Отзыв на роман "Чарослов" Блейка Чарлтона
 

Отзыв на роман "Чарослов" Блейка Чарлтона

+16
  • Блейк Чарлтон
  • Чарослов

Дебютный роман американца Блейка Чарлтона “Чарослов” был опубликован в 2010 году и стал первым в цикле из трёх книг, две из которых издала в 2016 году АСТ в серии “Мастера фэнтези”. У нас “Чарослов” получил противоречивые отзывы, но все читатели, как один, отметили необычную систему магии, основанную на лингвистике. Она то меня и заинтриговала. На сам роман я больших надежд не возлагал и правильно делал: даже самой оригинальной находке не под силу вытянуть произведение с серыми героями и слабым сюжетом. Но обо всем по порядку.  

Итак, у нас имеется Звездная академия, в которой молодых чарословов, обучают чарописи — той самой лингвистической магии. Напрягая мышцы рук, чарословы творят руны, которые образуют предложения и абзацы – из них и состоят заклинания. Магических языков хватает: одни попроще, другими владеют лишь опытные чарословы. Выглядит чаропись вот так:

"Он напряг бицепс, создав несколько рун, и увидел, как сквозь кожу и мускулы пробиваются серебристые чары. Еще раз — и вот он уже объединил слова в предложение, а потом позволил ему мягко скатиться вниз по руке.

Резким взмахом запястья он выбросил в воздух простое заклятие, похожее на трепещущий завиток серебристого тумана. Протянув руку, Нико направил этот завиток к загривку обезьяны.

В чарах содержался приказ раскрыть магическую структуру конструкта: стоило им коснуться горгульи, как та заискрилась серебром. Левой рукой Нико начертал второе предложение и поместил его рядом с первым. Светящаяся трещина пролегла по всему телу горгульи до самого хвоста — и спина конструкта распахнулась посередине, словно двухдверный шкафчик."

Аналогия с языками программирования напрашивается сама-собой. С помощью чарописи можно не только скастовать заклинание, но и создать, к примеру, конструкта, сознание коего формируют прописанные чарословом алгоритмы. Да и вообще, спектр использования чарописи довольно широк: от передачи сообщений через весь континент и до магических язв, от которых жертву натурально рвет словами.

В среде чарослов встречаются “дефектные” маги – какографы (от греческого kakos, что переводится как дурной (кто бы мог подумать?)). Этим ребятам чарописание даётся с трудом, а чужие заклинания они и вовсе коверкают. Одно прикосновение — и чаропись испорчена. Вот такая магическая дислексия. На этом моменте стоит упомянуть, что именно дислексию некогда поборол сам Чарлтон, и ею же он наделил протагониста “Чарослова”.

Никодимус Марка уродился какографом, и, как легко догадаться, его заветная мечта состоит в избавлении от недуга. Усложняет дело пророчество, согласно которому Нико то ли спаситель Альцион, то ли местный антихрист Буревестник. К началу романа Никодимуса не признали ни тем, ни другим, но мы то с вами знаем… Тем паче что и шрам есть: не молния, правда, но тоже сгодится. Если же отбросить проблемы с чарописанием, то окажется, что Нико откровенно скучный персонаж. Усредненный хороший парень, сирота (а как иначе?), двадцати пяти лет от роду. Последнее, впрочем, вызывает сомнения: уж слишком порывист и наивен бывает Никодимус.

Другое дело его наставник, чарослов Шеннон. Несмотря на почтенный возраст и слепоту, магистр сохранил энергию, честолюбие и острый ум. Он с легкостью водит оппонентов за нос – наблюдать за его манипуляциями и впрямь интересно. Мне долго казалось, что у Шеннона есть второе дно: уж слишком он хитрожопый для положительного героя.

Вот я и перечислил все плюсы романа: чаропись и магистр Шеннон. Дальше пойдут минусы.

Второстепенные герои вышли пресными и тусклыми. Про них и сказать то нечего. Не герои, а типажи. Амади – суровая стражница, друид Кайран – отважный телохранитель, какограф Девин – взбалмошная девица. Нет глубины. Да и с массовкой беда. Вокруг целая академия, но окромя двух магистров и кучки студентов, народу не видать, и это ощутимо портит общую атмосферу. Про антагонистов будет отдельно, но там все ещё хуже.

Признаю — первая половина “Чарослова” мне понравилась. Легкий слог (даже Ротфусс вспомнился), динамика, чаропись, которую автор красиво подал, Шеннон тащил харизмой, а Никодимус ещё не раздражал. Детективная интрига, опять же. Кстати, о зачине. В стенах академии объявился убийца в белом, открывший сезон охоты на какографов. Угадайте, кто его главная цель? Правильно.

В общем, все было неплохо, покуда я не добрался до середины романа, и тут началось:

Автор вычёркивает Шеннона из ПоВов и фокусируется на мечущимся со своей какографией Никодимусе. Герой сбегает из академии и обучается древней, запретной магии у премудрого народца. Злодеи походя выдают злодейские планы, злодейски хохочут и не менее злодейски предлагают править миром вместе. Никодимус то избранный, то не избранный, то снова избранный. Второстепенный герой жертвует собой, не забыв перед смертью дать наставление а-ля: “Не будь таким как я!”. У друидки двуручник за спиной. Худшие фэнтезийные клише бьют из всех орудий. И чем дальше, тем хуже. Даже занимательное поначалу чарописание скатывается к фаерболам и магическим мечам.

А злодеи, какие там злодеи… Давненько я не видел таких неудачников. Первый, тот самый, который убийца в белом, выскакивает, как черт из табакерки чуть ли не каждую главу. Его слишком много. С безумным смехом наперевес, он гоняется за героями, упорно обламывается и болтает, болтает. А плохой он оттого, что он злой и нехороший. Второй же антагонист вылез прямиком из преисподней девичьего фэнтези. Патлатый атлет с черными крыльями за спиной и вкрадчивым голосом. Демон. Владыка демонов. Подобно коллеге, он сулит героям власть над человечеством и создание высшей расы. А как не вспомнить дракона, которого злодеи взращивали десять лет, а затем бездарно и бесполезно просрали. Даже жаль их.

И вот читаешь и думаешь: “Зачем? Ведь нормально все было”. Оставь автор героев в академии, сосредоточься на чарописании, какографии, и получилось бы хорошо. Но нет, нужно спасать мир в качестве избранного. Мудрые наставники прилагаются. Будь история Нико камернее, и она только бы выиграла, а так — штамп на штампе. Согласен, и штампы можно вкусно приготовить, но Чарлтон даже не пытался. Сюжет не увлекает, нет интриги, да и сеттинг слабоват.

“Чарослов” сложно рекомендовать. Да, роман легкий и короткий — можно почитать на сон грядущий или в транспорте, но зачем?

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль