учил его шаман, он запел глупый шан сон.
Вот так, наверное, и Кай-Отступник когда-то! Тоже раздумывал-раздумывал — и поддался слезам Искусительницы Герды, да и покинул дворец первой и величайшей из Снежных Королев, так и не сложив из кусочков священного льда слово «вечность», что должно было даровать людям бессмертие. И сердце его, и глаза его проклятые растаяли навеки!
Девчонки остановились возле высоких классных дверей с изображением святой жрицы Мальвины, что разожгла Огонь Просвещения для диких народов бескрайнего Сивира. У ног голубоволосой народной просветительницы лежал черный ездовой пес загадочной породы — с вьющейся кудрявой шерстью, вислыми ушами и кисточкой на кончике хвоста. По легенде, именно он принес святую в Среднюю землю на своей широкой спине. В руках святая Мальвина сжимала свиток с гордым девизом: «Даже чурку можно научить читать!»
Хадамаха завертел головой, поглядывая то на одного, то на другую. Отношения у этих троих позапутаннее, чем даже в модных нынче долгих сказаниях-олонхо, от которых так млела его бабушка! Сказания порой тянулись по нескольку Дней, и бабушка исправно отправлялась за очередной новой песней — в последнее время их стали называть сериями. А учитывая, что на каждой площади тянул свой сказитель, старушки-любительницы только и шмыгали от одного к другому, порой сбиваясь в кучки, чтобы обсудить захватывающий факт, что «она его полюбила, а он оказался ее родным братом!»
А может, на подлете попадешься авахи Олеше из другого мира и превратит он тебя в куклу наследника Тутти! А что это такое, даже я толком не знаю! Но звучит — отвратительно.
Тут еще важно отметить некие черты сюрреализма: это шаманские видения, путешествия по Великой реке в нижний мир, сражения с духами, что порой грань между реальностью и сном полностью истирается и становятся возможными абсолютно любые чудеса.У чукчей и гекчей сохранилось древнее, еще до Кайгаловых войн, писание шамана Гай-дарб о том, как два брата-первопредка — Чук и Гек — в поисках отца совершили невероятное путешествие через всю среднюю Сивир-землю, и о неслыханных трудностях и бедствиях, перенесенных ими в ожидании отцовского возвращения из долгого похода. Правда, заканчивалось предание у каждого народа по-разному. Гекчи утверждали, что подлый Чук убил благородного брата Гека копьем в спину, желая единолично владеть привезенными отцом сокровищами. Чукчи же клялись, что все было наоборот — гнусный Гек всадил в доблестного Чука стрелу из-за угла!
Одним словом, эти книги стоит прочитать тем, кто умеет полностью отключаться от фэнтезийных и реалистических шаблонов и быть открытым перед новым ни на что не похожим миром, поверить и полностью его погрузиться в невероятные приключения.
Надеюсь, вам понравится.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.