Эта моя статья посвящается одним из самых неординарных авторов «Мастерской Писателей» Юханану Магрибскому и Твиллайт и их повести «Культурный слой». И вовсе не потому они неординарные авторы, что мои друзья, а как раз наоборот: я горд и счастлив, что могу назвать их своими друзьями, потому что вот так они пишут: необычно, глубоко и о серьезном.
Начну с того, что повесть «Культурный слой» — научно-фантастическое произведение в реалистических декорациях повседневности, посвященное проблемам этики науки и технологии — очень нехарактерно для обоих авторов. Твиллайт в моем представлении — сказочница, автор фэнтези с уклоном в мистику, этнику и мифологию, а Юханан — поэт-романтик, который иногда пишет романтическую же прозу. Но ребята не побоялись эксперимента, и у них получилось.
Эта история — сдержанное в своем реализме произведение: мир, отличающийся от нашего одним-единственным фактором (фант.допущением повести) — возможностью ментального переноса, взаимной «перезаписи» личностей между двумя людьми, этакого обмена телами. Кстати, хочу специально подчеркнуть, что нарочитый реализм окружающего мира, соответствие его нашему — это очень хорошее решение. Фантастическая мишура, вроде флаеров и голлокоммуникаторов, отвлекла бы от основоного смысла, размыла его, размазала и оттенила своей яркостью и по сути никчемностью в этом произведении. Потребовалось бы еще бог знает сколько тызнов, чтобы все это написать, и за этим потерялся бы спортсмен-ученый Виталий Навкин со своими идеями научных достижений и журналист Джем Уолтер со своей трагической любовью. Нет, тут все скупо на красивости, но зато очень глубоко и достоверно описаны персонажи, люди с их духовным и нравственным поиском, сомнениями, разочарованиями и победами.
Пожалуй именно это удалось в повести лучше всего: люди. Элен, ученый-математик — молодая женщина, старающаяся не показать любимому человеку страха перед слабоумием и смертью, но при этом хрупкая и нежная, и читатель видит эту хрупкость, эту болезненную красоту. Джем — Джереми Уолтер — с одной стороны наглый и беспринципный, как все успешные журналисты, и как журналист же — тонкий, вдумчивый психолог. А с другой стороны — верный своей любви, сострадающий и и сомневающийся человек, который не знает, стоит ли ему продолжать борьбу за спасение любимой, если результат совсем не обнадеживает. Или, быть может, лучше провести последние дни рядом, держать за руку и гнать прочь ужас одиночества. Куратор молодого Навкина, озабоченный прибыльностью своего предприятия; Ассистент Навкина-ученого — незаметный и верный соратник; распорядитель нобелевского комитета — чиновник со своими чиновничьими тайнами; внучка Наташа — девочка, восторжено влюбленная в знаменитого родственника. И, конечно, сам Виталий Навкин, главный герой произведения — очень непростой человек, «византиец», как называет его Джереми (и откуда сразу видно авторство Ю ))), хитрец, но хитрец умный и дальновидный: хитрости его не мелочны, не рассчитаны на скромную личную выгоду, нет, его интересует нечто глобальное и для себя самого, и для науки в целом.
Люди — главное достояние повести, и в этом можно смело увидеть продолжение традиций русской литературы, славной именно тем, как тонко и продуманно создаются в ней характеры героев.
Но скажу все же и пару слов о содержании.
Начинается история с того, что журналист Джереми кратенько рассказывает читателю историю своей любви к Элен, несмотря на молодость, уже известному в научных кругах математику: о ее заболевании, об их общей надежде на исцеление путем ментального переноса и о том, что между умирающей Элен и ее возможностью получить новое здоровое тело стоит другой знаменитый ученый — один из основоположников этой технологии, дряхлый старик Виталий Навкин. И вот Джереми едет в Москву, чтобы самому встретиться со светилом, заглянуть в глаза старцу и попытаться убедить, что не он, многократно сменивший тело, поживший, видевший и сделавший в этой жизни уже достаточно, должен жить, а его любимая Элен, которая еще мало чего успела и не совершила своих главных открытий.
И, думаете, вам расскажут о том, кто с точки зрения морали должен жить: старик-академик или молодой ученый и любимая женщина? А может быть мальчишка-преступник, тело которого и должно принять в себя личность счастливчика?
А вот и нет. (И я вам не скажу о чем — сами читайте.)
Авторы не так просты и в центре повести не эти вопросы, вернее далеко не только эти. Самым интересным лично для меня стал вопрос «культурного слоя» (здорово назвали, кстати, точно отражает идею) — а именно вопрос соотношения таланта и работоспособности, права и совести, какой из этих факторов в конечном итоге приводит к развитию личности и цивилизации? А кроме этого еще одна очень интересная тема — тема второго шанса и того, что есть личность, что есть душа человека? И что такое его тело? Только ли одежда души или нечто более важное и ценное? В общем, глубоко копнули, молодцы. И то, что ответов на вопросы как таковых немного, читателю самому придется их искать — это тоже только плюс.
Потому я не побоюсь повторить, что повесть действительно удалась, повесть серьезная, глубокая, не развлекательная. Но тем не менее, а вернее тем более достойная и широкой читательской аудитории, и публикации (если бы только это зависело от меня).
Так что, друзья-мастеровчане, очень рекомендую к прочтению повесть Юханана Магрибского и Твиллайт «Культурный слой».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.