Кристиан Бэд, «Дурак космического масштаба»
 

Кристиан Бэд, «Дурак космического масштаба»

+18
  • Дурак космического масштаба

author.today/work/2445

samlib.ru/b/bed_k/14.shtml

Введение первое.

Люди смешно устроены: плачут о прошлом, безнадежно ждут будущее, но в упор не видят настоящего. Причем, настоящего во всех смыслах: как того самого мгновения жизни, проживаемой нами (каждым) именно в этот момент, так и «настоящего» в смысле истинного. А почему? Потому что некогда? Почему мы бежим-бежим куда-то, не успевая осознать, что жизнь — вот она, прямо сейчас? Потому что мы должны воплотить в свою жизнь чьё-то чужое мнение и стать богатым, счастливым, успешным? Зачем нам это где-то там в будущем? Тогда мы проживаем нашу собственную жизнь по чужим меркам… Нет, мы всё-таки не можем по-настоящему чужому мнению верить! Сами двигаем своими руками-ногами, думаем свои мысли. Сами решаем, что делать и куда бежать. Мы набиваем свои собственные шишки на своём собственном лбе.

Но многие «мы» только к исходу этой самой своей жизни убеждаемся, что наше мимо нас уже не пролетит. И не потому, что будущего перед нами осталось всего ничего. А потому что вот оно — прямо сейчас, сию минуту у нас в руках.

 

Там где и было с самого рождения.  

 

Введение второе.

Лет десять-пятнадцать назад, когда я свои рассказушки отсылала в редакции факсом, а в интернете только-только появился Самиздат, я начала читать эту книгу, по своей дурной привычке откуда-то с середины и не обращая внимания ни на имя автора, ни на название. Потом что-то произошло и я книгу потеряла, не дочитав. То ли младшенький сын поиграл с компьютором и убил всю историю браузера, то ли просто компьютор в очередной раз издох — у меня техника была отнюдь не уровня феррари, но я, адски скучая по книге, так и не смогла её найти.

 

Потом познакомилась с Кристианов на ЛЭ, заглянула в его тексты, и ни одна подлая фибра в моих жабрах не шевельнулась! Не, я отметила ураганный въезд в события, отличную сценограцию и построение абзацев: когда каждое последующее слово и действие закономерно и всё-таки неожиданно, под своеобразным авторским углом, вылупляется из предыдущесказанного… Но опять, отягщенная проходящим конкурсом, формально отписалась по первой главе и, с чувством выполненного долга, слиняла.

 

А вот фиг. Судьбинушка моя снова показала мне морду снежного барса на Автор.тудей.

Да и не было тогда на СИ никаких барсов! Книгу я тогда выдернула наугад из фиг знает какого списка.

Но вот он, а-а-а-а-аааа!!! Потерянный текстик!

 

Я отключилась от жизни на целый вечер. Захотела нырнуть и не выныривать. Ребята, это одна из сильнейших и многоплановых, но возмутительно цельных книг, которые я когда-либо в своей очень богатой на чтение жизни читала. Изумительное единство мысли и подачи. Очаровательнейшее владение контекстом: герои подаются не только привычным, кратким описанием, но и совершенно ненавязчивым уровнем реакции остальных персонажей. Никакого гнусного морализаторства в лоб. Хотя книгу спокойно можно отнести к эзотерико-философским. Но, СТОЯТЬ!!! Это боевик и очень даже бодрая приключалка.

 

Создать бронебойную цельность из фрагментарного «дневникового» изложения, когда главгер записывает только то, что выделяется из рутины жизни — такое дано не каждому. И при этом мир и вселенная складываются в гармоничную картину. Но некоторые не смогли. Утомились, малохольные.

 

Ага, я заглянула на СИ в рецензии. Поржала. Бедняжки! Малые дети, привыкшие читать буквари с картинками и стрелочками. Я врач и могу посочувствовать читателю, чей мозг ограничен анимэшными героями и простенькими комиксами. А чо? Бацать все вокруг одним и тем же супр-пупр-плазмаганом, чо ещё-та? А вот фиг. В произведении достаточно большое количество разнообразнейшего инвентаря. Мир развивается и технически не стоит на месте (как намеренно заторможенная реальность моей вселенной Джи, хотя нашлись нытики, которым и это не угодило). Но для ленивого читателя может стать препятствием, разбивающим «реал книги» на кусики. Словно истерические домохозяйки девятнадцатого века, вдруг попавшие в наш мир и растерявшиеся:

— А-а-а-а у них там есть миксер и микроволновка?! А-а-а-а, зачем еще мультиварка-а-а-а?!

Да, я мстительная старая клюшка.

Повторю: Кристиан фантастически точно умеет работать с контекстом. Один из малого количества современных авторов, что двумя словами, репликой, вроде бы ненароком брошенным словом, метко и ярко показывает характеристику даже однократно проскользнувшего статиста. И прекрасно выдерживает характер персонажей, не забывая про его развитие. Не забывая ничего и любая, вроде бы случайная мелочь, логична, вытекает из предыдущей, раьотает на идею и обеспечивает появление следующей. И это отнюдь не скучно! Потому что автор умеет показать любую мелочь с неожиданного угла.

Главгер в начале книги зеленый щенок, удравший с аграрной планетки в действующую армию, чтобы не загнить от скуки на ферме. Выбранный вторым в пару за некую «нешаблонность» реакции и даже своеволие, Агжей на протяжении книги ищет свой путь… Эта возня с другими такими же «щенками» уже повзрослевшего Агжея, и его путь, который из «личного», набирая обороты и собирая команду, неоступно превращается в судьбоносный для всего обжитого космоса. Красиво сделано. Феерично. Действие воистину ураганное. Но к любому куску можно вернуться и наслаждаться неоднократно. Ибо красиво.

Дам цитатой большой кусок, намеренно отличающийся по стилистике от основного повествования. Это дневник в дневнике, переосмысление главгером старой обиды, которая на самом деле переварившись и усвоившись, начала восприниматься иначе:

...«В открытом космосе, если ясно понимать, где ты и что здесь из себя представляешь, — невыносимо страшно. Недаром звездное небо таким, как его видно с корабля, можно посмотреть только в навигаторской. У остальных на экранах сигналы да траектории. И ты либо мыслишь этими траекториями, либо в какой-то момент пространство начинает выдавливать твои мозги прямо в большой космос. Этому даже есть название — «безумие неограниченного пространства». И вышибает эта болезнь самых умных, самых перспективных, самых молодых. Потому что клопы в человечьем обличии присасываются к кораблю крепко, живут своим проверенным мирком, держатся за него всеми лапками. И выживают. А остальные — стреляются.

Собрать подобие оружия из подручных деталей любой пилот может. Этот — такое соорудил, что техники не сразу поняли, что за хрень. Но сработала.

Как всегда — первогодка, как всегда — перспективный, как всегда — просмотрели. Полгода без твердого грунта под ногами, и все.

Значит, была крыша — раз сорвало. Значит, был человек. Вот так и узнаем.

Некоторые рождаются людьми сразу. Как будто помнят, что можно, а чего ни в коем случае нельзя.

Некоторые вырастают в людей долго и мучительно. Но вырастают. Им хватает одной лжи во спасение, одного предательства. Они учатся, набивая шишки.

Остальные…

Что ж, остальные «держат» форму нашего мира, не дают ему сбежать, когда мы отводим глаза.

Так что, это даже хорошо, Анджей, что тебе в очередной раз нагорело сегодня от навигатора. Во-первых, твоя голова трещит от заданных им расчетов, и ты точно не думаешь сейчас о том, что не дает спать мне. Во-вторых, порицания тебе уже идут на пользу, значит — толк из тебя будет.

Кстати, те, из кого не получается в конечном итоге ничего — особых порицаний тоже не нахватывают. Им не за что. Они — безынициативны. Ты же решил познавать мир, зарабатывая на каждой ступеньке. Ну и зарабатывай. Главное — чтобы не сломал шею.

Это странно, но навигатор, любя одного щенка, решил отыграться на другом.

Хотя, вполне возможно, он и меня обманул, и сорвался на тебе совсем не случайно. Вы слишком похожи с тем парнем, который умер вчера ночью. Оба из той породы, что полагает, будто Вселенная должна быть добра к нам уже потому, что мы есть.

Но Вселенная — суровая мать. Ей сначала нужно доказать, что ты — существуешь. Что именно твое 'я' способно влиять на ход событий и останавливать зло. Пусть даже ты будешь останавливать своим телом пули.

Вот этот пацан и решил, что проще остановить пулю.

Но такое никто не признает за Поступок — ни Вселенная, ни боги, ни люди.

Пуля, выпущенная своей же рукой в себя — не есть вселенское зло. Это — просто пуля.

Так-то, Анджей. Уж лучше тебе точить зуб на навигатора, чем думать о том, о чем думать пока не положено.

Похоже, тебе эти расчеты даже во сне снятся.

Может быть, я помогу тебе завтра. А может — и нет. Я сам не знаю, что будет для тебя лучше… »

Я помнил этого парня, тоже второго пилота, который, похоже, заново изобрел порох, а может, и вообще что-то стоящее изобрел лишь для того, чтобы из самодельного оружия выстрелить себе в рот.

Помню, как меня задели тогда глупая придирка навигатора и какое-то непосильное задание. Я не смог даже присутствовать на похоронах.

Помню, что и Дьюп никуда не пошел, но и помогать мне отказался наотрез.

Он просто сидел, уставившись в экран и пил холодную воду, словно это было спиртное. Потому что взгляд его все тяжелел и тяжелел. Если бы я не видел, как он наливает из кулера эту самую воду…

Я не знал, что Дьюп думает об этом парне, мне было жалко тогда только самого себя. Я представлял похороны каким-то развлечением, которого меня лишили.

Самое обидное, до того я был уверен, что навигатор относится ко мне неплохо. Выходит, я просто не мог понять этого «неплохо».

Нет, вся красота этого кусика не видна в одном таком кусике.

В книге же масса неожиданных решений и достаточно нешаблонных операций. Хотя один (напр) десант на Грану способен вознести читателя на вершины литературного наслаждения.

При всей это ураганной динамике автор дает нам время передохнуть, вставляя в разумных количествах более спокойные флэшбеки, размышления и капельку эзотерики.

Отдельно хочу похвалить остроумные, живые и естественные диалоги.

В целом язык книги такой же активный и яркий, как жизненная позиция главгера. Несмотря на то, что Агжей вроде бы фермерский сын, а потом простой солдат, он стремится быть не дураком от сохи, а начитан и постоянно занят самообразованием. Даже в армию пошел больше из желания посмотреть мир, а не сгнить у курятнике. Словарный запас рассказчика богат и разнообразен. Но нигде автор не позволяет герою растечься мыслию по древу. Агжей все-таки военный. Его слог как и ум: быстр, лаконичен и весьма красочен. Парочка забавных ругательств придают атмосферность и обаятельность.

Фантастическое допущение прекрасно взаимодействует с историей и является неделимой частью. Не могли бы ученые провернуть «омоложение», не смогли бы открыть новую ступень развится интеллекта, не возникли бы три пути; три способа восприятия реальности, рождающие четвертый: человека истинно разумного, влияющего не только на себя, но и на взаимосвязь всего сущего…

На первый взгляд нормальный такой маскулинный боевичок про войнушку при внимательном прочтении оказывается учением о Созидании Мира, о ценности каждой отдельной жизни во многих, иногда мимолетных и даже не замечаемых нами взаимосвязях. О том, что каждый, буквально каждый, сам строит не только себя и свой мир, но сознательно или бессознательно вращает Вселенную, зажигает и гасит звезды.

Сейчас, когда на удивление наш мир стал возмутительно маленьким и весь вмещается в экран телефона… Когда не нужно даже вставать с горшка, чтобы узнать, что делается на другом конце света… Именно сейчас мы вдруг оказались разобщены и рассыпаны по изолированно-виртуальным капсулам личного бытия. И кажется, что каждый из нас — все лишь песчинка, просто забытая ничего не могущая пылинка на обочине мироздания.

Не знаю, какой был авторский замысел, но для меня это книга стала концептуальной о ценности Личности и навсегда поселилась на полке, среди регулярно перечитываемой классики.

 

Спасибо, Кристиан… Я страшно рада, что ты нашёлся!

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль