«Мне всегда нравились кладбища. Там так спокойно!»
Нил Гейман как никто другой умеет описывать приключения самых обычных, если не кривить душой, совершенно заурядных людей, попавших в круговорот опасностей, мистических событий и страшных случайностей. Никто из его героев не зовет неприятностей на свою голову, каждому из них больше всего на свете хотелось бы продолжить свою тихую, мирную, ничем не примечательную обывательскую жизнь. Но фантазия автора вовсе не интересуется тем, чего желали бы Коралина, Тень или дети Ананси. Гейман почти безжалостно обрушивает фунты лиха на последние спокойные деньки персонажей…
История с кладбищем – исключение лишь в том плане, что приключения героя начинаются почти с самого его рождения. Никт, так его назовут, еще толком не научился ходить, а уже сбежал от убийцы, пришедшего за его семьей. Не спасаясь, скорее, просто повинуясь детскому инстинкту исследователя, мальчик оказывается на городском кладбище, где и обретает настоящую семью. Из призраков.
Вместе с призраками Никт (или Bod, сокращенное от Nobody, Никто) учится, растет, попадает в приключения, знакомится с окружающим миром, спасается от упырей и мстит за смерть родных тем, кто на самом деле охотился вовсе не за ними, а за…
Впрочем, смысл даже не в интриге, смысл в том, что история получилась удивительно теплой и светлой, несмотря на то, что главным местом событий на протяжении восьми глав остается именно кладбище, совершенно каноничное кладбище. С мрачной часовней, плющом, заброшенными могилами, захоронениями ведьм, подземными склепами, полными загадочных существ, и призраками, живущими собственными законами, однако вполне соответствующими общепринятым правилам чести, справедливости и взаимовыручки.
Эти правила и становятся первыми установками, которые получает Никт…
«- Я многому научился на кладбище, — сказал Никт. — Я умею блекнуть и ходить по снам. Знаю, как открывается упырья дверь и как называются созвездия.»
«Кладбищенский маугли» знакомится с мертвыми поэтами и изучает с ними английский язык, оборотень обучает его магии и устройству мира:
«– Перечисли все виды разумных существ. Начинай.
Никт задумался.
– Живые. Э-э… Мертвые. – Он помолчал. – И кошки!»
Никт играет с призраками детей, которые никогда уже не вырастут, и его неумолимо влечет та жизнь, что расстилается за оградой кладбища. Однажды он ступит на мостовые большого города, но о том, что произойдет с Никтом потом, Гейман предпочел умолчать, оставив, надо полагать, на волю читательской фантазии, как и многое в этой истории.
Автор так и не рассказал, кто такой Сайлес, загадочный защитник и «крестный» Никта:
«– Ба-нан… – с сомнением проговорила она. – В первый раз слышу. В первый раз… Какие они на вкус?
– Не имею ни малейшего понятия, – ответил Сайлес: то, что он употреблял в пищу, были не бананы.»
… Как осталась за кадром и история противоборствующих сторон, воюющих за неизвестные и нераскрытые Гейманом идеалы, прервавшаяся дружба так и не возобновилась, а возможности новой встречи остались слишком туманными…
Простор для фантазии читателя открывается поистине безграничный. Может быть, для того и написана эта сказка?
«Ты живой, Никт. Это значит, твой потенциал бесконечен. Ты сможешь достичь чего угодно, сделать любое открытие, найти что-то новое. Если ты захочешь изменить мир, он изменится. Потенциал. Как только ты умрёшь, всё кончится. Всё. Ты сделал что сделал, придумал, что придумал, вписал или не вписал своё имя в историю. Возможно, тебя похоронят здесь. Возможно, ты даже восстанешь. Но твой потенциал будет исчерпан.»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.