Орлов. Обзор.
 

Орлов. Обзор.

+3

Не перестаю перечитывать книги Алекса Орлова. Все, конечно, еще не прочитал, а вот первые перепрочел раз, наверное, пять.)) А потому что интересно.

Да, найдутся люди, наверняка, и таких будет много, что скажут, что книги Орлова — легкое чтиво для метро, туалета и чего там еще? Да, в книгах этого автора смысла не много. Да, соглашусь, что его в этих книгах нет вообще. Того самого, который все ищут, пыжась вывести отечественную литературу на какой-то там непонятный уровень. Да, это интеллектуальная жвачка и т.д.

Тем не менее…

 

Алекса Орлова фанаты назвали «русским Гамильтоном» из-за того, что творческую карьеру он начал с космической оперы. Следующие несколько книг тоже позиционировались, как космоопера. Да, собственно, все первые двадцать книг, включаемые в цикл «Тени войны», вроде как причисляют тоже к космоопере. И следующие книги, исключая фэнтезийные или дилогию про Тютюнина, вроде как тоже что-то связано с космосом. Космические боевики.

На самом деле, имхастое имхо, только первые книги можно отнести к космической опере. Той, которая классическая. Тут нам и полеты в космопространстве, и битвы космических кораблей.

Первая книга, давшая название целому циклу… «Тени войны». Честно признаться, я лично ее одолел с третьего раза. Потому что здесь, наверное, как нигде, чувствуется клиповый стиль автора. Как в кино, когда кадры мелькают то в одну сторону, то в другую. Главных персонажей — пятеро, из них выделяются только двое: Алекс Линдер и Морис. Остальные трое — постолько, поскольку. Вторичных персонажей тьма… и вот тут обнаруживается то, что в произведениях Алекса Орлова лично мне нравится: он прописывает не только девять из десяти вторичных, троичных, эпизодичных и т.д., персонажей. Каждый из них становится объемным и живым. Даже враги. Камера словно перемещается в стан врага, показывает его действия. В той же «Тени войны» следим не только, как вражеские войска пытаются отбить атаку хороших парней, но и становимся свидетелями некоего соревнования между двумя командирами звеньев летающих боевых аппаратов.

Из-за этого же, из-за клиповости, книжку читать бывает тяжко. «Кадры» так и мелькают, перенося действия не то что за тысячи, за миллиарды киллометров. Часто бывает, что еще не успев разобраться, в какой «сетинг» попали на сей раз, что за персонажи там действуют, автор уже переносит нас в другое место.

Уже говорил, что в цикле «Тени войны» двадцать книг. При всем этом — каждая книга, исключая разве что квадрологию про Ника Ламерта", является отдельным произведением, со своими ключевыми персонажами и своей историей. Если читать эти книги подряд, вот тут-то и обнаруживается их связь.

Вторая книга — «Атака теней», снова в нашу вселенную пытаются пробраться злодеи из параллельной вселенной. Этим существам нужен кобальт, и они не остановятся ни перед чем, чтобы его добыть. Здесь упоминаются персонажи первой книги, А Морис так и вовсе в паре эпизодов участвует лично.

Третья книга. Единственной связью с циклом может послужить разве что то, что главный персонаж — барркуда. В четвертой книге происходит полноценный контакт с народом из параллельной вселенной, а в пятой переход в эту вселенную уже открыт и охраняется космическими силами Федерации. В этой же, пятой книге, «Основной рубеж», происходит перемещение в параллельную реальность и, уже с этого момента наша вселенная остается «за бортом, потому что остальные истории „Тени войны“, да и не только, а и дальнейшие космические боевики, есть основания, происходят именно там.

Автор подбирает имена персонажам, даже если они появляются в истории эпизодически, но играют какую-то роль. В ход идет все. К сожалению, русских имен не много, но они есть. В основном западные, а то и вовсе придуманные. Кажется, что в подборе имен автор частенько иронизирует. А иногда и вставляет имена и фамилии известных нам людей, в чем тоже некоторая ирония проскальзывает.

Вообще, по поводу иронии — она сквозит практически во всех книгах. Вот давайте заценим один из эпизодов книги, что я сейчас перечитываю. Бывший наркоман и действующий наркоман пытаются пробраться в некое агенство. Само собой, оно охраняется:

«Агентство свободной информации» — гласила яркая неоновая вывеска, которая даже днем светилась на полную мощность. Под вывеской располагалась массивная дверь с глазком и двумя объективами видеокамер, а на противоположной стороне улицы, в кафе на открытом воздухе, сидели два человека. Они не отрываясь смотрели на дверь агентства, при этом один все время нервно сучил ногами и крошил круассан, а другой не переставая клал и клал в кофе сахар.

— Ну и что, долго мы здесь будем сидеть? — спросил Фредди Чингис, помешивая пальцем остывший кофе. В отличие от Михеля, он жевнул травки и чувствовал себя превосходно.

Его напарник жевать траву отказался, боясь, что, будучи под кайфом, не сумеет удержать нужную цену.

— Нельзя так сразу, нельзя. Речь идет о миллионах… — твердил Царик и продолжал крошить хлеб.

На дармовое угощение с крыши дома слетел воробей. Он проскакал у Михеля под ногами и стал быстро долбать крошки

Заметив краем глаза какое-то движение, Царик посмотрел вниз и от неожиданности жутко заорал.

Воробей тут же улетел, дама за соседним столиком пролила на себя чай, а официант едва не уронил три порции мороженого. Хозяин заведения выбежал из конторки, но, не обнаружив никакой опасности, пожал плечами и вернулся обратно.

Только Фредди невозмутимо обсосал сладкий палец и уже в который раз спросил:

— Ты идешь или не идешь?

— Я иду

— Ну тогда встали и пошли. Нам еще дорогу переходить.

— Пошли, — наконец решился Царик и отбросил в сторону остатки круассана.

— Вот это по-мужски, — похвалил Царика Фредди и, встав на нетвердые ноги; поставил в карман куртки недопитую чашку кофе.

Затем они взялись за руки и смело пошли через улицу прямо к двери агентства.

Подойдя вплотную, друзья остановились и стали осматриваться, пытаясь найти если не ручку, то по крайней мере сигнальную кнопку.

— Эт-то просто безобразие, — произнес Фредди и уже замахнулся кулаком, чтобы как следует двинуть по двери, как вдруг она открылась.

Охранник в красивом, похожем на смокинг мундире улыбнулся им, как старым знакомым:

— Прошу вас, господа, проходите.

Фредди и Михель протиснулись сквозь узкую щель, которую охранник оставил такой намеренно, но, едва они попытались пройти дальше, их остановил голос второго стража:

— На месте стой! Раз-два! Кру-гом!

Царик два раза повернулся вокруг своей оси, а Фредди недоуменно уставился на человека, обладающего фельдфебельским голосом:

— Чего орешь? Это, вообще, агентство?

Человек-фельдфебель несколько растерялся и ответил вопросом на вопрос:

— А в кармане что такое?

При этом он подался вперед и, прищурившись, повернул голову, словно хотел, чтобы Фредди сообщил ему ответ на ухо.

— Я вообще не здешний — я проездом, — заявил Чингис, не совсем понимая, о чем его спрашивают. Недавний прием травы все еще имел свое действие.

— Ага. Так вот мы сейчас проверим. — Охранник подскочил к правому карману Чингиса и молниеносно засунул туда руку. — Это что такое, твою мать, ублюдок?! — воскликнул он, доставая чашку с остатками кофе.

— О! Ты отнеси ее в кафе напротив, а то официант будет искать, — разъяснил ситуацию Фредди.

Напарник приставучего охранника стоял в стороне и злорадно улыбался. Было видно, что своего коллегу он недолюбливает.

— Зирвиц, они пришли не к тебе, — тихо напомнил он.

— Знаю, — после некоторой паузы ответил Зирвиц. — Но требования безопасности, а также… — Не договорив, он с деланной небрежностью махнул рукой и сказал: — Ладно, идите. Вы вообще к кому пришли?

— Нам нужен самый главный, — ответил Царик. — Руководитель…

— Самый главный? Тогда спросите мистера Филсберга, если он, конечно, захочет с вами разговаривать.

Или, из этой же книги, когда представители имперских служб пытаются наладить связь со свободными журналистами:

На третий день сборов журналистских авторитетов прибыл полковник Барнаби. Его представительский микроавтобус остановился возле ворот виллы, а следом за ним притормозил большой серебристый фургон совершенно непонятной принадлежности.

Билл Харченко первым заметил машины и, поднявшись с кресла, в котором дремал на лужайке, пошел навстречу полковнику.

Вовсе не подозревая, что здесь творится по утрам, Барнаби пришел в ужас. Прямо на его глазах обнаженные мужчины и женщины ходили по лужайке в обнимку, а добравшиеся до бассейна делали там что кому заблагорассудится.

Какой-то субъект, не стесняясь, мочился на клумбу, а другой выметывал завтрак, держась за колючие ветки живой изгороди.

— Не обращайте внимания, Хельмут. Это их вполне нормальное состояние, поначалу это и мне казалось уродством, но потом я немного привык. Оказалось, что они премилые ребята.

Билл снял шляпу, и Барнаби заметил, что Харченко за эти три дня даже немного загорел.

— Конечно, придется восстанавливать газон, чистить бассейн и делать в комнатах косметический ремонт, но, видимо, это уже входило в стоимость изначально, — философски, произнес Билл. — Кстати, что в этом фургоне?

— Группа поддержки.

— Чего поддержки? — не понял Харченко.

— Двенадцать человек из ведомства генерала Линкольна.

— Но зачем? Это ведь совершенно безобидные люди. Они не причинят нам никакого вреда. Вся их агрессия выливается в безобидные вспышки. Ну там, стакан о стену хлопнут или разобьют физиономию проститутке. Сущие котята, честное слово.

— И тем не менее, — Барнаби огляделся и оттянул слишком тугой ворот рубашки. Солнце пригревало, а одет он был тепло не по погоде.

— Идемте в комнату, которую я для вас приготовил. Там и переоденетесь.

— Да, пожалуй. Вот только нужно сказать водителю, чтобы он захватил мой чемодан.

— Отлично, пойдемте вместе. Кстати, а ваши люди из группы — они где будут жить?

— В фургоне отличные условия. Биотуалет, кондиционер, кухонная банкета, так что на неделю они обеспечены всем. Их легенда — инструкторы по верховой езде.

— Почему именно так?

— Фургон похож на те, в которых перевозят лошадей, вот мы и решили нарядить их в бриджи и жокейские шапочки.

— Понятно.

Харченко остановился в воротах, а полковник подошел к микроавтобусу и стал отдавать водителю распоряжения.

«Эх и вляпался я, — подумал Харченко. — За три дня подписал счетов на пятьдесят пять тысяч. Не надо было мне их подписывать. Но тогда кто бы это сделал? Ох и вляпался я»…

Позади тихонько свистнули, и Билл обернулся. Ханна помахала ему рукой и направилась к бассейну. Харченко помахал ей в ответ и сразу забыл про счета.

— Кто это? — спросил полковник Барнаби, неожиданно оказавшись рядом с Харченко.

— Ханна, — просто ответил Билл.

Это, вроде как, серьезные люди. М-да.

Вот это — тот самый авторский стиль, по которому узнаются его книги.

На самом деле, когда авторы начинают иронизировать и осмеивать людей и общество, в котором живут, лично мне это не нравится. Создается впечатление, что вокруг одни клинические идиоты. Кстати, второй раз перечитать „Мастера и Маргариту“ мне не дало именно это. И то, что не готов сейчас простить Булгакову, прощаю Орлову. Булакову не прощаю потому, что его „Мастер и Марарита“ претендует на серьезную литературу, а Орлову прощаю потому, что его Тютюнин этого не делает. То, к чему готовишься у Булгакова, разбивается вдребезги тем, что он дает, у Орлова же первоначально готовишься к „стране дураков“, получаешь именно это и, в результате, все довольны.

Не слабо сравнил, правда? Жду закидания помидорами и тапками.

Некоторые книги даже без натяжки сложно назвать космооперами, несмотря на то, что они причислены, скажем, к тому же циклу „Тени войны“. „Наемник“, „Представитель“, „Ловушка для змей“. То, что существует космос, другие планеты, корабли, бороздящие пространство между планетами, часто только подразумевается. Пара штрихов и все, о которых в дальнейшем можно и забыть.

Еще о двух факторах, присущими автору, забыл упомянуть. Часто рядом с космическими технологиями присутствует и нечто непонятное, магическое. К примеру, книга „Охотники за головами“ практически вся посвящена гонкой за некими магическими роботами принца Циркуса, выглядящими как древнеегипетские мумии и способные к вещам, неподвластным обычному разуму обычного человека, то есть магии. Или, в тех же „Тенях войны“, прибор, вычисляющий двойников построен с помощью полыни. Без этой травы — не работает, с ней, только так.

И еще: у Алекса Орлова нет ни лазеров, ни фазеров. В его космических книгах машины ездят на бензине, оружие стреляет обычными пулями, ну, разве что иногда с тем же кобальтовым напылением, что делает эти пульуи бронебойными.

Обстановка в домах такая, что мы привыкли видеть у себя дома. Сами дома и дворы космической цивилизации тоже обычные, привычные нам:

Как и следовало ожидать, после вечернего возлияния Джек Холланд проспал на работу и теперь почти бежал, чтобы не подвести дока Байрона. Навстречу попадались редкие пешеходы. Они бросали на Джека ленивые взгляды, принимая его за бегуна-любителя. Но Джек не бежал трусцой, он просто мчался, опаздывал на службу.

Джек плохо знал город и придерживался маршрута, который запомнился ему с первого раза. Это была не самая короткая дорога, но на эксперимент у него не было времени.

«А может, все-таки срезать?» – думал он, понимая, что безнадежно опаздывает.

Проходные дворы манили своей доступностью и утренней пустотой. Достаточно было свернуть – и три минуты форы в кармане.

«Ну ладно», – решился Джек и повернул.

Первый двор оказался совсем маленьким. Джек едва не столкнулся с местным дворником, бросил ему: «Привет» – и побежал дальше, а дворник остановился с нагруженной мусором тележкой, пытаясь вспомнить имя человека, который с ним только что поздоровался.

«Надо меньше пить», – заключил дворник и двинулся к ближайшей помойке.

Выскочив из тесного дворика, Джек оказался в симпатичном тупичке, кончавшемся виллой преуспевающего лавочника. За два дома до виллы дорога сворачивала в следующий двор. Вбежав в него, Джек увидел распахнутое окно квартиры первого этажа, где совершенно нагая девушка занималась гимнастикой на пушистом ковре.

Она была очень красива, и Джек невольно замедлил бег. Красавица делала махи ногами и приветливо улыбалась Джеку, совершенно его не стесняясь.

– Рита, закрой окно! – послышалось из глубины квартиры.

– Оно закрыто, дорогой, – отозвалась гимнастка, посылая Джеку воздушный поцелуй.

– А я говорю, закрой. Я же вижу, что какой-то придурок опять пялится на наши окна.

Девушка прервала занятия и, подойдя к окну, слегка притворила раму. При этом она повела плечами, и ее грудь совершила неправдоподобно вызывающее движение. Джек проглотил слюну и поспешил дальше.

Следом за этим двором последовала улица, целиком состоявшая из офисных зданий, и ничего интересного на ней не было. С тайной надеждой Джек Холланд вошел в очередной проходной двор, но никаких гимнасток здесь не имелось, зато совсем недалеко послышались выстрелы.

Обычность и сегодняшняя повседневность практически везде.

Одинаковый, исключая, разве что, дилогию про Тютюнина (еще вопрос, кстати), стиль подачи истории не говорит о том, что истории сплошь про одно и то же. Да, это все боевики, но при этом… Раскрою несколько сюжетов подряд, но не с первой книги:

Мафиози хочет присвоить себе фабрику, для чего подставляет ГГ. Тому приходится завербоваться в корпоративную армию.

Двое отставных военных, сейчас фермеров, выбираются с планеты, захватываемой некими конино, попадают к пиратам, которые хотят использовать этих самых конино в своих целях.

Пограничник на Основном рубеже попадает к врагам, выдает себя за своего и проникает в параллельную вселенную, пытаясь и там остановить бандитов.

Талантливый юноша берет дела по добыче кобальтовых метеоров в свои руки и достигает в этом успеха.

Двум „спящим агентам“ дается задание взорвать объект.

Главному герою нужно пробраться через тьму препятствий, чтобы доставить посылку в пункт назначения.

И т.д. и т.п. Сюжеты разнообразны, чем книжки этого автора и подкупают.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль