Нестор Чернов, рецензия на «Смерть экзекутора»
 

Нестор Чернов, рецензия на «Смерть экзекутора»

+17
  • Империя Джи. Смерть экзекутора. 2 книга

А вот и нате! Получится, наверное, немного обобщённый обзор на оба тома (первый не дочитан) и обязательным образом со спойлерами.

 

Спустя много недель угроз по телефону, звонков в три ночи и зловещее молчание на том конце провода, я всё же сломался и согласился на расширенный отзыв.

 

Как обычно бывает с произведением, которое зацепило за живое, долго не мог решиться, с чего начать. Поэтому будет отзыв довольно беспорядочным. Всё ведь познаётся в сравнении, да? И чтоб не подумал никто грешным делом, что я тут отрабатываю иллюстрации, скажу. Скажу, что встречал произведения, где погружение в авторский мир — именно в окружение, где происходят действия — было глубже. Возможно, это эффект от слишком сильной другой составляющей, пси-фона произведения.  

 

Что мы имеем… Имеем мы некоего Джи, императора всея Вселенной, слугу народа и защитника государства (вот от него защитил бы кто). Правит он, надо признать, мудро (без сарказма). Даже не пробует замахнуться на утопию, ибо знает, к чему это приведёт — ну не может абсолютно всем быть одинаково хорошо. Есть употребление наркотиков, преступления, войны, даже казни — немыслимое, казалось бы, для развитого общества. Но Джи понимает пагубность застоя, поэтому все эти, казалось бы разрушительные, процессы не только не пытается искоренить, но иногда и сам инициирует. Чтобы расшевелить людей.

 

Огорчу и порадую автора одновременно: я пока так и не понял, чего Джи добивается. С одной стороны, коли человек переборет тягу к тлену и захочет чего-то большего, он может поставить себе целью стать ажлисс. Это какая-никакая перспектива. Для обычного человека. Но бессмертие — такая же спорная тема, как и утопия. Это застой. Ажлисс даже придумали себе забаву и назвали это заботой о человечестве, лишь бы не скучать. Это и есть вторая сторона: невозможно построить общество, состоящее из одних лишь бессмертных, так к чему ставить перед обычными людьми такую цель? Джи не может этого не понимать, посему оставляет меня в недоумении. А ещё он зачем-то выращивает себе ручных инквизиторов: любовников, палачей, абсолютную военную пси-мощь. И подсказывает мне что-то, что не только для упомянутого они ему нужны. Есть ещё какое-то назначение, которое остаётся за кадром, о котором не догадываются сами инструменты.

 

Крошка. Яркий пример практически идеальной дрессуры. Хотел взяться за подробный анализ этого персонажа и неизбежно срывался в пропасть бихевиоризма, психоанализа и психологии личности. Увы, познания мои в данных областях не настолько глубоки, чтобы безошибочно сформулировать все необходимые тезисы. Поэтому надо отдать должное автору: отражение профессиональных навыков либо житейский опыт (в этом случае тем более!) помогли создать нечто глубокое и прекрасное. Поэтому не буду особо углубляться в описание методов и инструментов воздействия на маленькую девочку.

 

В экзекуторе настолько хорошо воспитали чувство привязанности, что у неё ни разу не возникло и тени сомнения по поводу правоты своего императора. Будь то приказ о расчленении клинком преступника (незнакомого человека) либо убийство питомцев, с которыми проведено всё детство — император лишь даёт нужную мотивацию. Достаточно пары слов, базирующихся на гранитной платформе многолетнего культивирования безоговорочного послушания и непоколебимой веры в своего императора, и экзекутор выполняет свой долг. Следует отметить, что все размышления, самомотивация, объяснение Крошкой принятых приказов, всегда шли уже после исполнения.

 

Насколько я понял (дальше сплошные догадки), второй том посвящён очередному этапу дрессуры экзекутора. Она развлекается, как только может: мазохизм, слияние сознания с наркоманом. Однако этим не заменить самый сильный источник счастья и любви, личный наркотик Экзекутора, на котором и было основано всё воспитание — Джи. И она начинает думать, что всё же нестерпимо больно быть одиноким, без любви. А император всё в свой мастерской торчит, всё реже с ней встречается ночью…

 

Конечно, можно было бы это исправить учащением… встреч, но каждый знает, что нельзя по первому требованию давать ребёнку желаемое. И чтобы в который раз убедить экзекутора, что никто, кроме императора ему не нужен, Джи разрешает взять питомца — человека. План, несомненно, был в том, что Крошка некоторое время позабавиться, соскучится, отбросит игрушку. И своё она не получила, и за подарок-урок благодарна, и к Джи ещё больше привязалась — идеальный план. Стоит так же отметить, что удовольствие крошка получает не от физического, а от эмоционального контакта, как и полагается эсперу. Всё поначалу вышло даже лучше задуманного: человек игрушкой быть не захотел, всячески отбрыкивался и таки отбился, вырвался в сравнительно вольную жизнь. Тут, казалось бы, Джи своего добился. Крошка всё же в глубине души надеялась однажды завоевать любовь Сергея, но это пустяки. (Отметим два приоритета на тот момент: Сергей и Джи. Это важно*)

 

А потом прилетело, откуда не особо ждали. Семья Экзекутора казалась уже пройденным этапом, с мужем и детьми она со своей стороны все точки расставила. Но буйный Ристен нашкодил и попался, а его пламенная речь о смысле жизни, точнее об его отсутствии, растопила лёд, и маман из жалости убивает своего сына. Горечь утраты, чувство вины и презрение к самой себе, к существующему строю заставили впервые усомниться в правоте Императора, впервые! Как и полагается эсперу, она стала искать утешения, и отправилась к Сергею*.

 

Не знаю, ожидал ли такого Джи, или же сам этого добивался, но хотел провести Крошку другим путём, но она вышла на новый уровень. В который раз погрузилась в боль и отчаяние, как было и в первой книге, когда она должна была открыть экзекуторские способности, но на этот раз настолько глубоко, что открыла в себе нечто новое и превзошла (а может он и поддался?) самого императора. Взяла его под контроль, благоустроила жизнь возлюбленного. И финальный поступок её тоже вполне логичен. Вполне ожидаемый вопрос: «почему она не замочила гада, разбила бы его крилод, вместо своего, и укатила бы с Серёженькой и его женой (третий не обязательно лишний) навстречу солнцу». А вот и нет. Всё, во что она верила, разрушилось настолько, чтобы потерять волю к жизни, но недостаточно, чтобы унести с собой в могилу самого Джи. Во время сильного эмоционального потрясения здравый смысл сбоит, у чувств своя логика. Решив умереть, Крошка это и делает.

 

Повторюсь, произведение нельзя назвать поверхностным. Взять опять же тему общественного строя. Да, захватили землю. Да, некоторые погибли. Да, несогласных принуждают, надевают ошейники, подавляют волю. Но что было у землян до вторжения? Неужели вечные войны, лживые политики, болезни и социальная несправедливость лучше того порядка, который принесли ажлисс? Больше нет излишеств и бедности, каждый получил то, что ему нужно, выбрал профессию по душе, и единственным весомым аргументом для отторжения нового порядка является априорное враждебное отношение ко всему новому.

 

С нижними слоями, допустим, разобрались. Теперь ажлисс. Сила империи в том, что не существует неприкасаемости и безнаказанности. Никто не нарушает правил, даже император (ну разве что втихаря). Каждый держит ответ перед другими, каждого, включая самого Джи, время от времени проверяют. А нарушителей казнят, что мы и видим на примере Кина.

 

Ещё немного о том, почему книга мне понравилась. Соблюдение девиза «не говори — покажи!». Особенно актуально это для второй части. Минимум объяснений. Всё происходящее описывается как данность, как хроника, без лишних реплик героев или отвлечённых размышлений автора. Это, собственно, всегда я считал солью: чем непонятней, тем интересней. Поэтому первые главы первого тома мне показались излишне информативными. Конечно, это подстраивание под читателя, желание дать тот самый «обоснуй», постулаты героев и основы общественного строя. Но ИМХО таково, что это излишек. Наверное, как раз поэтому второй том пострадал меньше, вся шелуха осталась позади, развязав автору руки. Как тот архаичный второй пентиум при запуске, мозг жалобно скрипит в попытках понять и принять логику открывшейся реальности. Сопереживание к главному герою меняется от жалости и сострадания к брезгливому отвращению, а иногда, что самое страшное, можно увидеть в происходящем свои собственные хорошо маскируемые пороки и желания.

 

Конец.

 

Оригинал опубликован author.today/review/2309

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль