Когда-то я запала на эту вещь с первых волшебных строчек пролога:
Скрытый текстЭто случилось во времена, когда невозможное оборачивалось возможным, сказки становились былью, а доблесть, честь и слава были не пустыми словами.
С тех пор прошли годы и годы, мир потускнел, прошлое забылось, слава развеялась, время стерло царства и народы с лица земли. Люди остались одни в мире, придумали ему новую историю и даже решили, что ни рядом с ними, ни под ними, ни над ними нет и не было никого — вы только подумайте, до чего дошел людской род в измышлении чуши!
Потомки забыли деяния своих предков, а те, что сохранили в памяти, назвали враками и небылицами.
Тем не менее, все, рассказанное здесь, случилось — в тех землях и в те времена, когда невозможное еще оборачивалось возможным, а люди еще не говорили о мире, в котором соседствовали с множеством других народов, как о наполовину наполненном водой стакане, который фокусник перевернул ладонью на базаре.
Они точно знали, что у них есть соседи, и были более чем уверены, что не все соседи желают жить с ними в мире. Именно об этих временах, об этих людях, и об этих соседях мы поведем наш рассказ.
С тех пор, насколько я знаю, текст претерпел несколько редакций и обзавелся абсолютно новым прологом, но одно в нем сохранилось абсолютно точно — богатый и выразительный язык автора, настоящий литературный русский язык, не отягощенный чрезмерной стилизацией и при этом передающий все оттенки духа времени и атмосферы Востока. А что до сюжета, то он, богатый картинами сражений и хитросплетениями интриг, именно таков, каким и должен быть в остросюжетном историческом романе.
Потому что несмотря на многочисленные фэнтезийные элементы и главного «элемента» — собственно ГГ, «Ястреб» — исторический роман. Точнее, квазиисторический, потому что действие происходит в вымышленном мире. Тем не менее, если кому-нибудь захочется узнать, чем и как жило пестрое население аббасидского халифата в «золотой век» арабской культуры, с кем оно сражалось и во что верило, то вам — сюда. Гражданская война с Омейядами, нашествие монголов и другие попытки сохранить раздираемую на части огромную империю — вот основные сюжетные вехи романа, действие которого происходит на территории чуть ли не всей Азии — тут и Ближний Восток, и монгольские степи, и даже Китай с Японией, названные по-другому, но отчетливо узнаваемые.
А вот мир запада, за редчайшими исключениями, в сюжете не показан. Потому что там, на западе, в это время подходят к концу столетия долгого мира и приближается Дагор Браголлах, когда на мирный Белерианд обрушится вся мощь Ангбанда.
Оттуда, из застенков Ангбанда, и был доставлен к халифу Аш-Шарийа главный герой — эльф-военспец нолдорского происхождения, мятежник, изгнанный из земного рая.
Громада толкиновского «Сильмариллиона» тенью встает за сюжетом «Ястреба», придавая ему совершенно особую ауру. При этом роман — не фанфик, не апокриф, прямых упоминаний событий и персонажей «Сильма» в тексте нет вообще. Зато косвенные полунамеки, чьи контуры едва видимы на дальнем плане, неожиданно мощно раздвигают границы романа. На самом деле, потрясающий эффект.
Среди вопросов, который поднимаются в романе, основной — государственность. Стоит ли благополучие и процветание государства, целостность его границ, тех огромных жертв, которые кладутся на алтарь во имя этой цели? Именно над этим будут размышлять герои, думая — правильно ли сделали, поставив на вечную службу интересам халифата «демона государственности» — связанного клятвой служения нелюдя из Сумерек, того самого военспеца. А он, военспец, и в самом деле нелюдь, и демон тоже — с болезненной гордыней, презрением к человечеству и личными счетами к Творцу. А еще со специфическими, по феодальным меркам, представлениями о милосердии, в чем другим персонажам романа не раз придется убедиться.
И напоследок. «ястреб» написан в духе «фэнтезийного реализма» Сапковского и Мартина. Это значит, что здесь есть и кровища, и грязища, и поруганные девы, и убиенные младенцы, и откровенные эротические сцены. А еще здесь есть волшебство, целый бестиарий всевозможных сказочных существ из восточного фольклора, сбывающиеся пророчества и магические обряды. Есть здесь и романтика. И любовь, и выбор между любовью и долгом.
Это хорошая книга.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.