"… все, что можно себе представить, существует на самом деле. Очень далеко, очень давно, очень иначе, но существует. Все, что вы когда-либо измыслите, в ту же минуту подтвердит свое существование, обернется и посмотрит вам в глаза"©.
Когда двум «цивилам»-младшекурсникам, изнывающим от скуки в палимой жарой Москве, предлагают принять участие в ролевой игре по «Властелину Колец», они охотно ухватываются за возможность развеяться необычным для себя способом. Правда, к их разочарованию, им достаются роли не эльфов, но хоббитов – зато тех самых хоббитов. Добродушный рассеянный Дюша примет на себя роль верного Сэма, а его бойкой подруге Генке предстоит нести к условному Ородруину дешевое обручальное колечко — Кольцо Всевластья.
И игра начинается – с хохмами и приколами, с целым ворохом комических ситуаций, в которые, наряду с главными героями, попадают девица-Арагорн, сладкая парочка Леголас и Гимли (тоже, кстати, девицы) и куча других фриковых персонажей:
Генка, чувствуя себя полной идиоткой, зажимает лошадиную палку между коленками и, подпрыгивая, бежит к воде. Назгулы с воем несутся за ней, путаясь в плащах и цепляясь за выбоины игрушечными лошадками. Генка оборачивается, раздраженно отбрасывает коня в сторону и припускает изо всех сил. У нее хорошие спортивные задатки и длинные ноги.
— Эй! — кричат обиженные назгулы, — так не по правилам!
— В пень правила! — кричит Генка на бегу, — я Средиземье спасаю!
А между тем, пока герои веселятся, тени мало-помалу удлиняются, в игру вступают другие силы, а сама она становится до жути настоящей. И сквозь обыденность московских улиц все явственней проступает Иное.
— Поезд видишь?
— Но он же не в ту сторону, — блеет Арагорн. — Нам на Комсомольскую… питерские эльфы…
— Дура, — с чувством говорит Генка и прыгает в открывшуюся дверь. Одной рукой она вцепилась в Дюшу, другой — в упирающегося Арагорна. Назгулы, сориентировавшись, прыгают в ближайший вагон. Прежде чем поезд трогается, Генка, продолжая мертвой хваткой держать Арагорна и Дюшу, вываливается из поезда на платформу. Поезд трогается, за стеклом маячат черные остроконечные тени. Генка в ужасе видит, как черная рука пытается просунуться между створками двери.
— Что это б-было? — бормочет Арагорн, поправляя съехавшие очки.
— Назгулы, разумеется, — холодно говорит Генка, — ты что, настоящих назгулов не видела, идиотка?
Как и положено остросюжетному роману, книга изобилует приключениями – иногда смешными, иногда страшными, стычками, погонями и лихими поворотами сюжета. Но главное в ней все-таки именно это прорастание чуда, преломляющего привычную реальность в совершенно фантасмагорический мир. Чуда, порой совсем не такого, какого хотелось бы истосковавшимся по нему людям:
— Все так, — согласился Черный человек, — за одним маленьким исключением. Посмотри на его ноги.
— Он обмочился. Ну и что? Это не стыдно, это от боли. Вы умеете делать больно.
— У него шерсть на ступнях. Раньше у тебя была шерсть на ступнях, недорослик? Все возвращается на свои места. И кольцо вернется. Вы ведь сами этого хотели, разве нет? Вы же в нас играли. У вас был мир без чудес. Вам же это не нравилось. Только люди, больше никого. Ни в подземных провалах, ни в лесных дебрях, ни в ваших городах… Пусто. Мы только исполнили ваше желание. Мы открыли двери чуду.
— В пытках и унижениях, — спокойно заметил Боромир, — нет больших чудес. Они это и сами умеют.
Наносное словно отшелушивается слой за слоем: вот бутафорские эльфы-ролевики, а вот уже и другие, остроухие и нереально прекрасные. Хамоватые и высокомерные, сыплющие студенческим сленгом: а что с них взять? вот такое порождение коллективного бессознательного. Но есть и третьи (третья), в которых истинное почти не искажается наносным, или искажается в гораздо меньшей степени — несмотря на.
— Здесь, у вас, людям очень плохо. Ты знаешь — со временем они развоплощаются. Все. Потому что слишком много призраков несбывшихся надежд толпится вокруг, и каждая отъедает кусочек чьей-то жизни. Они питаются человеческой жизнью, эти призраки. Почему у вас никогда ничего не сбывается?
Хотя, в принципе, следование сюжетной канве ВК должно было сделать книгу предсказуемой, этого не случилось. Здесь все пойдет иначе, чем ожидается как читателями (мной, по крайней мере), так и самими героями романа. Одно из достоинств текста – логичный и при этом совершенно неожиданный финал.
Отдельно стоит сказать о персонажах. Главные (да и второстепенные) герои – на редкость живые, естественные, не лишенные слабостей и одновременно привлекательные, даже ехидство Генки целиком вписывается в характер и не раздражает. А если к этому добавить целую коллекцию харизматичных злодеев, то…. ммм… получилось вкусно.
При первом прочтении во всей книге меня раздражали только авторские комментарии: не-не-не, если захочется такого стеба, лучше Свиридова перечитать))). К счастью, этих комментариев немного, так что при перечитывании я их без зазрения совести пропускала. И еще есть крупный фактологический прокол:
Лутиэнь – блондинка
В остальном – легкая, увлекательная и добрая книга. Как по мне – не на один раз.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.